УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
16 сентября 2022 года город Ноябрьск ЯНАО
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихонова Е.Н., рассмотрев жалобу ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штраф в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» направил жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов указано, что емкости с ГСМ вкопаны в песчаный грунт на глубину ...., непосредственно перед ними создан противопожарный песчаный бруствер – барьер шириной ...., от которого до ближайших деревьев расстояние ..... Полагают, что созданный барьер и есть минерализованная полоса. Обстоятельства захламления места хранения ГСМ на территории <адрес> не установлены, две аптечки с истекшим сроком годности заменены на новые в ходе проведения проверки.
Защитник заявителя ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» ФИО2 в судебном заседании на доводах жалобы настаивал по тем же основаниям.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, ФИО3 с жалобой не согласилась, настаивала на законности постановления о привлечении к административной ответственности.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Совершение указанного деяния влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614.
В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Пункт 12 Правил возлагает на юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, обязанность хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пункт а).
Из материалов дела следует, что на основании решения руководителя Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» проведена проверка.
Согласно акту выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, в ходе осмотра проведен натурный осмотр территории заповедника, в том числе территории <адрес>
Так, в ходе осмотра установлено, что у учреждения на территории данного кордона находится запас ГСМ (бензин), который хранится в двух емкостях объемом ... каждая. Емкости хранятся в оборудованных под землей помещениях, покрытых деревянными досками. Однако не обеспечено надлежащее хранение ГСМ на территории <адрес> что выразилось в захламлении места хранения ГСМ, нахождении в непосредственной близости растительного покрова, древесного мусора и отсутствии отделения указанной территории противопожарной минерализованной полосой шириной не менее ....
В связи с обстоятельствами, указывающими на нарушение ФГБУ «Государственный природный заповедник «Верхне-Тазовский» подпункта "а" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения Учреждением данных Правил пожарной безопасности, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом выездной проверки, актом осмотра, фототаблицей и иными документами.
Доводы о том, что вина общества в совершении административного правонарушения путем нарушения пп. «а» п. 12 Правил, не установлена, поскольку захламления не было, а вокруг места хранения ГСМ организован песчаный бруствер, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных на их основании юридически значимых обстоятельств.
Определение "минерализованной полосы" содержится в пункте 3.1.1 Свода правил пожарной безопасности "Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 25.12.2012 N 804. Из указанной нормы следует, что минерализованной полосой считается искусственно созданная полоса на поверхности земли, очищенная от горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.
Тогда как, сотрудниками ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» фактически организована песчаная насыпь, что не подпадает под признаки минерализованной полосы, обустройство которой предусмотрено Правилами.
Также в ходе осмотра территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано то обстоятельство, что на территории кордона из пяти медицинских аптечек две аптечки с истечением срока годности, что по мнению административного органа является нарушением раздела 7 пункта 7.3 Плана тушения пожаров и как следствие образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Вместе с тем, с указанным выводом согласиться нельзя, поскольку должностным лицом не принято во внимание, что План тушения лесных пожаров, утвержденный директором Учреждения в ДД.ММ.ГГГГ не относится к числу правовых актов, за невыполнение которых лицо по смыслу ч.1 ст.8.32 КоАП РФ может быть привлечено к административной ответственности.
При этом приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ принятый в развитии Правил пожарной безопасности, содержит указание лишь на наличие по 1 аптечке на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров.
Таким образом, в установленных обстоятельствах постановление № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению путем исключения из него указания на несоблюдение Учреждением раздела 7 пункта 7.3 Плана тушения, а именно необеспечение минимального объёма количественного и качественного состава медицинских аптечек.
Представленные материалы достоверно подтверждают, что ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от них меры по их соблюдению и допустило нарушение подпункта "а" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем, с учетом положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 названного Кодекса.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является обоснованным и справедливым, соответствует установленным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям назначения наказания.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену постановления должностного лица, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» – изменить, исключив указание на нарушения ФГБУ «Государственный заповедник «Верхне-Тазовский» несоблюдение Учреждением раздела 7 пункта 7.3 Плана тушения, а именно необеспечение минимального объёма количественного и качественного состава медицинских аптечек.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: ...
...