ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-473/2021 от 17.09.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Ваншейд А.К. Дело № 21-520/2021

УИД: 22RS0068-01-2021-002779-07 № 12-473/2021 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

17 сентября 2021 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Бобровский лесокомбинат» - Безугляка В. В.ча на решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 10 июня 2021 года по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «Бобровский лесокомбинат» - Безугляка В. В.ча на решение заместителя министра, начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае Стрелковского Андрея Николаевича от 10 марта 2021 года, постановление и.о. начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Хомутова А. С. от 19 января 2021 года, которым

общество с ограниченной ответственностью «Бобровский лесокомбинат» (далее - ООО «Бобровский лесокомбинат»), юридический адрес: <адрес> ОГРН: ***, ИНН: ***

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от 15 декабря 2020 года, составленному ведущим специалистом отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Шурдуковым В.С., ООО «Бобровский лесокомбинат» по состоянию на 1 октября 2020 года не выполнило работы по лесовосстановлению при установленном объеме на 2020 год – 30 га, предусмотренном проектом освоения лесов на лесном участке, арендуемом ООО «Бобровский лесокомбинат», договором аренды № П-6/7 от 25 декабря 2008 года с учетом дополнительного соглашения № 17 от 20 декабря 2018 года, чем нарушило пункт 2, подпункт «а» пункта 6 Правил восстановления, подпункты 3,4 раздела III Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстанлвления и внесения в него изменений.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной вышестоящему должностному лицу - в Минприроды Алтайского края 26 января 2021 года (копия постановления получена 22 января 2021 года), защитник ООО «Бобровский лесокомбинат» - Безугляк В.В. просил постановление отменить, ссылаясь на то, что на территории арендуемого лесного участка отсутствуют лесные земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, в связи с чем провести мероприятия по посадке леса в 2020 году в объеме 30 га не представляется возможным; привлекая общество к ответственности происходит смешение гражданских и административных правоотношений; размер штрафа не соответствует характеру вменяемого правонарушения.

Решением заместителя министра, начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае Стрелковского А.Н. от 10 марта 2021 года постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе в районный суд, поданной 24 марта 2021 года (копия решения получена защитником 15 марта 2021 года), защитник ООО «Бобровский лесокомбинат» - Безугляк В.В. просил постановление и решение вышестоящего должностного лица отменить, приводя прежние доводы.

Решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 10 июня 2021 года жалоба ООО «Бобровский лесокомбинат» удовлетворена в части, решение и постановление изменены, снижен размер административного штрафа до 100000 руб.

В жалобе, поданной в краевой суд 2 июля 2021 года (копия решения получена 25 июня 2021 года), ООО «Бобровский лесокомбинат» просит постановление, решение вышестоящего должностного лица и решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на те же обстоятельства, дополнительно указывая на то, что вывод судьи районного суда о наличии на арендуемом обществом лесном участке лесокультурных площадей от чересполосных постепенных рубок 2019 года основан на голословных утверждениях должностных лиц Минприроды Алтайского края, без изучения соответствующих документов и учета требований лесного законодательства; административный орган смешивает гражданские и административные правоотношения; решением Арбитражного суда Алтайского края от 24 июня 2021 года по делу № А03-10730/2020 суд обязал Минприроды Алтайского края в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в договор аренды лесного участка № П-6/7 от 25 декабря 2008 года, в том числе в раздел «Лесовосстановительные мероприятия».

В судебном заседание Алтайского краевого суда защитники ООО «Бобровский лесокомбинат» - Безугляк В.В., Бруг М.В., поддержали доводы жалобы, просил ее удовлетворить.

Настаивали на том, что в 2020 году отсутствовали свободные земли лесовосстановления, которые могли быть засажены. По состоянию на 01 октября 2020 года имело место естественное лесовоспроизведение, то есть свободные территории заросли естественным путем древесно-кустарниковой растительностью.

В судебном заседании Алтайского краевого суда в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в связи с возникшей необходимостью выяснения вопросов были заслушаны должностные лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24.03.2005 N 5 Бован Е.В. и Шурдуков В.С., которые ссылались на законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности.

Проверив в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда.

Согласно статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (пункт 3 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения закреплены в пунктах 2, 6 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года № 188 (далее – Правила) и действовавших на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно пункту 14 Правил, лица, указанные в подпункте «в» пункта 6 настоящих Правил, обязаны выполнять работы по лесовосстановлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 3 раздела III Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования.

Согласно пункту 41 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 при проведении чересполосных постепенных рубок древостой вырубается в течение периода, равного одному классу возраста, в два - четыре приема. Рубка древостоя осуществляется в полосах шириной, не превышающей полуторной высоты древостоя, а в дубравах - двойной высоты древостоя при условии последующего создания лесных культур дуба с периодом повторяемости приемов 4 - 8 лет.

После первого приема чересполосных постепенных рубок в насаждениях при отсутствии или недостаточном количестве подроста и второго яруса предусматриваются мероприятия по лесовосстановлению в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Минприроды России от 29 июня 2016 г. N 375 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 ноября 2016 г. N 44342).

Каждый последующий прием рубки проводится после того, как на вырубленных в предшествующий прием рубки полосах обеспечено надежное возобновление леса.

При отсутствии или недостаточном количестве естественного возобновления леса к моменту проведения очередного приема рубки допускается проведение мероприятий по искусственному или комбинированному лесовосстановлению, с увеличением интервала между приемами рубки на 3 - 5 лет.

Из материалов дела следует, что ООО «Бобровский лесокомбинат» является арендатором лесных участков на основании договора аренды лесного участка № П-6/7 от 25 декабря 2008 года с учетом дополнительного соглашения № 17 от 20 декабря 2018 года.

Пунктом 1.1 (Раздел «Лесовосстановительные мероприятия») дополнительного соглашения № 17 от 20 декабря 2018 года к договору аренды лесного участка для заготовки древесины № П-6/7 от 25 декабря 2008 года установлены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке, а именно искусственное лесовосстановление на 2019 год и последующие годы – 30 га, до начала распускания почек (ранняя весна).

Согласно таблице № 18 «Проектируемые способы и объемы лесовосстановления» Проекта освоения лесов на лесном участке, арендуемом ООО «Бобровский лесокомбинат», для заготовки древесины по договору аренды лесного участка установлен ежегодный объем искусственного лесовосстановления – 30 га.

По состоянию на 1 октября 2020 года работы по искусственному лесовосстановлению ООО «Бобровский лесокомбинат» не выполнены, что подтверждается отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведении формы № 1-ВЛ.

В адрес Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края проекты лесовосстановления на 2020 год для проведения мероприятий по искусственному лесовосстановлению до 30 октября 2020 года не представлены.

Факт совершения ООО «Бобровский лесокомбинат» вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении: договором аренды лесного участка № П-6/7 от 25 декабря 2008 года, дополнительным соглашением № 17 от 20 декабря 2018 года, отчетами о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь – сентябрь 2020 года, январь-декабрь 2020 года, протоколом о административном правонарушении № 03-02-05/21/2020 от 15 декабря 2020 года, показаниями свидетеля Бисимбекова В.А., допрошенного судом первой инстанции.

При рассмотрении дела должностными лицами, а затем судьей правильно установлены фактические обстоятельства дела, выводы о наличии в действиях ООО «Бобровский лесокомбинат» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными.

Выводы о том, что на арендуемом обществом лесном участке имеются площади от чересполосных постепенных рубок, подтверждаются показаниями свидетеля Бисимбекова В.А., отчетом об использовании лесов за 2018 год, из которого следует что ООО «Бобровский лесокомбинат» осуществило заготовку древесины в виде чересполосно-постепенных рубок на площади 124,8 га, за 2019 год - 109,3 га, за 2020 год – 160,8 га, проектом освоения лесов для заготовки древесины от 2019 года, из которого следует, что объем искусственного лесовосстановления запроектирован под пологом насаждений, вышедших из под выборочных (чересполосно-постепенных рубок) предстоящего периода и составляет 30,0 га.

В этой связи отклоняются как несостоятельные доводы стороны защиты об отсутствии у ООО «Бобровский лесокомбинат» обязанности осуществлять лесовосстановительные мероприятия на территориях чересполосно-постепенных рубок.

Доводы о том, что обязанность по осуществлению посадки лесных культур на площадях чересполосных постепенных рубок может возникнуть не ранее 2022 года, подлежат отклонению, так как пунктом 3.4.26 договора аренды лесного участка № П-6/7 от 25 декабря 2008 года предусмотрено, что лесовосстановительные работы должны быть проведены в течение года после рубки. Кроме того, как следует из представленных отчетов, чересполосно-постепенные рубки осуществлялись ООО «Бобровский лесокомбинат» ежегодно, в том числе и до 2019 года.

Дополнительно отмечаю необоснованность и бездоказательность доводов об отсутствии на территории арендуемого участка лесных земель, нуждающиеся в лесовосстановлении.

Как уже было отмечено выше, лесоустроительными документами четко определен объем территории, подлежащей искусственному лесовосстановлению на 2020 год – 30 га, соответствующая информация внесена в Государственный лесной реестр.

Согласно п. 7 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.07.2007 N 183, учет земель, требующих лесовосстановления, производится по данным государственного лесного реестра, материалам лесоустройства, материалам специальных обследований и при отводе лесосек.

Действительно, как правильно указывает сторона защиты, в силу ч. 2.1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, возможно последующее уточнение запроектированных материалами лесоустройства мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а именно путем внесения изменений в Государственный лесной реестр.

Такие изменения в 2020 году в государственный лесной реестр не вносились.

Более того, согласно п. 2.3 Приказу Минприроды России от 11.11.2013 N 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» в числе документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.

Пункт 4.3 это Приказа предусматривает, что акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию.

Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом.

Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края данный акт несоответствия не был утвержден. В этой связи, составленный ООО «Бобровский лесокомбинат» акт несоответствия в одностороннем порядке, не принимается во внимание в качестве доказательства отсутствия земель, нуждающихся в лесовосстановлении.

Более того, Министерством природных ресурсов Алтайского края были представлены акты от 01 октября 2019 года, от 10 сентября 2020 года, согласно которым по результатам натурного обследования лесных культур в Первомайском районе, лесные культуры в Бобровском участковом лесничестве Бобровского лесничества в обозначенных местоположениях и в размерах оказались погибшими в результате отсутствия агротехнических уходов, в следствии чего лесокультурная площадь заросла травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, комиссией рекомендовано списать эти участки

Согласно п. 40 и 41 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.03.2019 N 188, лесные культуры могут создаваться из лесных растений одной главной лесной древесной породы (чистые культуры) или из лесных растений нескольких главных и сопутствующих лесных древесных и кустарниковых пород (смешанные культуры). Главная лесная древесная порода выбирается из местных лесных древесных пород и должна отвечать целям лесовосстановления и соответствовать природно-климатическим условиям лесного участка.

Согласно лесохозяйственному регламенту Бобровского лесничества, главной лесной древесной породой является «Сосна». В случае непроведения лесовосстановительных мероприятий на площади, где проведены чересполосно-постепенные рубки, естественное лесовосстановление происходит за счет древесно-кустарниковых второстепенных лиственных пород.

В этой связи не могут освобождать от ответственности доводы защитника о том, что ООО «Бобровский лесокомбинат» самостоятельно выбирает способ лесовосстановления, в данном случае был избран способ естественного лесовосстановления.

Доводы жалобы о том, что в результате привлечения общества к административной ответственности произошло смешение гражданских и административных правоотношений, подлежат отклонению.

Так, статья 62 Лесного кодекса Российской Федерации возлагает на лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений, обязанности по лесовосстановлению.

При таких обстоятельствах, районный суд правомерно исходил из того, что возложение на общество обязанности по лесовосстановлению обоснованно, соответствует императивным нормам законодательства и не может расцениваться как ответственность, вытекающая из гражданско-правовых отношений.

Ссылка защитника на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 июня 2021 года по делу № А03-10730/2020, которым суд обязал Минприроды Алтайского края в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в договор аренды лесного участка № П-6/7 от 25 декабря 2008 года, в том числе в раздел «Лесовосстановительные мероприятия», при установленных по делу обстоятельствах об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения не свидетельствует, соответственно отмену состоявшихся по делу актов не влечет. Факт невыполнения лесовосстановления на арендуемом лесном участке нашел свое подтверждение. Кроме того, указанное решение на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не было вынесено, и до настоящего времени в законную силу не вступило.

Иные доводы жалобы аналогичны тем, которые были предметом проверки должностного лица и районного суда, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в соответствующих актах, установленные обстоятельства не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не может являться правовым основанием к отмене обжалуемых актов.

Срок давности и порядок привлечения ООО «Бобровский лесокомбинат» к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно уменьшено районным судом с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что при рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальных требований, влекущих за собой отмену либо изменения постановления судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 10 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Бобровский лесокомбинат» - Безугляка В. В.ча - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.А. Скляр