ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-471/2022 от 12.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-471/2022

РЕШЕНИЕ

12 мая 2022 года г. Челябинск

Судья Ленинского районного суда г. Челябинска Кутепова Т.О., с участием Скрынникова П.А., при помощнике Чепариной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Скрынникова П,А. на постановление инспектора по ИАЗ полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, решение вр.и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, в отношении Скрынникова П,А.,

установил:

Постановлением инспектора по ИАЗ полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Скрынников П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением вр.и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, обращение Скрынникова П.А. - без удовлетворения.

В своей жалобе Скрынников П.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании Скрынников П.А. доводы жалобы поддержал, указав, что как директор юридического лица на основании Устава Общества и договора аренды транспортного средства вправе использовать транспортное средство организации в личных целях, для осуществления которых не требуется путевого листа. Устав и договор аренды находились в машине, на месте ДТП данное правонарушение не было выявлено, в связи с чем при возбуждении дела, не имея доступа к автомобилю, он не мог представить необходимые документы.

Заслушав пояснения Скрынникова П.А., проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Нормы ст. 26.1 КоАП РФ обязывают судью определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, закрепляют содержание предмета доказывания. Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 10 мин. по адресу: произошло дорожно-транспортное происшествие с участием Скрынникова П.А., управлявшего автомобилем Нисан Стейджа, государственный регистрационный знак . Из административных материалов по ДТП следует, что при установлении личности водителя сотрудниками ГИБДД выявлено, что Скрынников П.А. управлял транспортным средством, принадлежащем ООО «Общая касса-Челябинск», директором которого водитель является (данные обстоятельства также подтверждены в судебном заседании Выпиской ЕГРЮЛ).

В этот же день ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 20 мин. по адресу при оформлении административного материала ДТП инспектором по ИАЗ полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО1 в отношении Скрынникова П.А. составлен протокол об административном правонарушении за то, что последний ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 10 мин. по адресу: , в нарушение п. 2.1.1 ПДД РФ управлял автомобилем Нисан Стейджа, государственный регистрационный знак , принадлежащий ООО «Общая касса-Челябинск», не имея при себе документов на право управления данным транспортным средством, а именно в отсутствие путевого листа.

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор по ИАЗ полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО1 пояснил, что на месте дорожно-транспортного происшествия он не принимал участия в оформлении процессуальных документов, факт совершения вменяемого правонарушения иными доказательствами, кроме как протоколом об административном правонарушении, не подтверждался, наличие у водителя в транспортном средстве правоустанавливающих документов не проверялось, факт осуществления водителем Скрынниковым П.А. перевозки пассажиров и багажа, либо грузов не выявлялся, возможность назначения наказания в виде предупреждения не рассматривалась, при этом водитель ему пояснял, что управлял транспортным средством в личных целях, однако необходимость путевого листа, по его мнению, обусловлена п. 8 Порядка в любом случае эксплуатации транспортного средства, принадлежащего организации.

В силу п. 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки.. . в установленных законом случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, которые могут быть представлены на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, либо его копии на бумажном носителе), а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов.

Согласно ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом, из диспозиции указанной нормы следует, что административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ является не каждый случай отсутствия у водителя при себе путевого листа, а исключительно в случаях, предусмотренных законодательством.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами названного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).

Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статья 3 Закона о безопасности дорожного движения).

В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта Совет Министров - Правительство Российской Федерации утвердил Правила дорожного движения Российской Федерации (далее - Правила дорожного движения) и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (постановление от 23 октября 1993 г. N 1090).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулирует Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021).

Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные Уставом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Названный правовой акт определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (части 1, 2 статьи 1 Устава).

Путевой лист - это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (пункт 14 статьи 2 Устава).

Согласно части 2 статьи 6 Устава запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Пункт 2 этой же статьи закона наряду с прочим устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.

Пунктом 7 статьи 23 названного закона предусмотрено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан).

Порядок заполнения путевых листов (приложение к Приказу Минтранса России от 11.09.2020 № 368) определяет, что путевой лист должен содержать не только сведения о транспортном средстве, но и сведения о водителе, которые включают фамилию, имя, отчество (при наличии); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (если обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителя предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Таким образом, путевой лист является основным первичным учетным документом, содержащим реквизиты, отражающие особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом, подтверждает полномочия водителя транспортного средства на принятие груза, осуществление перевозки, отметки о предрейсовых медицинских осмотрах водителя и предрейсовых технических осмотрах транспортного средства, а также сведения о расходе топлива для бухгалтерской отчетности, и иную информацию.

Анализ содержания приведенных выше положений Закона о безопасности дорожного движения и частей 1 и 2 статьи 1 Устава позволяет прийти к выводу о том, что для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа, оформление путевых листов является обязательным, путевой лист должен оформляться юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем при эксплуатации ими транспортного средства независимо от формы владения данным транспортным средством, а также вне зависимости от вида и особенностей перевозки, каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортного средства.

Исходя из буквального толкования нормативного предписания пункта 8 Порядка в его системной взаимосвязи с иными положениями Порядка следует, что положение направлено на регулирование отношений, связанных с перевозкой пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями.

При этом пункт 8 Порядка не содержит обязанности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя по оформлению путевого листа в случаях эксплуатации транспортного средства, отличных от перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями.

Поскольку факт осуществления водителем Скрынниковым П.А. перевозки пассажиров и багажа, либо грузов не выявлен, нарушения п. 2.1.1 ПДД РФ в его действиях не имеется.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, в отношении Скрынникова П.А. подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Решением должностного лица, вынесенным по рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, указанные процессуальные нарушения не устранены, в связи с чем оно также подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, в отношении Скрынникова П.А. подлежит прекращению на основании, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

решил:

постановление инспектора по ИАЗ полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску Мухортикова А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, решение вр.и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, в отношении Скрынникова П,А. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, в отношении Скрынникова П,А. прекратить.

Судья подпись Кутепова Т.О.

Копия верна.

Судья Кутепова Т.