ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-471/2022 от 19.05.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 12-471/2022

УИД 28RS0004-01-2022-002533-26

РЕШЕНИЕ

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Вискулова В.В.,

при секретаре судебного заседания Грязновой А.Е.,

с участием заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, защитника директора ГБУ «Экология» ФИО2 – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГБУ АО «Экология» ФИО2 на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора № 16-06/2022-08 от 22.02.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ГБУ АО «Экология» ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

директор ГБУ АО «Экология» ФИО2 постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды № 16-06/2022-08 от 22.02.2022 года признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ГБУ АО «Экология» ФИО2 обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование заявленных требований указал, что в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении о назначении административного наказания не указано - в чем конкретно выразилось бездействие ГБУ «Экология». Наличие составленных и утвержденных ГБУ «Экология» паспортов на виды отходов с кодом по ФККО 14 128 12 40 2 – «смесь твердых пестицидов II-III класса опасности, пригодная для термического обезвреживания» и с кодом по ФККО 1 14 128 11 30 2 – «смесь жидких пестицидов II-III класса опасности, пригодная для термического обезвреживания» свидетельствует об отсутствии бездействия ГБУ «Экология» по составлению таких паспортов. Директор ГБУ «Экология» ФИО2 является ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ. ГБУ «Экология» не является собственником обозначенных выше отходов; данные отходы не образованы в процессе деятельности учреждения. Оформление паспортов отходов возложено на ГБУ «Экология» не нормативными правовыми актами, а решением Правительства Амурской области и утвержденным 13.01.2020 года министерством природных ресурсов Амурской области государственным заданием № 97 на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. В действиях ФИО2 как должностного лица – директора ГБУ «Экология» отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ. Директором ГБУ «Экология» были предприняты все необходимые действия по составлению паспортов отходов I-IV классов опасности. С учетом того, что ГБУ «Экология» не обладает специальными познаниями в области проведения количественного химического анализа и оформления паспортов отходов, 10.07.2020 года был заключен контракт № 316/77 со специализированной организацией ООО «Группа Компаний «РОССТЕХ» на оказание указанных услуг. На основании полученных данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду, были оформлены паспорта отходов. 18.08.2020 года директором ГБУ «Экология» утверждены данные паспорта отходов. 20.08.2020 года ГБУ «Экология», за подписью директора ГБУ «Экология», направило в уведомительном порядке заверенные паспорта отходов и копии документов, подтверждающих компонентный состав отходов, в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора. Не согласен с выводами должностного лица о том, что химический и компонентный состав отходов, указанных в паспортах отходов, которые утверждены ГБУ «Экология», не соответствуют тем, что включены в ФККО. Не согласен с выводами должностного лица о том, что отход, образующийся у ГБУ «Экология», неверно отнесен к виду отхода, включенного в ФККО с кодом 1 14 128 12 40 2 и наименованием «смесь твердых пестицидов II-III класса опасности, пригодная для термического обезвреживания»; с кодом по ФККО 1 14 128 11 30 2 и наименованием «смесь жидких пестицидов II-III класса опасности, пригодная для термического обезвреживания», в связи с несовпадением всех классификационных признаков, со ссылкой на ответ федерального государственного бюджетного учреждение ФГБУ «ФЦАО» от 16.04.2021 по вопросу предоставления экспертной оценки представленных сведений оформленных паспортов отходов ГБУ «Экология». Считает довод должностного лица в постановлении по делу о назначении административного наказания о том, что согласно ответа ФГБУ «ФЦАО» от 16.12.2021 года № ОП-11-08/1459, ФГБУ «ФЦАО» нецелесообразно рассматривать возможность отнесения отходов ГБУ «Экология» к аналогичным видам отходов, включенным в ФККО, неверно истолкованным, по отношению к отходам, на которые ГБУ «Экология» утвердило паспорта отходов. В постановлении о назначении административного наказания от 22.02.2022 года указано, со ссылкой на подпункт «в» п. 6 Порядка № 541, что в нарушение данной нормы права учреждением не обеспечен отбор проб отходов аккредитованной испытательной лабораторией, указанные пробы отобраны силами учреждения. Считает данный вывод основанным на неверном применении законодательства Российской Федерации. Не согласен с выводами должностного лица о том, что директором ГБУ «Экология» нарушены требования ст. 11 Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающие обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. Протокол об административном правонарушении, а также постановление о назначении административного наказания не содержат сведений о времени совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, что является нарушением ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. Срок давности необходимо исчислять со дня получения Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора в уведомительном порядке от ГБУ «Экология» заверенных паспортов отходов и копий документов, подтверждающих компонентный состав отходов, а именно с 24.08.2020 года. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек.

Срок подачи жалобы заявителем не пропущен.

В судебном заседании защитник директора ГБУ «Экология» ФИО2 – ФИО3 настаивала на доводах жалобы, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Особо обратила внимание суда на истечение срока давности привлечения к административной ответственности - срок давности исчисляется с 24.08.2020 года.

В судебном заседании заместитель главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 возражал против доводов жалобы, просил отказать в удовлетворении заявленных в жалобе требований в полном объеме. Изначально в судебном заседании настаивал, что датой совершения правонарушения является дата составления протокола об административном правонарушении - 20.01.2022 г., потом мнение изменил - исходной датой полагал получение письма ФЦАО 24.12.2021 г. № АА-10-02-31/45381, которым было получено письмо ФГБУ ФЦАО от 16.12.2021 г. № ОП-11-08/1459.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлялись судом надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало. Жалоба рассмотрена при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив жалобу и материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»), отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Приказом Минприроды России от 08.12.2020 года № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности» определены правила составления паспортов отходов I-IV класса опасности.

Согласно ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в его виновности, толкуются в пользу этого лица.

В силу положений ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При этом обжалуемое постановление и протокол требованиям ст.ст. 24.1, 26.1, 28.2 КоАП РФ не отвечают.

Так, согласно диспозиции ст. 8.2 КоАП РФ объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Действия ГБУ АО «Экология» квалифицированы по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ – неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-V классов. Какое именно квалифицирующее бездействие из диспозиции ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ вменяется директору ГБУ АО «Экология» ФИО2 при признании его вины в совершении административного правонарушения, в материалах дела четко не указано. В постановлении подробно излагаются правовые нормы, содержание переписка с ФГБУ ЦЛАТИ, в вину инкриминируется тот факт, что ГБУ «Экология» не обеспечило отбор проб отходов аккредитованной испытательной лабораторий (без ссылки на правовую норму, предполагающую такую обязательность), что директором ГБУ «Экология» ФИО2 допущены нарушения требований «вышеуказанного законодательства», при этом не ясно – какого конкретно? Вывод должностного лица о том, что химический и компонентный состав отходов, указанный в паспортах отходов, которые утверждены ГБУ «Экология», не соответствуют тем, что включены в ФККО не основан на точной дате и времени совершения вменяемого директору ГБУ АО «Экология» ФИО2 административного правонарушения; пояснения по данному вопросу заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, данные в судебном заседании, противоречивы, что не позволяет суду сделать однозначный вывод о точном сроке давности привлечения ФИО2 к административной ответственности.

Вместе с тем, указанное обстоятельство является основополагающим при описании события рассматриваемого правонарушения, что является существенным нарушением требований ст. 29.10 КоАП РФ, в связи с чем постановление подлежит отмене по указанному основанию.

Отсутствие в постановлении по делу об административном правонарушении, вышеуказанных сведений, подтверждающих событие и дату административного правонарушения, признаются существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица № 16-06/2022-08 от 22.02.2022 года о привлечении директора ГБУ АО «Экология» ФИО2 к административной ответственности не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора № 16-06/2022-08 от 22.02.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ГБУ АО «Экология» ФИО2 – отменить.

Производство по делу прекратить в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Благовещенского

городского суда В.В. Вискулова