Дело 12-471/2020
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09.12.2019 года по делу № 5-703/2019,
У С Т А Н О В И Л
Постановлением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09.12.2019 года по делу № 5-703/2019 (судья Диденко Д.А.) индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, индивидуальный предприниматель ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09.12.2019 года по делу № 5-703/2019, производство по делу прекратить.
В судебном заседании 14.10.2020 года представитель индивидуального предпринимателя ФИО2 ( далее ИП ФИО2) настаивал на удовлетворении жалобы, указав, что судьей Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым дело № 5-703/2019 было рассмотрено с нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, при неверной оценке представленных доказательств.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Ст.8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ составляют действия лица, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами. Иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием «Режим». Нарушение иных правил может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих деятельность в пределах этих объектов.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 28.05.2019 года сотрудник Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым принял участие в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой по соблюдению требований природоохранного законодательства на особо охраняемой природной территории дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк», расположенного по адресу: <адрес> в ходе которой были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
По результатам изучения указанных выше сведений заместителем начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона заведующим отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым- старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 10.06.2019 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №28/07.1-23/1.
При проведении административного расследования было зафиксировано нарушение установленного режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Дендропарка, выраженное в незаконном размещении ИП ФИО1 стационарных и временных сооружений, в том числе миниатюр знаменательных памятных мест Крыма, содержании животных, не связанных с обеспечением охраны Дендропарка, несанкционированном складировании отходов производства и потребления, взимании платы за вход на территорию Дендропарка в Юго-Западной части парка координат 45.185708, 33.3608002.
По указанному выше факту 07.08.2019 года в отношении ИП ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении №012757, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ.
Определением заместителя начальника управления экологического надзора Западно – Крымского региона заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от 09.08.2019 года №6/07.1-23/9 протокол об административном правонарушении №012757 от 07.08.2019 года и другие материалы дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ст.8.39 КоАП РФ переданы на рассмотрение в Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19.08.2019 года протокол об административном правонарушении №012757 от 07.08.2019 года и другие материалы дела по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 возвращены в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым для устранения недостатков.
Определением заместителя начальника управления экологического надзора Западно – Крымского региона заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от 26.08.2019 года №12/07.1-23/9 протокол об административном правонарушении №012757 от 07.08.2019 года и другие материалы дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ст. 8.39 КоАП РФ переданы на рассмотрение в Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30.08.2019 года протокол об административном правонарушении №012757 от 07.08.2019 года и другие материалы дела по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 возвращены в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым для устранения недостатков.
Определением заместителя начальника управления экологического надзора Западно – Крымского региона заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от 09.09.2019 года №16/07.1-23/9 протокол об административном правонарушении №012757 от 07.08.2019 года и другие материалы дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ст. 8.39 КоАП РФ переданы на рассмотрение в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым.
Постановлением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09.12.2019 года по делу № 5-703/2019 (судья Диденко Д.А.) индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ).
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по делам, перечисленным в ч. 1.1, 2, 3, 5, 6 ст. 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.
Материалы дела свидетельствую о том, что административное расследование, по результатам изучения материалов которого 07.08.2019 года в отношении ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении №012757, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, проводилось должностными лицами Управления экологического надзора Западно – Крымского региона заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, которое находится по адресу: <адрес>.
Согласно п.п «и» п. 3 ст. 1 Федерального Закона РФ от 23.06.2014 года № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что юрисдикция Евпаторийского городского суда – распространяется на территории города Евпатории; поселков городского типа Заозерное, Мирный, Новоозерное.
В силу изложенного, в соответствии с указанными выше положениями ст. 29.5 КоАП РФ, становится очевидным, что рассмотрение данного дела относиться к территориальной подсудности Евпаторийского городского суда Республики Крым.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2007 года № 623-О-П и от 15.01. 2009 года №144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В силу изложенного становится очевидным, что Киевским районным судом г.Симферополя Республики Крым при рассмотрении дела № 5-703/2019 допущенные существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАПРФ, вследствие чего постановленные 09.12.2019 года судебных акт подлежит отмене.
При решении вопроса о возвращении дела на новое рассмотрение необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, составляет один год.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 28.05.2019 года сотрудник Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым принял участие в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой по соблюдению требований природоохранного законодательства на особо охраняемой природной территории дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, послужившие основанием для вынесения 10.06.2019 года заместителем начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона заведующим отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №28/07.1-23/1.
При таких обстоятельствах в силу указанных выше положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по настоящему делу истёк 28.05.2020 года.
Исходя из положений п. 6. ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное выше, становится очевидным, что постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09.12.2019 года по делу № 5-703/2019 подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.3ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09.12.2019 года по делу № 5-703/2019 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 прекратить на основании п.3ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>