Дело № 12-474/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Володарск 18 декабря 2017 год
Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу ФИО2 № 06-234/2017 от 16.10.2017 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление № 06-234/2017 от 16.10.2017 г., которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 11000 руб. Просит постановление в части отсутствия профессиональной подготовки на право работы с отходами 1-4 класса опасности – отменить, производство по делу прекратить, в остальной части постановление изменить, назначить наказание в виде предупреждения.
Данная жалоба мотивирована тем, что обжалуемым постановлением установлено смягчающее вину обстоятельство, а именно, что МУП «Новосмолинское» приняло меры по устранению выявленных нарушений до момента составления акта по делу, и заключило договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Следовательно, ею как должностным лицом были предприняты достаточные и необходимые меры по исполнению возложенных на нее обязанностей. Указано, что МУП «Новосмолинское» не представлены разработанные и утвержденные паспорта на отходы, однако заявление о подтверждении отнесения видов отходов к конкретному классу опасности представлено в Департамент до даты вынесения постановления. Полагает, что у должностного лица административного органа были все основания для установления смягчающих вину обстоятельств в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ. Не согласна с указанием в постановлении о том, что инженер-эколог, ответственный за экологическую безопасность, а также учет и движение отходов не имеет профессиональной подготовки на право работы с отходами, поскольку к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами. МУП «Новосмолинское» не осуществляет специализированных операций по обращению с отходами. Просит учесть, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.2 КоАП РФ, в части отсутствия профессионального обучения, поскольку деятельность по накоплению отходов не является основным видом деятельности МУП «Новосмолинское», а осуществляется в целях последующего вывоза специализированной организацией на основании договора. Кроме того, административный орган не доказал и не обосновал необходимость ее обучения на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила жалобу рассматривать в ее отсутствие.
Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, просил жалобу рассматривать в отсутствие представителя, с доводами жалобы не согласился, просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Суд полагает возможным жалобу рассмотреть в отсутствие ФИО1, представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему
В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании части 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.2, ч.5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.2, 3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом определяется самим фактом совершения действий или бездействия.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.
Как следует из материалов дела, в период времени с 22 мая по 19 июня 2017г. Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу была проведена плановая комплексная выездная проверка, с целью соблюдения МУП «Новосмолинское» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проведения проверки выявлено, что МУП «Новосмолинское» не представлены разработанные и утвержденные паспорта на отходы: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, код по ФККО 92011001532; отходы синтетических и полусинтетических масел моторных, код по ФККО 41310001313; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, код по ФККО 92130201523; шины пневматические автомобильные отработанные, код по ФККО 92111001504; мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации, код по ФККО 7 22101 01 71 4; осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, код по ФККО 7 22102 01 39 4; отсутствует утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
Согласно п.2.1 должностной инструкции инженера по охране окружающей среды (эколога), утвержденной директором МУП «Новосмолинское» 01.09.2015г., инженер-эколог отвечает за соблюдение на предприятии действующего экологического законодательства.
В соответствии с приказом МУП «Новосмолинское» № 3к от 09.01.2017г. «О совмещении должностей» обязанности инженера-эколога возложены на ФИО1 (приказ о приеме работника на работу от 04.06.2012 № 29, приказ о совмещении профессий (должностей) от 11.01.2016 № 1к).
21 июня 2017 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ПФО ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении № 06-234/2017 в отношении ФИО1
Постановлением № 06-234/2017 от 16 октября 2017 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Факт совершения ФИО1 вмененного правонарушения подтверждается актом проверки № 092-П от 19.06.2017г., протоколом об административном правонарушении № 06-234/2-17 от 21.06.2017г.
Представленным в деле доказательствам должностным лицом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее требования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вместе с тем, судья не соглашается с выводами должностного лица о наличии в действиях ФИО1 вины в нарушении ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" а именно, что инженер-эколог, ответственный за экологическую безопасность на предприятии, а также учет и движение отходов не имеет профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Положениями Закона "Об отходах производства и потребления" установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В силу ст. 1 Закона "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
При этом образование отходов согласно действующему законодательству (с 01.07.2009 года) деятельностью по обращению с отходами не является.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в процессе осуществления ответчиком уставной деятельности действительно образуются отходы 1-4 класса опасности.
При этом услуги по обращению с отходами, образующимися в деятельности МУП «Новосмолинское» оказываются специализированным организациями, имеющими соответствующие лицензии.
На транспортирование твердых коммунальных отходов МУП «Новосмолинское» заключен договор N № от ДД.ММ.ГГГГ года с ООО «Лидер» (лицензия N № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Услуги по приемке на временное хранение с последующей передачей на переработку, обезвреживание, использование и утилизацию отходов I - V классов опасности, образующихся в деятельности МУП «Новосмолинское» осуществляет ООО «Приволжская Экологическая Компания» (лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ) на основании заключенного договора N № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежит лицензированию "деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности)".
Оценив представленные доказательства и проанализировав вышеуказанные нормы права, судья приходит к выводу о том, что МУП «Новосмолинское» не осуществляет ни один из видов деятельности по обращению с отходами в смысле, придаваемом ему статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности по обращению с отходами не имеет.
Установив, что образование отходов в процессе хозяйственной деятельности МУП «Новосмолинское» согласно действующему законодательству (ст. 1 Закона "Об отходах производства и потребления"), деятельностью по обращению с отходами не является, следовательно, не влечет обязанность направить на подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности инженера-эколога ФИО1
В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах подлежит исключению из постановления должностного лица указание на нарушение ФИО1 требований ст. 15 Закона "Об отходах производства и потребления", как отсутствие профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Указанное не влечет изменения квалификации действий ФИО1 по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку остальные нарушения требований природоохранного законодательства (не представлены разработанные и утвержденные паспорта на отходы: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, код по ФККО 92011001532; отходы синтетических и полусинтетических масел моторных, код по ФККО 41310001313; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, код по ФККО 92130201523; шины пневматические автомобильные отработанные, код по ФККО 92111001504; мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации, код по ФККО 7 22101 01 71 4; осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, код по ФККО 7 22102 01 39 4; отсутствует утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)) нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и жалобы.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Постановление об административном правонарушении вынесено должностным лицом надзорного органа в пределах годичного срока привлечения к административной ответственности.
Оснований для применения положений ст.ст.3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не усматривает, поскольку совершенное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, в результате которых могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды в целом, отдельных ее элементов.
В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Вместе с тем, при назначении наказания должностным лицом не были учтены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела.
Как следует из обжалуемого постановления при назначении наказания обстоятельств, смягчающих, а также отягчающих административную ответственность ФИО1 должностным лицом установлено не было. Вместе с тем, установлено, что ФИО1 приняты меры к устранению выявленных нарушений, что судьей признается смягчающим административную ответственность обстоятельством, и с учетом отсутствия по делу отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья полагает возможным изменить постановление должностного лица в части назначенного наказания, снизив его до минимального размера. Данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
ПостановлениеДепартамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО № 06-233/2017 от 04.07.2017 г. о привлечении МУП «Новосмолинское» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 11000 рублей изменить, исключить из мотивировочной части постановления указание на нарушение ФИО1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части отсутствия профессионального обучения, снизить размер административного штрафа до 10000 (десяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Нижегородский областной суд через Володарский районный суд Нижегородской области со дня вынесения, либо в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.А.Ермакова