ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-474/18 от 29.01.2019 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 12-56/2019 (№ 12-474/2018)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Салехард 29 января 2019 года

Судья Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Лян И.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, действующего на основании доверенности от 18.01.2019,

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту УФАС по ЯНАО) ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО3 на постановление врио руководителя УФАС по ЯНАО ФИО4 от 16 ноября 2018 года .3/20-2018, которым

ФИО3,, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданин РФ, работающий управляющим НО "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства ЯНАО", проживающий по адресу: ЯНАО, <адрес> "Б",

привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением УФАС по ЯНАО от 16 ноября 2018 года .3/20-2018 ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления УФАС по ЯНАО от 16 ноября 2018 года.

При этом автор жалобы указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Постановление УФАС по ЯНАО незаконное и необоснованное. Положения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" не нарушены. Плакат, размещенный на входе в НО "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства ЯНАО", не является рекламой, поскольку не содержит объекта рекламирования. Кроме того, полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности истек.

УФАС по ЯНАО в отзыве на жалобу настаивает на законности и обоснованности оспариваемого постановления, просит жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании защитник ФИО3 поддержал доводы жалобы и выступил в соответствии с ее содержанием.

Представитель контролирующего органа в судебном заседании просил оставить обжалуемое постановление без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, заслушав мнение участников судебного засеадния, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации, изготовитель или продавец товара. Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Тем самым признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Как усматривается из материалов дела, в адрес УФАС по ЯНАО поступило обращение гражданина по факту размещения Микрофинансовой компанией «Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» рекламы на входной группе здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Из обращения следует, что в г. Салехарде в здании, расположенном по адресу: <адрес>, на входной двери расположена рекламная информация следующего содержания: «до 70% от суммы кредита/займа ПОРУЧИТЕЛЬСТВА до 60 месяцев» (л.д. 69-71).

Согласно акту осмотра входной группы здания, расположенного по адресу: <адрес> от 14 февраля 2018 года установлено, что справа от входной двери здания размещена рекламная информация, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, следующего содержания: «до 70% от суммы кредита/займа ПОРУЧИТЕЛЬСТВА до 60 месяцев» (л.д. 75).

В соответствии с п. 1.2 Устава НО "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа", утвержденного решением высшего коллегиального органа Фонда - Советом Фонда от 05 июня 2017 года фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов и преследующей социальные и иные общественно полезные цели.

Согласно пункту 2.2.1 устава предметами деятельности Фонда являются финансовая поддержка в форме предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда по обязательствам (кредитам, займам, независимым гарантиям, договорам лизинга и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д. 41-52). В данном случае объектом рекламирования является услуга «Поручительство» предоставляемая НО "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства ЯНАО".

Согласно «Единым правилам предоставления финансовых услуг (поручительство)», утвержденных Приказом Управляющего Некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» от 29.03.2017 г. поручительство - способ обеспечения обязательств Заёмщика перед Финансовой организацией, согласно которого поручитель обязуется нести юридическую и финансовую ответственность за своевременное и полное исполнение Заёмщиком его обязательств на условиях, определенных в соответствующем договоре поручительства, заключаемом между Поручителем и финансовой организацией (л.д. 164-184).

Финансовый продукт (финансовая услуга) - услуга по предоставлению Фондом Клиенту поручительства, сопряженная с приемлемым для Фонда размером финансового риска и имеющая четко-описанные параметры (условия) ее предоставления, которые закреплены в Паспорте финансового продукта (л.д. 182).

Таким образом, информация, размещенная НО "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства ЯНАО" на входной группе здания, расположенного по адресу: <адрес>, направлена на привлечение внимания к услуге «Поручительство», с целью формирования или поддержания интереса к услуге оказываемой НО "Гарантийным фондом поддержки малого предпринимательства ЯНАО".

Согласно части 7 статьи 5 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данном случае в указанной рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно:

- отсутствует информация о лице, предоставляющем данные услуги;

- отсутствует информация о лицах, которым предоставляется указанная услуга (физическим лицам и/или юридическим лицам и/или исключительно субъектам малого предпринимательства);

- отсутствует информация об условиях, при которых предоставляется указанная услуга.

Отсутствие указанной информации вводит потребителя в заблуждение, а именно реклама содержит утверждение о том, что можно получить услугу поручительство до 70% от суммы кредита/займа сроком до 60 месяцев, в тоже время, чтобы получить указанную услугу нужно соответствовать определенным критериям.

Согласно части 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Под ненадлежащей рекламой, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона о рекламе, понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что информация, размещенная НО "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства ЯНАО" на входной группе здания, расположенного по адресу: <адрес>, нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального Закона о рекламе и направлена на привлечение внимания к услуге «Поручительство», с целью формирования или поддержания интереса к услуге оказываемой некоммерческой организацией.

В соответствии с приказом от 28 марта 2016 года на основании решения Совета Фонда от 24.03.2016 № 6 на должность управляющего НО "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства ЯНАО" назначен ФИО3 (л.д. 30).

В связи с чем, ФИО3 обладал предусмотренными ст. 2.4 КоАП РФ признаками должностного лица.

Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ФИО3 в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для отнесения административного правонарушения к категории малозначительных не имеется.

Нарушений закона на стадиях возбуждения и рассмотрения административного дела не допущено.

Вопреки доводам жалобы УФАС по ЯНАО правомерно осуществлено административное производство в отношении ФИО3 после выявления факта нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ "О рекламе".

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких данных жалоба ФИО3 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО3, оставить без удовлетворения.

Постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО4 от 16 ноября 2018 года .3/20-2018, которым ФИО3, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, оставить без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано или опротестовано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней с момента получения его копии заинтересованным лицом.

Судья /подпись/ И.В. Лян

Копия верна:

Судья И.В. Лян