дело № 12-471/15
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление об административном правонарушении
2 ноября 2015 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Фаршатовой И.И.,
при секретаре Хажиевой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башнефть - добыча» на постановление старшего государственного инспектора РФ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.9 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Постановлением старшего государственного инспектора РФ Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> (Управление Росприроднадзора РБ) от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Башнефть - Добыча» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа <данные изъяты> руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель общества с ограниченной ответственностью «Башнефть - Добыча» - ФИО1 подал жалобу, в которой просит вышеназванное постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство о делу прекратить, в связи отсутствием в действиях юридического лица состава вмесенного правонарушения, указав, что добыча нефти на Шакшинском нефтяном месторождении осуществляется Обществом в соответствии с техническим проектом разработки Шакшинского месторождения, согласованным центральной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений углеродного сырья Министерства природных ресурсов и экологии РФ Федерального агентства по недропользованию. В соответствии с требованиями, установленными Техническим проектом, с целью мониторинга, отборы проб воды в 2013-2014 годах производились при соблюдении периодичности времени их отбора, при этом превышение предельно допустимой концентрации по хлоридам и нефтепродуктам не обнаружено. Полагает, что Обществом не допущено нарушений требований закона РФ «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «Башнефть - добыча» - ФИО1 доводы жалобы поддержал, привел те же пояснения, что и в жалобе.
В судебном заседании представитель Управление Росприроднадзора РБ –ФИО2 с доводами жалобы не согласен, возражал против ее удовлетворения, привел возражения, указанные в письменном отзыве на иск.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, свидетелей, суд приходит к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Башнефть-Добыча» привлечено к административной ответственности по ст. 8.9.КОАП РФ за то, что осуществляя добычу углеводородного сырья на Шакшинском нефтяном месторождении в районе поселка <адрес>, допустило нарушение природоохранного законодательства, а именно в нарушении требований ч. 2 ст. 22, ч. 8 ст. 23 Закона РФ «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ за № не обеспечило в полном объеме проведение мониторинга подземных и поверхностных вод в соответствии с проектной документацией Шакшинского нефтяного месторождения РБ, что могло повлечь за собой наступление негативных последствий в виде загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
На основании статьи 8.9 Кодекс РФ об административных правонарушениях нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
Как следует из ч. 8 ст. 23 данного Закона одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является, предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. Порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, устанавливается положением о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ, утвержденным Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 433
В силу п.1 вышеназванного положения государственный мониторинг состояния недр или геологической среды (ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
Основными задачами ГМСН являются получение, обработка и анализ данных о состоянии недр; своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр; учет состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения; разработка, обеспечение реализации и анализ эффективности мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и охраны недр, а также по предотвращению или снижению негативного воздействия опасных геологических процессов; регулярное информирование органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке; межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество в сфере экологически безопасного природопользования.( пункт 3 Положения).
Пунктом 7 указанного положения ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
Как следует из материалов дела, добыча нефти на Шакшинском нефтяном месторождении осуществляется ОАО «Башнефть - добыча» в соответствии с технологическим проектом разработки Шакшинского месторождения, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ председателем центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеродного сырья Министерства природных ресурсов и экологии РФ Федерального агентства по недропользованию. Как следует из Приложения к Технологическому проекту, наблюдательная сеть Шакшинского нефтяного месторождения состоит из двух водопунктов: водопункт № (ВП-1) – озеро Максимовское, ниже куста 7, для контроля поверхностных вод. Отбор проб производится 2 раза в год (июнь, октябрь), водопункт № (ВП-2) –водозаборная скважина во дворе дома, на южной окраине поселка Максимовка (глубина скважины 14 метров, интервал установки фильтра- 10-14 метров) для контроля подземных вод. Отбор проб производится 4 раза в год (апрель, июнь, август, октябрь).
В связи с тем, что эксплуатационные скважины Шакшинского месторождения расположены на водосборной площади озера Максимовское, качество поверхностных вод характеризует ВП-1, расположенный западнее объектов добычи, т.е. потенциальное загрязнение поверхностных вод со стороны объектов Шакшинского месторождения будет подхвачено данным водопунктом.
Направление движения подземных вод в районе Шакшинского месторождения также западно и юго-западное, то есть в сторону озера Максимовское и древней долины реки Уфы. Непосредственно в контуре месторождения находится <адрес>, который входит в состав административно - территориальной единицы <адрес>. <данные изъяты> расположен гипсометрически ниже объектов нефтедобычи Шакшинского месторождения, на пути движения подземных вод со стороны месторождения. Таким образом, наблюдательная скважина в поселке Максимовка контролирует качество подземных пресных вод Шакшинского месторождения.
Как следует из актов отбора проб воды ООО «Башнефть-Петротест» ТП «Уфа» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и соответствующих протоколов анализов воды с контрольных водопунктов Шакшинского месторождения НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть - Добыча» за 2013 год, с контрольного водопункта Шакшинского месторождения (ВП-2 скважина в поселке Максимовское) НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть добыча» за 2013 и 2014 года отборы проб воды в 2013-2014 года производились с соблюдением периодичности и времени их отбора, установленного вышеназванным Технологическим проектом, а также в соответствии с графиком производственного контроля поверхностных и подземных вод с контрольных водопунктов НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть-Добыча» на 2014 год, утвержденного главным инженером НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть-Добыча» и согласованного с ООО «Башнефть-Петротест», имеющим аттестат аккредитации испытательной лаборатории, дающий право на проведение лабораторных исследований в сфере охраны окружающей среды.
В судебном заседании свидетели М.Р.Х, главный специалист сектора экологической безопасности ООО «БашНИПИнефть», и Н.Л.Р, ведущий инженер ООО «Башнефть - Петротест» каких-либо сведений о неправомерности обжалуемого постановления, незаконности действий государственного инспектора, вынесшего постановление, суду не сообщили, тот факт, что они указали на полное соблюдение обществом «Башнефть-Добыча» всех требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов в части ведения мониторинга подземных и надземных вод, не имеет юридического значения для дела, так как в полномочия данных коммерческих частных юридических лиц не входит принятие решений, постановлений и других официальных документов, исполнение которых обязательно для всех граждан, юридических лиц и иных организаций, гос. и муниципальных органов. Такими полномочиями обладает, в частности, обладает именноУправление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>.
В качестве доказательств совершения обществом вышеназванного правонарушения, суд принимает во внимание - протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, письмо Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что проведенным специалистами ГБУ РБ УГАК Минэкологии РБ отбор и анализ проб воды с озера Максимовское, расположенного в <данные изъяты> метрах от <данные изъяты> куста скважин выявлено превышение предельно допустимых концентраций по иону - амония в <данные изъяты> раза, султфатам <данные изъяты> раза, нитритам <данные изъяты> раза, меди в <данные изъяты> раз, протокол за №, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, протокол за № от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа проб природной воды, заключение по результатам анализа проб воды отобранных ДД.ММ.ГГГГ из озера Максимовское ГБУ РБ УГАК. Все вышеперечисленные доказательства свидетельствуют о наличии в пробах воды с водного объекта озеро Максимовское превышения загрязняющих веществ, указанные загрязнения являются результатом деятельности ООО «Башнефть-Добыча».
Кроме того, Верховным Судом РБ при рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ достоверно установлены следующие обстоятельства.
Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> о несоблюдении ООО «Башнефть-Добыча» природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства при эксплуатации объекта нефтедобычи, расположенного в микрорайоне <адрес>. Проверкой установлено, что в микрорайоне Максимовка находится куст скважин № Шакшинского нефтяного месторождения, эксплуатируемый НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть-Добыча». Проведенный специалистами ГБУ РБ УГАК Минэкологии РБ отбор и анализ проб воды с водного объекта (озеро Максимовское), расположенного в <данные изъяты> м. от куста скважин, выявил превышение предельно допустимых концентраций по иону-аммония в <данные изъяты> раза, сульфатам - <данные изъяты> раза, нитритам - <данные изъяты> раза, меди - <данные изъяты> раз и др. загрязняющим веществам. Во всех проанализированных специалистами пробах обнаружены следовые количества алканов, характерных для нефтепродуктов. Принимая во внимание, что в непосредственной близости к водному объекту отсутствуют другие производства, сотрудники природоохранной прокуратуры пришли к выводу, что вероятным источником загрязнения водного объекта является объект нефтедобычи ООО «Башнефть-Добыча». Прокуратурой материалы проверки направлены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ для проверки и принятия мер. По результатам проверки старший государственный инспектор РФ по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ ФИО3 вынес постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-недра, которым ООО «Башнефть-Добыча» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Ко АП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа - <данные изъяты> руб.
Согласно договору по оказанию операторских услуг № № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Башнефть-Добыча» НГДУ «Уфанефть» осуществляет добычу на Шакшинском нефтяном месторождении в районе <адрес> по лицензии УФА 01767 НЭ, принадлежащей ОАО АНК «Башнефть». Добычу ведут согласно Техническому проекту разработки Шакшинского нефтяного месторождения Республики Башкортостан. Согласно Техническому проекту наблюдательная сеть по контролю за состоянием подземных и поверхностных вод осуществляется НГДУ «Уфанефть» ООО «Башнефть-Добыча» и состоит из двух контрольных водопунктов: Озеро Максимовское; Скважина в поселке Максимовка. Согласно плану - графику отбора проб с контрольных водопунктов на территории деятельности НГДУ «Уфанефть» отбор проб на существующих поверхностных водопунктах проводится 2 раза в год, а на подземном водопункте - ежеквартально.
При проведении административного расследования скважина в <адрес> отсутствует, по представленным данным мониторинг ведется по пробам воды в колодцах жилых домов. Расположение сети колодцев ни чем не регламентируется. Контрольные водопункты, согласно Техническому проекту, нанесены на гидрогеологическую карту (приложение Г). Согласно выкопировки из проекта на карте водопункты отсутствуют. Отбор проб воды по своему усмотрению в колодцах около жилых домов <адрес> недопустим, поскольку данные колодцы не нанесены на гидрогеологическую карту.
Позиция Башкирской межрайонной прокуратуры РБ и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ о том, что самым вероятным источником загрязнения озера Максимовское является объект нефтедобычи ООО «Башнефть-Добыча» бесспорно не опровергнут. Таким образом, ООО «Башнефть-Добыча» при добыче углеводородного сырья на Шакшинском нефтяном месторождении не осуществляло в полном объеме мониторинг подземных и поверхностных вод. Позицию судьи первой инстанции об отсутствии состава административного правонарушения, Верховный Суд Республики Башкортостан нашел преждевременной и не основанной на юридически значимых обстоятельствах дела.
Приведенные достоверно установленные судом вышестоящей инстанции обстоятельства, а также имеющиеся в деле доказательства, пояснения представителя государственного органа являются для районного суда основанием сделать вывод о том, что ООО «Башнефть-Добыча» виновно в совершении правонарушения и правомерно привлечено Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ к административной ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора РФ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>№-недра от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Башнефть-Добыча» к административной ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении жалобы представителя юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Башнефть - Добыча» - ФИО1
Постановление старшего государственного инспектора РФ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>№-недра от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, о привлечении ООО «Башнефть-Добыча» к административной ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья: И.И. Фаршатова