Дело №
55RS0№-85
Р Е Ш Е Н И Е
(по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении)
г. Омск 01 декабря 2021 года
Судья Центрального районного суда г. Омска Щеглаков Г.Г., при секретаре судебного заседания ФИО8, с участием защитника ФИО4 – ФИО3, действующей на основании доверенности, представителя УФК по Омской области ФИО9, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированного по адресу: <адрес>, на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области по делу 52-16-20/36-2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении заместителя Председателя Правительства Омской области, Министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО4 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Из указанного постановления следует, что специалистами УФК по Омской области на основании приказа УФК по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-кд «О назначении плановой выездной проверки Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области» проводилась проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда» за период с ДД.ММ.ГГГГ по истекший период 2021 года.
Целью Федерального проекта «Жилье» Подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, является увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год. Срок реализации 2018-2024 годы.
Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области № заключено Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с Правительством Омской области ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление субсидии в 2020 году осуществлялось в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложениям №, 2 и 3 к Соглашению №, а именно на строительство и реконструкцию автомобильной дороги от моста им. <адрес>.
Приложением № к Соглашению № определены сроки строительства Объекта строительства - 2019-2020 годы и предполагаемая предельная сметная стоимость - 972 401 240,00 руб.
В соответствии с Законом Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Омской области на финансовое обеспечение строительства и реконструкции объекта, в 2020 году составил 483 269 440,00 руб., в том числе средства федерального бюджета - 424 093 600,00 руб. (87,76 % общего объема ассигнований). Средства на Объект строительства выделены по главе 014 (Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области) разделу 04 (Национальная экономика) подразделу 09 (Дорожное хозяйство (дорожные фонды)) целевой статье 05 2 F1 5 021 1 (государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», подпрограмма 2 «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства», «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (софинансирование строительства автомобильных дорог и объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономического класса)», виду расходов 520 (Межбюджетные трансферты (субсидии)).
Согласно пункту 6.1.1 Соглашения № уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России, и на который возлагаются функции по исполнению соглашения и представлению отчетности в Минстрой России, определен Минстрой ФИО6<адрес>.
В целях реализации Программы Омской области и в соответствии с Законом Омской области от 19.12.2019 № 2219-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» между Минстроем Омской области и Администрацией города Омска заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 19.05.2020 № 52701000-1-2020-004 (далее – Соглашение № 004).
В соответствии с Соглашением № 004 бюджету городской округ город Омск в 2020 году предоставлена субсидия из бюджета Омской области на условиях софинансирования в общей сумме 483 269 440,00 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 424 093 600,00 руб. С учетом софинансирования из бюджета городской округ город Омск, предусмотренного Соглашением в сумме 9 862 659,00 руб., а также дополнительно выделенных средств бюджета г. Омска - 200 313,52 руб. Общий объем средств, направленных на реализацию указанных мероприятий в 2020 году, составил 493 332 412,52 руб.
Соглашением о реализации регионального проекта «Жилье (Омская область)» на территории Омской области от 01.02.2019 № 069-2019-F10052-1 (далее – Соглашение о реализации регионального проекта), заключенным между руководителем федерального проекта «Жилье» и руководителем регионального проекта «Жилье (Омская область)» (с учетом дополнительных соглашений от 11.12.2019 № 069-2019-F10052-1/1,от 15.15.2020 № 069-2019-F10052-1/2) установлен показатель федерального проекта по субъекту Российской Федерации по вводу жилья в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации на 2020 год – 0,0622 млн. кв. м., определена задача и результат федерального проекта по субъекту Российской Федерации по реализации по состоянию на 31.12.2020 проекта по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации (приложения № 1 и № 2).
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения № 333 субсидия предоставляется в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту – реализация в 2020 году проекта по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 11 Приложения № 1, пункту 1.1 раздела 8 Приложения № 3 к Программе Омской области определен результат регионального проекта по развитию территорий – площадь введенного жилья на территории микрорайона «Прибрежный» (5А) на ЛБИ в г. Омске в 2020 году – 62,18 тыс. кв. м.
В соответствии с Чертежом планировки территории, расположенной в границах: <адрес> административном округе <адрес> (приложение №), утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, элемент планировочной структуры 5А расположен на левом берегу <адрес> в Кировском административном округе <адрес> в границах улиц Взлетная – Крупской – ФИО1.
В 2020 году согласно разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№-ru№, от ДД.ММ.ГГГГ№-ru№, выданным департаментом архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, в микрорайоне «Прибрежный» (5А) введены в эксплуатацию 2 жилых дома, расположенных по адресам: <адрес>.
Общая площадь жилых помещений введенных в эксплуатацию указанных домов составила 30,45 тыс. кв. м, что составляет 49 % от установленного Соглашением о реализации регионального проекта, Программой Омской области и Соглашением № 333 целевого показателя в 62,18 тыс. кв. м. Недостижение составило 51 %.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения № 333 Минстрой Омской области обязан обеспечить достижение результата регионального проекта в 2020 году со значением результата – 1.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Соглашения о реализации регионального проекта руководитель регионального проекта обеспечивает достижение значений показателей, выполнение задач, результатов выполнения федерального проекта по субъекту.
В нарушение подпункта 1, 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 27 Правил № 1710, пункта 4.3.3, 6.1.2.3 Соглашения № 333, пункта 2.2.3 Соглашения о реализации регионального проекта, Приложения № 1 к Соглашению о реализации регионального проекта, подпункта пункта 11 Приложения № 1 к Программе Омской области Минстроем Омской области не обеспечено достижение целевого показателя по вводу жилья в 2020 году на 51 %, то есть не достигнут результат регионального проекта.
Проверкой достоверности представленной Минстроем Омской области отчетности по Соглашению № 333 установлено следующее.
Согласно пунктам 4.3.6, 6.1.2.3.1, 6.1.2.4.1 Соглашения № 333 Минстрой Омской области обязан представлять в Минстрой России ряд отчетов, в том числе: о расходах, в целях софинансирования которых представляется субсидия (приложение № 5 к Соглашению № 333, далее – Отчет по форме № 5); об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства (приложение № 6 к Соглашению № 333, далее – Отчет по форме № 6); отчет о достижении значений результатов регионального проекта по форме согласно Приложению № 7 к Соглашению № 333 (далее – Отчет по форме № 7); отчет о достижении показателей результативности по форме согласно Приложению № 9 к Соглашению № 333 (далее – Отчет по форме № 9).
В соответствии с пунктом 2.2.5 Соглашения о реализации регионального проекта руководитель регионального проекта обеспечивает формирование, утверждение и направление отчета о ходе реализации регионального проекта, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
Согласно пункту 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта руководитель регионального проекта обеспечивает достоверность, актуальность и полноту сведений в отчетности и иной информации, связанной с реализацией регионального проекта, предусмотренной указанным Соглашением.
Согласно Отчету по форме № 7 по состоянию на 01.01.2021, составленному Минстроем Омской области, в Омской области достигнут результат регионального проекта, установленный на 2020 год.
Согласно Отчету по форме № 9, Отчету о ходе реализации регионального проекта, составленным Минстроем Омской области, в 2020 году достигнуто плановое значение показателя регионального проекта по вводу жилья (по проекту застройки микрорайона «Прибрежный» 5А) – 70,906 тыс. кв. м., что составляет 114 % от установленного планового показателя в 62,18 тыс. кв. м.
В нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 4.3.6, 6.1.2.3.1 Соглашения № 333, пункта 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта Минстроем Омской области представлена недостоверная отчетность о реализации регионального проекта за 2020 год, тем самым не обеспечено выполнение условий предоставления (расходования) субсидии.
Проверкой своевременности представления отчетных форм по Соглашению № 333 установлено следующее.
Согласно пунктам 4.3.6, 6.1.2.3.1 Соглашения № 333 Минстрой Омской области обязуется обеспечивать представление на бумажном носителе или в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» следующие отчеты: Отчет по форме № 5 не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена субсидия; Отчет по форме № 6 не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена субсидия; Отчет по форме № 7 не позднее 15.01.2021; Отчет по форме № 9 не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Проверкой установлены факты несвоевременного (с нарушением установленных сроков) представления отчетных форм в Минстрой России, в ФКУ«Объединенная дирекция» Минстроя России, а именно: Отчет по форме № 5 по состоянию на 01.01.2021 представлен 18.01.2021; Отчет по форме № 6 по состоянию на 01.10.2020 представлен 12.11.2020, по состоянию на 01.01.2021 представлен 18.01.2021; Отчет по форме № 9 по состоянию на 01.10.2020 представлен 26.10.2020, по состоянию на 01.01.2021 представлен 22.01.2021.
В нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 4.3.6, 6.1.2.3.1 Соглашения № 333 Минстроем Омской области представлялись с нарушением установленных сроков отчеты, предусмотренные Соглашением № 333, тем самым не обеспечено выполнение условий предоставления (расходования) субсидии.
Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, явилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Заместителем Председателя Правительства Омской области, Министром строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО4 как непосредственным руководителем Минстроя Омской области, на которого со стороны Правительства Омской области возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения № 333, было не обеспечено предусмотренное Соглашением достижение на конец 2020 года показателя по вводу жилья, не обеспеченна достоверность представленной соответствующей отчетности за 2020 год, а также не обеспечено соблюдение сроков ее представления.
Таким образом, заместителем Председателя Правительства Омской области, Министром строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО4 в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей не соблюдены требования подпунктов 1, 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, статьи 309 ГК РФ, пункта 27 Правил №, пунктов 4.3.3, 4.3.6, 6.1.2.3, 6.1.2.3.1 Соглашения №, пунктов 2.2.3, 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта, Приложения № к Соглашению о реализации регионального проекта, подпункта 11 Приложения № к Государственной программе Омской области, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и условий их предоставления расходования.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО4 обратился в Центральный районный суд города Омска с жалобой, в которой просит постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области о назначении административного наказания по делу № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, прекратить.
В обоснование жалобы указал, согласно приложению № к соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ целевой показатель по вводу жилья в 2020 году при реализации проекта застройки микрорайона «Прибрежный» (5А) на ЛБИ в г. Омске составляет 62,18 тыс. кв.м. В описании проекта жилищного строительства подготовленного с целью предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, указано, что в 2020 году в микрорайоне «Прибрежный» (5А) планировалось к вводу в эксплуатацию жилые дома общей площадью 62184,4 кв.м. Заявка о предоставлении субсидии, направленная в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерством строительства была принята без замечаний, указания на неверное толкование показателя в заявке не было. Таким образом, полагают, что площадь 62,18 тыс. кв.м. в Соглашении приведена с учетом общей площади жилых домов. Ввод в 2020 году многоквартирных домов площадью жилых зданий 110536,1 кв.м., площадью жилья 70906,4 кв.м., подтверждает ввод жилых домов общей площадью 62184,4 кв.м. в рамках реализации мероприятия «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ» в рамках федерального проекта «Жилье». В доводах жалобы ссылались на то, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства г. Омска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №-ru№ в микрорайоне «Прибрежный» (5А), расположенный по адресу: <адрес>. Отмечают, что Администрацией г. Омска отчет в рамках соглашения был направлен в Минстрой Омской области в рабочем порядке. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ официально отчет по достижению указанного показателя по итогам 2020 года представлен не был, в связи с чем Минстроем Омской области направлен отчет по форме №ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Минстроем Омской области направлено письмо в Администрацию г. Омска о причинах непредоставления отчета о достижении показателей результативности использования субсидии, установленных Соглашением. ДД.ММ.ГГГГ в Минстрой Омской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-ДС/265 официально поступил отчет по достижению указанного показателя по итогам 2020 года, в связи с чем, полагают, что вина Минстроя Омской области отсутствует. По вопросу обеспечения пропускной способности объекта пояснили, что проектная документация объекта в ноябре 2015 года была рассмотрена на Архитектурно-градостроительном совете г. Омска, на котором были представлены варианты трассы, в том числе с устройством основного проезда. 20.02.2016 Главным управлением государственного надзора и экспертизы Омской области выдано отрицательное заключение государственной экспертизы на проектную документацию Объекта. В соответствии с проектной документацией объекта, получившей отрицательное заключение, участок автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы до <адрес> – магистральная улица районного значения (ширина проезжей части – 7 м). По итогам получения отрицательного заключения и невозможности запроектировать объект в соответствии со схемой организации транспорта и улично-дорожной сети проекта планировки территории, расположенной в границах: <адрес> – <адрес> – <адрес> – левый берег реки Иртыш в КАО г. Омска, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, были внесены изменения в проект планировки территории постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в части уточнения категории автомобильной дороги вдоль берега <адрес> от моста им. 60-летия Победы – основной проезд. ДД.ММ.ГГГГ по объекту было выдано положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, шириной проезжей части автомобильной дороги 5, 5 м. от моста им. 60-летия Победы до <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по объекту Главным управлением государственного надзора и экспертизы Омской области повторно выдано положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также соответствие проектной документации техническому заданию. Указали, что объект запроектирован и построен в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов. Указывают на то, что в отношении проектной документации объекта была проведена государственная экспертиза, ДД.ММ.ГГГГ и было получено положительное заключение. Согласно государственной экспертизе от ДД.ММ.ГГГГ, для проведения экспертизы представлены все разделы проектной документации, экспертами проведена полная оценка достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, после чего вынесено положительное заключения. В доводах жалобы указали на том, что экспертизой не установлено завышение стоимости щебня. По вопросу принятии и оплаты некачественно выполненных работ по устройству тротуаров и велосипедных дорожек пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ была заключен муниципальный контракт №/С между Департаментом строительства и ООО «СтройТраст». Согласно муниципальному контракту №/СК от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ФИО6 СоюзДорНИИ» обязались выполнять работы по осуществлению строительного контроля по строительству объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по <адрес> от б. Архитекторов до <адрес>». В соответствии с условиями вышеуказанного контракта по окончании строительства ОАО «Омский СоюзДорНИИ» предоставляет Департаменту строительства итоговый отчет в соответствии с утвержденной формой, указывая на то, что все отчеты были представлены в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ИСХ-21/МСТД-7233. Указывают, что контроль за качеством выполняемых ООО «СтройТраст» работ осуществлялся. Контракт также предусматривает ответственность за некачественное оказание услуг. Департаментом строительства осуществлялся комиссионный осмотр Автомобильной дороги в гарантийный период, в результате которого был составлен акт со сроком устранения выявленных недостатков ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с письмами ООО «СтройТраст» от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ мероприятия по устранению дефектов указанных в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ согласно пунктам №,9-11,13,14,16,17,19-28,30 выполнены в полном объёме. Замечания по пунктам №,15,18,29 не являются гарантийными случаями и восстановлению не подлежат в связи с тем, что повреждены в процессе эксплуатации и содержания объекта. Указали, что представителями Министерства строительства Омской области осуществлялись неоднократные выезды на объект, проводились выездные совещания, что подтверждается соответствующими протоколами. Считают, что Минстроем Омской области предпринят достаточный комплекс мер для осуществления контроля за строительства объекта. Просит прекратить производству по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения жалобы ФИО4 в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Защитник ФИО4 - ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объёме. Представила возражения на отзыв УФК по Омской области, просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель УФК по Омской области просил постановление оставить без изменения. Представил письменную позицию по жалобе с дополнениями, указав, что Заместителем Председателя Правительства Омской области, Министром строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО4 как непосредственным руководителем Минстроя Омской области, на который со стороны Правительства Омской области возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения №, не обеспечено предусмотренное Соглашением достижение на конец 2020 года показателя по вводу жилья, не обеспеченна достоверность представленной соответствующей отчетности за 2020 год, а также не обеспечено соблюдение сроков ее представления. Заместителем Председателя Правительства Омской области, Министром строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО4 в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей не соблюдены требования подпунктов 1, 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, статьи 309 ГК РФ, пункта 27 Правил №, пунктов 4.3.3, 4.3.6, 6.1.2.3, 6.1.2.3.1 Соглашения №, пунктов 2.2.3, 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта, Приложения № к Соглашению о реализации регионального проекта, подпункта 11 Приложения № к Государственной программе ФИО6<адрес>, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и условий их предоставления расходования. Считают, что состав административного правонарушения установлен, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, также административным органом указано на повторность совершения однородного правонарушения. Считают, что освобождение ФИО4 от административной ответственности будет противоречить задачам законодательства об административных правонарушениях. ФИО4 мог принять все зависящие от него меры по недопущению нарушений законодательства РФ, однако не сделал этого. В материалы дела не представлено доказательств принятия соответствующих мер ФИО4 по недопущению нарушений.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений, заслушав доводы участников процесса, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполнявшее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Материалами дела установлено, что в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к статье 2.4 КоАП РФ говорится, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, явилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В ходе проверки установлено, что распоряжением Губернатора Омской области от 11.07.2018 № 122-рк ФИО4 назначен Министром строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. 29.06.2019 ФИО4 назначен заместителем Председателя Правительства Омской области, Министром строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области распоряжением Губернатора Омской области от 25.06.2019 № 166-рк и освобожден от должности Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Согласно пункту 23 Положения о Министерстве строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 72 (далее – Положение), Министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области:- на основе единоначалия организует работу Минстроя Омской области, выступает без доверенности от имени Минстроя Омской области; - несет персональную ответственность за реализацию государственной политики в установленных сферах деятельности, невыполнение возложенных на Минстрой Омской области задач и функций; - осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В соответствии с пунктом 10 Положения: - в пределах компетенции подготавливает в установленном порядке документацию для участия Омской области в государственных программах Российской Федерации; - участвует в реализации государственных программ Российской Федерации, разрабатывает государственные программы Омской области и участвует в их реализации в пределах компетенции; - обеспечивает представление в Министерство финансов Омской области в соответствии с утвержденными перечнем и формами платежных и иных документов, необходимых для расходования средств областного бюджета; - участвует в разработке договоров и соглашений Омской области в сферах деятельности Минстроя Омской области; - осуществляет иные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Доводы жалобы о том, что ФИО4 были приняты все меры к обеспечению результативности мероприятий, суд находит необоснованными.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области несёт персональную ответственность за невыполнение возложенных на Министерство задач и функций.
Суд полагает, что не организовав действенного контроля за выполнением предусмотренных мероприятий, на которые выделены субсидии, ФИО4 не принял всех возможных мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Материалами проверки объективно установлено.
В нарушение подпункта 1, 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 27 Правил № 1710, пункта 4.3.3, 6.1.2.3 Соглашения № 333, пункта 2.2.3 Соглашения о реализации регионального проекта, Приложения № 1 к Соглашению о реализации регионального проекта, подпункта пункта 11 Приложения № 1 к Программе Омской области Минстроем Омской области не обеспечено достижение целевого показателя по вводу жилья в 2020 году на 51 %, то есть не достигнут результат регионального проекта.
Проверкой достоверности представленной Минстроем Омской области отчетности по Соглашению № 333 установлено следующее. Согласно пунктам 4.3.6, 6.1.2.3.1, 6.1.2.4.1 Соглашения № 333 Минстрой Омской области обязан представлять в Минстрой России ряд отчетов, в том числе: о расходах, в целях софинансирования которых представляется субсидия (приложение № 5 к Соглашению № 333, далее – Отчет по форме № 5); об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства (приложение № 6 к Соглашению № 333, далее – Отчет по форме № 6); отчет о достижении значений результатов регионального проекта по форме согласно Приложению № 7 к Соглашению № 333 (далее – Отчет по форме № 7); отчет о достижении показателей результативности по форме согласно Приложению № 9 к Соглашению № 333 (далее – Отчет по форме № 9).
В соответствии с пунктом 2.2.5 Соглашения о реализации регионального проекта руководитель регионального проекта обеспечивает формирование, утверждение и направление отчета о ходе реализации регионального проекта, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
Согласно пункту 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта руководитель регионального проекта обеспечивает достоверность, актуальность и полноту сведений в отчетности и иной информации, связанной с реализацией регионального проекта, предусмотренной указанным Соглашением.
Согласно Отчету по форме № 7 по состоянию на 01.01.2021, составленному Минстроем Омской области, в Омской области достигнут результат регионального проекта, установленный на 2020 год. Согласно Отчету по форме № 9, Отчету о ходе реализации регионального проекта, составленным Минстроем Омской области, в 2020 году достигнуто плановое значение показателя регионального проекта по вводу жилья (по проекту застройки микрорайона «Прибрежный» 5А) – 70,906 тыс. кв. м., что составляет 114 % от установленного планового показателя в 62,18 тыс. кв. м.
В нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 4.3.6, 6.1.2.3.1 Соглашения № 333, пункта 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта Минстроем Омской области представлена недостоверная отчетность о реализации регионального проекта за 2020 год, тем самым не обеспечено выполнение условий предоставления (расходования) субсидии.
Проверкой своевременности представления отчетных форм по Соглашению № 333 установлено следующее.
Согласно пунктам 4.3.6, 6.1.2.3.1 Соглашения № 333 Минстрой Омской области обязуется обеспечивать представление на бумажном носителе или в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» следующие отчеты: Отчет по форме № 5 не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена субсидия; Отчет по форме № 6 не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена субсидия; Отчет по форме № 7 не позднее 15.01.2021; Отчет по форме № 9 не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Проверкой установлены факты несвоевременного (с нарушением установленных сроков) представления отчетных форм в Минстрой России, в ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России, а именно: Отчет по форме № 5 по состоянию на 01.01.2021 представлен 18.01.2021; Отчет по форме № 6 по состоянию на 01.10.2020 представлен 12.11.2020, по состоянию на 01.01.2021 представлен 18.01.2021; Отчет по форме № 9 по состоянию на 01.10.2020 представлен 26.10.2020, по состоянию на 01.01.2021 представлен 22.01.2021.
В нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 4.3.6, 6.1.2.3.1 Соглашения № 333 Минстроем Омской области представлялись с нарушением установленных сроков отчеты, предусмотренные Соглашением № 333, тем самым не обеспечено выполнение условий предоставления (расходования) субсидии.
Доказательств иного суду не представлено.
Согласно положениям ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой межбюджетные трансферты.
Из содержания п. 1 ч. 4 ст. 136 БК РФ следует, что одним из условий предоставления дотационным местным бюджетам межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации является подписание и выполнение соглашений с финансовым органом субъекта Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Таким образом, заместителем Председателя Правительства Омской области, Министром строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО4 в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей не соблюдены требования подпунктов 1, 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, статьи 309 ГК РФ, пункта 27 Правил № 1710, пунктов 4.3.3, 4.3.6, 6.1.2.3, 6.1.2.3.1 Соглашения № 333, пунктов 2.2.3, 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта, Приложения № 1 к Соглашению о реализации регионального проекта, подпункта 11 Приложения № 1 к Государственной программе Омской области, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и условий их предоставления расходования.
Приведенные доводы защитника ФИО4 о том, что, что целевой показатель по проекту застройки микрорайона «Прибрежный» (5А) на ЛБИ в г. Омске по вводу жилья в 2020 году – 62,18 тыс. кв. м. достигнут. Площадь жилья приведена с учетом общей площади жилых домов, а не площади квартир жилых домов не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
Целью Государственной программы, в рамках которой предоставлялась субсидия, является увеличение годового объема ввода жилья, обеспечение доступности жилья. Задачей Программы Омской области является создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, индивидуального жилищного строительства в целях обеспечения населения Омской области комфортным жильем по доступным ценам.
Целью подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» Программы Омской области является обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности и обеспечивающего безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом и пригодное для постоянного проживания граждан (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), согласно пункту 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) называется жилым помещением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина на жилище. Основные принципы и механизмы реализации данного конституционного права граждан определены в ЖК РФ.
Из приведенных выше норм следует, что в законодательстве не разграничены понятия «жилое помещение» и «жилище».
Увеличение нежилых помещений, в том числе помещений общего пользования, не приведет к достижению целей и задач указанной государственной программы.
Таким образом, при расчетах показателя ввода жилья в расчет показателя необходимо включать только жилые площади возводимых зданий. Учет введенных домов в микрорайоне «Прибрежный» (5А) в 2021 году не может быть учтен при расчете показателя за 2020 год.
В соответствии с п. 27 Правил № 1710 эффективность использования субсидии оценивается путем сравнения фактически достигнутых и плановых значений следующего результата использования субсидии, предусмотренного соглашением, - объем ввода жилья в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации федерального проекта.
Относительно сроков предоставления отчетности защитник ФИО4 поясняет, что причиной несвоевременного предоставления Отчета по форме № 9 о достижении показателей результативности, установленных Соглашением № 333, стало несвоевременное предоставлений данных Администрацией города Омска по Соглашению № 004.
В соответствии с пунктом 6.1.2.3.1 Соглашением № 333 Минстрой Омской области принял на себя обязательство обеспечивать представление в Минстрой России следующих отчетов: Отчет по форме № 5, Отчет по форме № 6, Отчет по форме № 7, Отчет по форме № 9.
В свою очередь, Минстроем Омской области не представлены документы, подтверждающие принятие мер по своевременному получению информации, необходимой для составления указанных отчетов.
Таким образом несвоевременность принятых мер по осуществлению контроля привела к неисполнению условий заключенного соглашения, не достижению значений показателей результативности государственной и муниципальной программ.
Вина ФИО4 подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 27.08.2021 (л.д.33-42 Том 1), письменными пояснениями по делу представителя привлекаемого лица, постановлением по делу об административном правонарушении от 10.09.2021 и иными материалами дела.
Она состоит в том, что ФИО4 не предвидел возможности наступления вредных последствий своего действия, хотя должен был и мог их предвидеть. ФИО4 в пределах своих полномочий мог принять все зависящие от него меры по недопущению нарушения законодательства Российской Федерации, однако не сделал этого.
В материалах дела отсутствуют документы, доказывающие совершение ФИО4 каких-либо действий по недопущению данного нарушения.
Таким образом, из изложенного следует вывод, что должностное лицо не приняло всех возможных мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность и, следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения.
Объектом совершенного ФИО4 административного правонарушения является нарушение надлежащего правопорядка в области бюджетных отношений.
Объективная сторона выражается в нарушении получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий расходования межбюджетных трансфертов. Субъектом правонарушения является Министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО4
При рассмотрении дела об административном правонарушении состав административного правонарушения должностным лицом УФК по Омской области установлен в полном объеме.
Процедура привлечения к административной ответственности ФИО4 полностью соответствует требованиям закона.
Оценивая доводы подателя жалобы о том, что в действиях ФИО4 отсутствует состав административного правонарушения, прихожу к следующему.
Часть 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, является по своему составу формальным и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении к исполнению предусмотренных законом обязанностей, в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих правовых обязанностей.
Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или не возникновения убытков. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.
Степень общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, определена законодателем путем установления значительного размера штрафа в санкции указанной нормы (от 10 000 до 30 000 руб.).
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, доказаны состав и событие вменяемого административного правонарушения.
Доказательства собранные УФК по Омской области по делу отвечают принципу относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия ФИО4 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО4 с учетом характера административного правонарушения в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, что является соразмерным характеру допущенных нарушений, обстоятельствам дела, данным о личности нарушителя, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств и нарушений, которые в силу положений КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированного по адресу: <адрес>, по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу ФИО4 в лице его защитника ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Омска.
Судья Г.Г. Щеглаков