Дело № 12-473/2015
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 сентября 2015 года г.Бийск, Алтайский край
Судья Бийского городского суда Алтайского края Федоренко Ольга Викторовна,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего специалиста-эксперта МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу ФИО1, на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Бийска Алтайского края от 29 июня 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2, <данные изъяты>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Бийска Алтайского края от 29 июня 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2, генерального директора ООО «Прайд-А», было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Ведущий специалист-эксперт МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу ФИО1 не согласился с указанным постановлением, подал на него жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи и возвратить на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что прекращая производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Прайд-А», Мировой судья указала, что действующее законодательство не предусматривает обязанности покупателя продукции сопоставлять суммарный объем поставленной в его адрес продукции с объемом продукции, указанным производителем в разделе А справок к товарно-транспортным накладным, а, следовательно, должностное лицо ООО «Прайд-А», не должно нести ответственность за недобросовестные действия поставщиков продукции.
Однако как следует из материалов дела, в результате проведенного анализа данных деклараций об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащихся в автоматизированной информационной системе «Электронный паспорт предприятия» (подсистема - Декларирование) (далее - база данных деклараций) установлено, что ООО «Прайд-А» (ИНН <***>) осуществило оборот (закупку и поставку) в период с (дата) по (дата) пивных напитков производства ООО <НС>
Установлена следующая схема поставок указанной продукции в адрес ООО «Прайд-А», которая выглядит следующим образом. ООО <НС> поставляло свою продукцию в адрес ООО <ВК>, ООО <ВК> - в адрес ООО <С> и ООО <МВ> (далее ООО <МВ> - в адрес ООО <С>), ООО <С> - в адрес ООО <МН>, которое и являлось единственным поставщиком продукции производства ООО <НС> для ООО «Прайд-А».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
Согласно данным декларации «Об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» по форме Приложения № к Правилам и декларации «Об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» по форме Приложения № к Правилам (далее - Декларации) за 1, 2,3 кварталы 2014 года ООО <НС> в 1, 2, 3 кварталах 2014 года произвело Х тыс. дал пивных напитков, из которых в адрес ООО <ВК> было поставлено Х тыс. дал и в адрес ООО <МВ> - Х тыс. дал этой продукции. Поставка продукции была оформлена и подтверждена соответствующими документами.
В то же время, согласно данным деклараций по форме № Правил за 1, 2 и 3 кварталы 2014 года, ООО <МН> в 1, 2 и 3 кварталах 2014 года было закуплено пивных напитков производства ООО <НС> в общем количестве 800,49 тыс. дал и поставлено в адрес организаций оптовой торговли Х тыс. дал (в т.ч. в ООО «Прайд- А» - Х тыс. дал), что в 18,65 раза больше, чем произведено и отгружено в этом же периоде производителем этой продукции.
Названные обстоятельства указывали на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, а именно оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
По данному факту (дата) должностным лицом Управления в отношении ООО «Прайд-А» было вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, а именно: оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении № было установлено совокупность фактов, а именно то, что представление ООО «Прайд-А» документов на алкогольную продукцию, суммарный объем оборота которой превышает объем такой продукции, произведенной и отраженной производителем в разделе «А» справок к ТТН; наличие в разделах «Б» справок к ТТН недостоверных сведений об адресе ООО <С> и сроках поставок, что свидетельствует о том, что представленные ООО «Прайд-А» документы не могут подтверждать легальность закупки и поставки пивных напитков производства ООО <НС>.
Оборот алкогольной продукции должен сопровождаться, в том числе ТТН, разделом «А» справки к ТТН, в котором указывается объем алкогольной продукции, отгруженной организацией - производителем и разделом «Б» справки к ТТН, в котором указывается объем алкогольной продукции, отгруженной каждой последующей организацией - поставщиком, вплоть до организации розничной торговли.
В соответствии с п. 9 Правил ООО «Прайд-А» представило декларацию по форме приложения № к Правилам, за 3 квартал 2014 года, согласно которой Общество осуществило закупку алкогольной продукции у ООО <МН> по ТТН, указанным таблице №1.
Согласно п. 7 Правил ООО «Прайд-А» была представлена декларация по форме приложения № к Правилам за 4 квартал 2014 года, в которой отражены сведения об остатках пивных напитков производства ООО <НС> на конец отчетного периода, - 0 дал, что свидетельствует о реализации всей указанной продукции.
Таким образом, Общество фактически осуществило оборот (закупку, хранение и поставки) алкогольной продукции, закупленной у ООО <МН> по ТТН, указанным таблице №1.
Указанные выше действия ООО «Прайд-А» по обороту (закупке, хранению и поставкам) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом, образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
ФИО2, являясь генеральным директором ООО «Прайд-А», в силу занимаемой должности, не мог не знать об установленном законодательством Российской Федерации запрете оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, имел обязанность соблюдать требования вышеназванных положений нормативно - правовых актов и ограничений, предусмотренных ст. 25 Федерального закона, а именно: не допускать оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, принимая для этого все возможные меры (в частности, провести анализ товаросопроводительных документов на предмет их достоверности), но не обеспечил оборот алкогольной продукции ООО «Прайд-А» с сопроводительными документами.
Указанные выше обстоятельства подтверждают то, что генеральный директор ООО «Прайд-А» ФИО2 сознавал противоправный характер своего бездействия, предвидел его вредные последствия, выразившиеся в нелегальном обороте алкогольной продукции без сопроводительных документов, сознательно допускал такие последствия, либо относилася к ним безразлично, что свидетельствует о его вине (ст. 2.4 КоАП РФ).
Таким образом, генеральным директором ООО «Прайд-А» ФИО2 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, а именно, оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Бийска Алтайского края Шелиховской С.С. от 29.06.2015 по делу № поступило в Управление (дата) и получено (дата), что подтверждается оттиском штемпеля почты России на почтовом конверте, копией сопроводительного письма суда, а также регистрационной карточкой Управления, оформляемой при поступлении входящей корреспонденции (приложения №№ 4, 5, 6 к настоящей жалобе).
Таким образом, настоящая жалоба подается в установленный законодательством срок.
Лицо в отношении ведется производство по делу, ФИО2, генеральный директор ООО «Прайд-А», ведущий специалист-эксперт МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, при таких обстоятельствах, мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении является доказательством и подлежит проверке и оценке при назначении административного наказания.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 г.Бийска Алтайского края от (дата) производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от (дата) Управление в результате проведенного анализа деклараций об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащихся в автоматизированной информационной системе «Электронный паспорт предприятия» (подсистема - Декларирование) установило, что ООО «Прайд-А» (ИНН <***>) осуществило оборот (закупку и поставку) в период с (дата) по (дата) пивных напитков производства ООО <НС>.
Установлена и схема поставок указанной продукции в адрес ООО «Прайд-А», которая выглядит следующим образом. ООО <НС> поставляло свою продукцию в адрес ООО <ВК>, ООО <ВК>» - в адрес ООО <С> и ООО <МВ> (далее ООО <МВ> - в адрес ООО <С>), ООО <С> - в адрес ООО <МН>, которое и являлось единственным поставщиком продукции производства ООО <НС> для ООО «Прайд-А».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Согласно данным декларации «Об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» по форме Приложения № к Правилам и декларации «Об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» по форме Приложения № к Правилам за 1, 2,3 кварталы 2014 года ООО <НС> в 1, 2, 3 кварталах 2014 года произвело Х тыс. дал пивных напитков, из которых в адрес ООО <ВК> было поставлено Х тыс. дал и в адрес ООО <МВ> - Х тыс. дал этой продукции. Поставка продукции была оформлена и подтверждена соответствующими документами.
В то же время, согласно данным деклараций по форме № Правил за 1, 2 и 3 кварталы 2014 года, ООО <МН> в 1, 2 и 3 кварталах 2014 года было закуплено пивных напитков производства ООО <НС> в общем количестве Х тыс. дал и поставлено в адрес организаций оптовой торговли Х тыс. дал (в т.ч. в ООО «Прайд- А» - Х тыс. дал), что в 18,65 раза больше, чем произведено и отгружено в этом же периоде производителем этой продукции.
По данному факту (дата) должностным лицом Управления в отношении ООО «Прайд-А» было вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, а именно: оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
(дата) в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении №, должностным лицом Управления был произведен осмотр складского помещения ООО «Прайд-А» по адресу 659323, <адрес>, помещение №, Литер АЗ, комната №., в котором ООО «Прайд-А» осуществляет деятельность по закупке, хранению, поставкам алкогольной продукции на основании лицензии от (дата) регистрационный номер №, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до (дата), договора аренды административного здания, склада от (дата) № сроком на 10 лет, а также соглашению к вышеуказанному договору от (дата).
В ходе осмотра складского помещения по адресу: <адрес>, помещение №, Литер АЗ, комната № алкогольной продукции производства ООО <НС> не обнаружено.
В рамках административного расследования по делу №, согласно определению об истребовании сведений от (дата) №, у ООО «Прайд- А» были истребованы документы финансово-хозяйственной деятельности, в том числе копии документов, подтверждающих закупку ООО «Прайд-А» пивных напитков производства ООО <НС>.
Проведенным анализом представленных ООО «Прайд-А», заверенных копий сопроводительных документов, а именно, товарно-транспортных накладных (далее - ТТН), справок к товарно-транспортным накладным (разделы «А» и «Б») на закупленную в 3 квартале 2014 года алкогольную продукцию, производства ООО <НС>» установлено, что в 3 квартале 2014 года ООО «Прайд-А» закупило пивные напитки производства ООО <НС> в количестве Х дал.
В результате анализа представленных ООО «Прайд-А» копий товаросопроводительных документов, установлено следующее:
ООО «Прайд-А» осуществило закупку у ООО <МН> пивного напитка "Б", 6,7% емкостью 1,5 л. (дата розлива (дата)) производства ООО <НС> в количестве Х бутылок по ТТН:
Таблица № 1
<данные изъяты> <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
Ко всем ТТН, указанным в таблице № 1, приложен один и тот же раздел «А» справки к ТТН № от (дата), согласно которому ООО <НС> произвело Х бутылок пивного напитка "Б", 6,7% емкостью 1,5 л. (дата розлива (дата)).
В то же время, в соответствии с данными, содержащимися в разделе «Б» справки к ТТН от (дата) № ООО <ВК> поставило ООО <С> пивной напиток "Б", 6,7% емкостью 1,5 л. (дата розлива (дата) по ТТН от (дата) № в количестве Х бутылок.
А в соответствии с данными, содержащимися в разделе «Б» справки к ТТН от(дата) № ООО <ВК> поставило ООО <МВ> пивной напиток "Б", 6,7% емкостью 1,5 л. (дата розлива (дата) по ТТН от (дата) № в количестве Х бутылок.
Таким образом, согласно разделам «Б» справок к ТТН №, № ООО <ВК> суммарно поставило ООО <С> и ООО <МВ> данный пивной напиток в количестве Х бутылок, что на Х бутылок больше, чем произведено и отражено ООО <НС> в разделе «А» справки к ТТН № от (дата), что свидетельствует о недостоверности представленных товаросопроводительных документов.
Также, в соответствии с данными, содержащимися в разделах «Б» справок к ТТН, указанным в Таблице №1, ООО <МН> суммарно закупило у ООО <С> данный пивной напиток в количестве Х бутылок (из которых ООО <МН> поставило ООО «Прайд-А» Х бутылок), что на Х бутылок больше, чем произведено и отражено ООО <НС> в разделе «А» справки к ТТН № от (дата) что свидетельствует о недостоверности представленных товаросопроводительных документов.
Следовательно, вышеуказанные товаросопроводительные документы, представленные ООО «Прайд-А» на пивной напиток "Б" 6,7% 1,5 л. (дата розлива (дата)) производства ООО <НС>, не позволяют установить фактическое происхождение вышеуказанного пивного напитка и не подтверждают легальность его производства и оборота.
Кроме того, в соответствии с данными, содержащимися в разделе «Б» справки к ТТН от (дата) № ООО <НС> поставило ООО <ВК> пивной напиток "Б", 6,7% емкостью 1,5 л. (дата розлива (дата)) по ТТН от (дата) № в количестве Х бутылок, ООО <ВК> поставило данный пивной напиток ООО <МВ> по ТТН от (дата) № в количестве Х бутылок, ООО <МВ> поставило данный пивной напиток ООО <С> по ТТН от (дата) № в количестве Х бутылок, ООО <С> поставило данный пивной напиток ООО <МН> по ТТН от (дата) № в количестве Х бутылок, т.е. на 16 дней ранее, чем закупило его у ООО <МВ>, что свидетельствует о недостоверности сведений, отраженных в разделе «Б».
Следовательно, разделы «Б» справки к ТТН от (дата) № не могут подтверждать легальность оборота данной алкогольной продукции.
В ходе административного расследования установлено, что, согласно данным раздела «Б» справки к ТТН от (дата) №, изготовленная ООО <НС> продукция по адресу осуществления деятельности в <адрес> в период с (дата) по (дата) была отгружена в ООО <ВК> (<адрес>), далее в ООО <МВ> (<адрес>), далее в ООО <С> (<адрес>), далее в ООО <МН> (<адрес>) и снова вернулась в Сибирский федеральный округ - ООО «Прайд-А» (<адрес>). Экономическая целесообразность вышеуказанной схемы поставок, и соответственно их фактическое осуществление, вызывают сомнения.
Также Управление располагает информацией об отсутствии ООО <С> по адресу осуществления деятельности: <адрес>акт об отсутствии организации по месту нахождения, указанному в поручении по делу об административном правонарушении от (дата)), следовательно, адрес, с которого ООО <С> осуществляло поставки алкогольной продукции, указанный в разделе «Б» справок к ТТН (Таблица №1), также не достоверен.
Таким образом, совокупность фактов, установленных в ходе административного расследования, а именно: представление ООО «Прайд-А» документов на алкогольную продукцию, суммарный объем оборота которой превышает объем такой продукции, произведенной и отраженной производителем в разделе «А» справок к ТТН; наличие в разделах «Б» справок к ТТН недостоверных сведений об адресе ООО <С> и сроках поставок, свидетельствуют о том, что представленные ООО «Прайд-А» документы не могут подтверждать легальность закупки и поставки пивных напитков производства ООО <НС>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), оборот алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота:
товарно-транспортной накладной;
справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.
В силу и. 16 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ, оборот алкогольной продукции - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
В силу пункта 3 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ форма справки, прилагаемой к таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарнотранспортной накладной (далее - Справка), и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Федерального закона № 171-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарнотранспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждена форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и Правила заполнения справки к товарнотранспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Согласно Правилам заполнения справки к ТТН, организация, осуществляющая производство продукции на территории Российской Федерации и являющаяся ее продавцом, заполняет при ее отгрузке разделы «А» и «Б» справки по утвержденной форме, и заверяет данные, указанные в разделе «А» и левой части раздела «Б» справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
Раздел «А» справки заполняется с соблюдением требований, установленных Постановлением Правительства РФ № 864, в том числе:
в пункте 1 указываются наименования каждого вида продукции в составе отгружаемой партии;
в пункте 2 указывается количество продукции в соответствии с данными товарнотранспортной накладной;
в пункте 10 указывается номер товарно-транспортной накладной, в соответствии с которой производилось перемещение продукции;
В силу п.5 Правил заполнения справки к ТТН при каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции организацией-продавцом заполняется только раздел «Б» справки.
Следовательно, оборот алкогольной продукции должен сопровождаться, в том числе ТТН, разделом «А» справки к ТТН, в котором указывается объем алкогольной продукции, отгруженной организацией - производителем и разделом «Б» справки к ТТН, в котором указывается объем алкогольной продукции, отгруженной каждой последующей организацией - поставщиком, вплоть до организации розничной торговли.
Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ, установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Как закреплено в ст. 25 Федерального закона № 171-ФЗ, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежит алкогольная продукция в случае, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
В соответствии с п. 9 Правил ООО «Прайд-А» представило декларацию по форме приложения № к Правилам, за 3 квартал 2014 года, согласно которой Общество осуществило закупку алкогольной продукции у ООО <МН> по ТТН, указанным таблице №1.
Согласно п. 7 Правил ООО «Прайд-А» была представлена декларация по форме приложения № к Правилам за 4 квартал 2014 года, в которой отражены сведения об остатках пивных напитков производства ООО <НС> на конец отчетного периода, - 0 дал, что свидетельствует о реализации всей указанной продукции.
Таким образом, Общество фактически осуществило оборот (закупку, хранение и поставки) алкогольной продукции, закупленной у ООО <МН> по ТТН, указанным таблице №1.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Принимая постановление о прекращении производства по делу, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ФИО2 состава административного правонарушения. При этом мировым судьей в обжалуемом постановлении не дана оценка имеющимся в материалах административного дела документах.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определённых федеральным законом.
Субъект данного административного правонарушения - должностное лицо либо юридическое лицо.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Правоотношения в сфере оборота и производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, к числу которых, в частности, относятся: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В силу статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года № 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждена форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, а также Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию".
Согласно пункту 3 указанных Правил организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы «А» и «Б» справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе «А» и левой части раздела «Б» справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
В силу пункта 4 Правил организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Раздел "А" заполняет организация-изготовитель, раздел "Б" заполняют при каждой последующей реализации (передаче) последним собственником товара.
При этом организация - продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела.
При получении алкогольной продукции организация - покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
В свою очередь, организация-производитель продукции, заполняя при отгрузке алкогольной продукции разделы "А" и "Б" справки, обязана соблюдать, в том числе, следующие требования:
- в пункте 1 указываются наименования каждого вида продукции в составе отгружаемой партии продукции;
- в пункте 2 указывается количество отгруженной продукции в декалитрах и бутылках;
- в пункте 3 указывается дата розлива;
- в пункте 4 указываются реквизиты декларации о соответствии или сертификата соответствия на каждое наименование отгружаемой продукции;
- в пункте 10 указывается номер товарно-транспортной накладной указывается номер товарно-транспортной накладной.
Следовательно, оборот алкогольной продукции должен сопровождаться в том числе ТТН, разделом «А» к ТТН, в котором указывается объем алкогольной продукции, отгруженной организацией - производителем и разделом Б к ТТН, в котором указывается объем алкогольной продукции, отгруженной каждой последующей организацией - поставщиком, вплоть до организации розничной торговли.
ФИО2 являясь генеральным директором ООО «Прайд-А», и являясь участником правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции, принимает на себя обязательства по неукоснительному соблюдению норм действующего законодательства.
Следовательно, ФИО2, являясь генеральным директором ООО «Прайд-А», в силу занимаемой должности, не мог не знать об установленном законодательством Российской Федерации запрете оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, имел обязанность соблюдать требования вышеназванных положений нормативно - правовых актов и ограничений, предусмотренных ст. 25 Федерального закона, а именно: не допускать оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, принимая для этого все возможные меры (в частности, провести анализ товаросопроводительных документов на предмет их достоверности), но не обеспечил оборот алкогольной продукции ООО «Прайд-А» с сопроводительными документами.
Материалами дела подтверждается, что допущенное ФИО2 правонарушение выразилось в представлении ООО «Прайд-А» документов на алкогольную продукцию, суммарный объем оборота которой превышает объем такой продукции, произведенной и отраженной производителем в разделе «А» справок к ТТН; наличие в разделах «Б» справок к ТТН недостоверных сведений об адресе ООО «Спринт» и сроках поставок, что свидетельствует о том, что представленные ООО «Прайд-А» документы не могут подтверждать легальность закупки и поставки пивных напитков производства ООО <НС>, оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что представленные ООО "Прайд-А" документы не могут подтверждать легальность закупки и поставки пивных напитков производства ООО <НС>.
В силу статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно части 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от (дата) № протоколом осмотра от (дата) № подтверждается реализация алкогольной продукции без надлежаще оформленных ООО «Прайд-А» сопроводительных документов.
При таких обстоятельствах, проанализировав указанные правовые нормы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ФИО2 объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно протоколу № заседания совета директоров ООО «Прайд-А» от (дата), генеральным директором ООО «Прайд-А» является ФИО2, который в силу занимаемой должности осуществляет текущее руководство деятельностью Общества, и, следовательно, несет ответственность за соблюдение ООО «Прайд-А» требований законодательства, предъявляемых к обороту алкогольной продукции.
Данное нарушение допущено по причине ненадлежащей организации работы и контроля со стороны генерального директора ООО «Прайд-А» ФИО2 за соблюдением требований законодательства, предъявляемых к обороту алкогольной продукции.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Генеральным директором ООО "Прайд-А" не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства в области оборота алкогольной продукции. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности ФИО2 имел возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения ФИО2 требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Генеральный директор ФИО2 имел возможность для соблюдения требований законодательства в части обеспечения наличия сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных), оформленных надлежащим образом на алкогольную продукцию производства ООО <НС>, однако не осуществил проверку сопроводительных документов.
Генеральный директор ФИО2, как должностное лицо являясь участником правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции, должен был знать об установленном законодательством Российской Федерации запрете оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, имел обязанность соблюдать требования приведенных выше положений нормативно-правовых актов, и ограничения, предусмотренные статьей 26 Закона № 171-ФЗ, а именно, не допускать оборот алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, но не предприняло необходимых мер.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, в нарушение требований ст. ст. 24.1 и 26.1 Кодекса РФ об АП, не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, доводы подателя жалобы о незаконности вынесенного постановления по делу об административном правонарушении подтверждены исследованными доказательствами, в связи с чем, жалоба в данной части подлежит удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах, вынесенное по делу постановление в отношении ФИО2 не соответствует требованиям закона, следовательно, подлежит отмене.
Необъективность и неполнота рассмотрения дела влечет отмену постановления мирового судьи и его возвращение на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо устранить, установленные судом второй инстанции вышеуказанные недостатки и разрешить настоящее дело своевременно, и в соответствии с законом.
Данные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенными, не позволяющим суду всестороннее, полно и объективно рассмотреть дело, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, в связи с чем суд считает необходимым отменить обжалуемое постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Бийска Алтайского края от 29 июня 2015 года и возвратить материалы дела на новое рассмотрение мировому судье, правомочному рассмотреть дело.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Бийска Алтайского края от 29 июня 2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2, генерального директора ООО «Прайд-А» - отменить, жалобу ведущего специалиста-эксперта МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу ФИО1, –удовлетворить, направив дело об административном правонарушении мировому судье, правомочному рассматривать дело, на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья О.В.Федоренко