ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-472/2022 от 29.06.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

дело № 12-472/2022

РЕШЕНИЕ

29 июня 2022 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителей Семедляева Эдема Серверовича Шейхмамбетова Н.Н., Семедляевой Э.С. на постановление Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 27.05.2022 года по делу №5-1019/2022,

УСТАНОВИЛ

постановлением судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 27.05.2022 года по делу №5-1019/2022 (судья КрапкоВ.В. ) Семедляев Эдем Серверович (далее Семедляев Э.С. ) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представители Семедляева Э.С. Шейхмамбетова Н.Н., Семедляева Э.С. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просят постановление судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 27.05.2022 года по делу №5-1019/2022 отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание 29.06.2022 года Семедляев Э.С., его представители Шейхмамбетов Н.Н., Курбединов Э.М. поддержали доводы, изложенные в жалобе, настаивали на том, что первый не совершал административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.3.3 КоАП РФ.

Семедляев Э.С. указал, что не размещал какие-либо публикации, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, в социальной сети «Facebook», на свою страницу в этой социальной сети заходит нерегулярно, после обнаружения публикации Рафис Кашапов, Братья Кашаповы немедленно её уничтожил. Представители Шейхмамбетов Н.Н., Курбединов Э.М. указали на то, что при составлении 26.05.2022 года протокола об административном правонарушении 8201№000063 были допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, а также указали на то, что Семедляев Э.С. не совершал умышленные действия, направленные на подрыв доверия к использованию Вооруженных Сил Российской Федерации.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав пояснения Семедляева Э.С., его представителей Шейхмамбетова Н.Н., Курбединова Э.М. суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и рассматривает дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Те же действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создающие угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ч.2 ст.20.3.3 КоАПРФ).

Правоохранительными органами в ходе мониторинга сети «Интернет» в социальной сети «Facebook» установлено, что по адресу <адрес> расположена страница сайта социальной сети «Facebook» под названием «Эдем Семедляев», на странице которого в разделе «Публикации» для неограниченного круга лиц 16.04.2022 года размещена публикация пользователя Рафис Кашапов, Братья Кашаповы, которая содержит текст следующего содержания : «Потери личного состава оккупантов с начала полномасштабного вторжения Росси в Украину достигли более 20 тысяч человек»; «И факты доказывают: российские оккупанты в Украине занимаются мародерством не хуже, чем массовые изнасилования и убийства мирных жителей. Ранее подобные преступления против человечности совершались московитами в Азербайджане, Молдавии, Ингушетии, Чечне, Грузии и Сирии», а также «Тюркам и финно-угорам предлагаем создать партизанские отряды для свержения преступного режима Путина!».

Проверкой установлено, что пользователем социальной сети «Facebook» под ником «Эдем Семедляев» является гражданин Российской Федерации Семедляев Э.С., что послужило основанием для составления в отношении него 26.05.2022 года протокола об административном правонарушении 8201№000063, согласно которому им совершены публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности в рамках демилитаризации и денацификации Украины, он выразил публичный призыв к действиям, создающим угрозу причинения вреда жизни и(или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, что свидетельствует о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.3.3 КоАПРФ.

К выводу о виновности Семедляев Э.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.3.3 КоАП РФ, судья Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым пришёл на основании всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Факт совершения административного правонарушения и вина СемедляеваЭ.С. подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении 8201№000063 от 26.05.2022 года, протоколом осмотра Интернет-ресурса от 18.04.2022 года,, скриншотами страниц в социальной сети «Facebook» пользователя «Эдем Семедляев».

Как указано выше, в соответствии с ч. 1 ст.20.3.3 КоАП РФ административным правонарушением признается публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Под публичными призывами понимаются выраженные в любой форме (в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению определенных действий.

Ч.2 ст.20.3.3 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность за те же действия, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создающие угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.3.3 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины, то есть лицо, его совершившее, должно сознавать противоправный характер своего действия, предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий или сознательно их допускать либо относиться к ним безразлично (ч.1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Ст. 10 Федерального закона от 31.05. 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (далее Закон №61-ФЗ ) установлено, что Вооруженные Силы Российской Федерации представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Законом.

Согласно ст. 10.1 Закона №61-ФЗ решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с п.2.1 ст. 10 Закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «г» ч.1 ст. 102 Конституцией Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

На основании обращения Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом «г» ч.1 ст. 102 Конституцией Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 22.02. 2022 года принято Постановление № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», которым дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Президент Российской Федерации 24.02.2022 года объявил о проведении специальной военной операции с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации по защите жителей Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации используются при проведении на территории Украины специальной военной операции в целях защиты интересов Российской Федерации, граждан Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, поддержания международного мира и безопасности.

При изучении материалов дела установлено, что в социальной сети «Facebook», по адресу <адрес> расположена страница под названием «Эдем Семедляев», на которой в разделе «Публикации» для неограниченного круга лиц 16. 04.2022 года была размещена публикация пользователя Рафис Кашапов, Братья Кашаповы, которая содержит следующий текст : «Потери личного состава оккупантов с начала полномасштабного вторжения России в Украину достигли более 20 тысяч человек»; «И факты доказывают: российские оккупанты в Украине занимаются мародерством не хуже, чем массовые изнасилования и убийства мирных жителей. Ранее подобные преступления против человечности совершались московитами в Азербайджане, Молдавии, Ингушетии, Чечне, Грузии и Сирии», а также «Тюркам и финно-угорам предлагаем создать партизанские отряды для свержения преступного режима Путина!», что свидетельствует о том, что Семедляев Э.С. совершил действия, имеющие целью сформировать негативного отношения к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, характеру и задачам их деятельности за пределами территории Российской Федерации, а именно, на территории Украины, которые также сопровождались призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, что создавало угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, их имуществу, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.

Несогласие Семедляева Э.С. с оценкой, данной судьей Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не свидетельствует об ошибочности выводов судьи и незаконности вынесенного постановления.

Доводы жалобы о том, что материал создан не лично Семедляевым Э.С., а иным лицом, и он не совершал действий, направленных на увеличение просмотров и распространению указанных выше сообщений, то есть не рассылал кому бы то ни было якобы случайно попавшую на его страницу информацию, не могут быть приняты во внимание.

П.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ( далее Закона № 149-ФЗ) устанавливает, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность ( п.6 ст.10 Закона № 149-ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Закон №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу положений ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» ( далее Закон №2124-1) под средством массовой информации понимается любая форма периодического распространения массовой информации.

Согласно требованиям ст.4 Закона №2124-1 не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.

Материалы дела свидетельствуют о том, что владельцем страницы в социальной сети «Facebook», на которой размещены указанные выше сообщения и призыв, является Семедляев Э.С., не осуществление действий по немедленному их уничтожению является публичным действием, предполагающим обращенность этой информации к неопределенному кругу лиц и, в данном случае, направленным на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, что также создавало угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.

В силу изложенного становится очевидным правильность выводов судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым, сделанных при рассмотрении дела №5-1019/2022 о том что, что Семедляев Э.С. на своей странице в сети Интернет осуществлял публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, сопровождающиеся призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, вследствие чего, наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.3.3 КоАПРФ сомнений не вызывает.

Не установлено нарушений Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении дела в отношении СемедляеваС.Э, а также норм КоАПРФ, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 27.05.2022 года по делу №5-1019/2022.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда, оснований не согласиться с которой не имеется.

Приведенные доводы не опровергают наличие в действиях Семедяева Э.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.3.3 КоАПРФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного постановления.

Установленный КоАП РФ порядок рассмотрения дела соблюден. Вынесенное по делу постановление требованиям ст. 29.10 КоАП РФ соответствует.

Ссылка в жалобе на то, что дело рассмотрено без участия лица поддерживающего обвинение от имени государства (прокурора), в результате чего не были соблюдены требования о беспристрастности суда, не может повлечь отмену постановления судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 27.05.2022 года по делу №5-1019/2022.

Ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, ст.ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.

В силу ч. 2 ст.25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Следовательно, участие прокурора по делам, не указанным в ч. 2 ст.25.11 КоАП РФ, не требуется.

Не нашли своего подтверждения доводы жалобы о необоснованности применении мер обеспечения производства в виде административного задержания и доставления.

Как следует из протокола доставления лица, совершившего административное правонарушение, 26.05. 2022 года в 11 часов 39 минут Семедляев Э.С. в порядке ст.27.2КоАП РФ был доставлен в МВД по Республике Крым для составления протокола об административном правонарушении в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.3.3 КоАП РФ.

В силу ч.1 ст. 27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении применяется при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

С учетом обстоятельств дела составление протокола об административном правонарушении в отношении Семедляева Э.С. на месте выявления административного правонарушения, являлось невозможным, в связи с чем он обоснованно был доставлен в служебное помещение административного органа для составления протокола об административном правонарушении, о факте его доставления составлен соответствующий протокол о применении названной обеспечительной меры.

Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Наказание Семедляеву Э.С. назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, размер штрафа определен в сумме, установленной санкцией ч.2 ст.20.3.3 КоАП РФ, что отвечает принципам справедливости наказания, ее индивидуализации и соразмерности, а также целям наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений или обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отмене постановления судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 27.05.2022 года по делу №5-1019/2022, по доводам настоящей жалобы не установлено.

Материалы дела не содержат доказательств обоснованности утверждений, изложенных представителями Семедляева Э.С. Шейхмамбетовым Н.Н., СемедляевойЭ.С. в поданной жалобе о том, что при рассмотрении судьёй Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым дела №5-1019/2022 имела место очевидная дискриминация по национальному признаку, не были приведены такие доказательства и в ходе судебного заседания, состоявшегося 29.06.2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ

постановление судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 27.05.2022 года по делу №5-1019/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Семедляева Эдема Серверовича оставить без изменений, жалобу представителей Семедляева Эдема Серверовича ШейхмамбетоваН.Н., Семедляевой Э.С. оставить без удовлетворения.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>