ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-474/19 от 20.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №12-474/2019

25RS0001-01-2019-001905-59

РЕШЕНИЕ

20 июня 2019 года г. Владивосток

Судья Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя начальника Дальневосточного ГУ ЦБ РФ № ТУ-05-ДЛ-19-2693/3120-1 от 06.03.2019 о привлечении директора ООО "Ломбард+Заклад" ФИО2 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника Дальневосточного ГУ ЦБ РФ от 06.03.2019 должностное лицо директор ООО "Ломбард+Заклад" ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и к нему применено административное наказание в виде предупреждения.

ФИО2 с данным постановлением не согласился, обратился с жалобой, из которой следует, что постановление вынесено на основании того, что он ненадлежащим образом исполнял свои должностные обязанности в части правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ, разработанных обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард+Заклад», и утвержденных 20.06.2018. В Постановлении указано на несоответствие данных правил внутреннего контроля требованиям законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, о чем свидетельствовали нарушения требований пунктов 1.4, 2.8. 3.1, 3.2, 3.5, 3.6, 4.4, 5.2, 6.1, 6.3, 7.3 Положения Банка России от 15.12.2014 №445П «О требованиях к правилам внутреннего контроля не кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Должностное лицо указывает на несоответствие ПВК п. 1.4 Положения №445-П: программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ не соответствует требованиям, установленным Указанием Банка России от 05.12.2014 №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в не кредитных финансовых организациях», в части формы и сроков обучения, однако, форма, периодичность и сроки обучения указаны в п. 11.4 ПВК. указано на то, что в нарушение п. 2.8 Положения №445-П в ПВК отсутствуют: положения о статусе, функциях правах и обязанностях ответственного сотрудника; порядок взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками Ломбарда; порядок взаимодействия Ломбарда с иными подразделениями по вопросам ПОД/ФТ; порядок взаимодействия с клиентами. Данные нормы указаны в разделе 14 ПВК и разработанными на их основе положениях. Из постановления следует, что в нарушение п. 3.1 Положения №445-П: Программа идентификации разработана без учета требований, установленных Положением Банка России от 12.12.2014 №444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов. Вместе с тем данные сведениями указаны в разделе 3 ПВК, (п.3.1., п.3.3., п.3.8., п. 3.9.). согласно постановления нарушен п. 3.2 Положения №445-П: в ПВК отсутствуют: порядок идентификации клиента- юридического лица; положения о мерах, направленных на выявление среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в ст. 7.3 ФЗ от 07.08.2001г. №115-ФЗ «Опротиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; перечень мер, направленных на выявление и идентификацию Ломбардом бенефициарных владельцев клиентов; основания для признания физического лица бенефициарным владельцем клиента, но данные сведениями указаны в разделе 3 ПВК, (п.3.1., п.3.3., п.3.8., п. 3.9.)., а также подлежат применению на основании прямого указания закона без их дополнительного закрепления в ПВК. ФЗ №115-ФЗ, Положения М445-П носят обязательный для применения характер. В указанных нормах содержаться императивные положения по фиксированию данных в анкетах клиентов. Нарушений у Общества в части фиксирования данных в анкетах клиентов Ответчиком не выявлено, а используемый Формальный предположительный подход в части применения данных пунктов недопустим. Указано, что в нарушение п.4.4 Положения №445-П в ПВК отсутствуют: организация системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в зависимости от оценки риска клиента и риска использования услуг Ломбарда в целях ОД/ФТ; методика выявления и оценки риска ОД/ФТ в отношении риска клиента и в отношении риска использования услуг Ломбарда в целях ОД/ФТ; порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг Ломбарда в целях ОД/ФТ и др. Данные сведениями указаны в разделах 5 и 6 ПВК и разработанными на их основе положениях. Пункт 5.2 Положения №445-П; перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, указанный в ПВК. не в полной мере соответствует перечню признаков, содержащихся в приложении №3 к Положению №445-П, а именно: отсутствуют признаки групп 13,14, 15 и признак с кодом 2210. не соответствуют формулировки описания признаков с кодом 1191, 2201, 2290. Данные сведениями указаны в разделах 5 и 6 ПВК и разработанными на их основе положениях. Из постановления следует, что в нарушении п.6.1 Положения №445-П в ПВК отсутствуют: порядок получения информации, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети, «Интернет»; порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества; порядок фиксирования информации о замораживании (блокировании) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества; Положение о продлении проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны быть применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества; порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента; порядок информирования уполномоченного органа ор принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества клиента. Однако данные сведениями указаны в разделе 10 ПВК и разработанными на их основе положениях. В силу прямого указания ФЗ №115- ФЗ и Положения Банка России от 15.12.2014 №445П, часть мероприятий подлежит прямому исполнению в момент обращения клиента в Ломбард, и не требует двоякого толкования и предварительного документального закрепления. Нарушений по документальному оформлению мероприятий по контролю проверяющим органом не выявлено. Просит постановление от 06.03.2019 признать незаконным и отменить.

Защитник ФИО2, действующий на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы, по изложенным в ней доводам и основаниям. Пояснил, что если в жалобе не указано на несогласие с какими - либо пунктами постановления, значит ФИО2 данные нарушения не оспаривает. В настоящее время ФИО2 не является директором ООО "Ломбард+Заклад", общество ликвидируется.

Представитель ЦБ РФ, действующая на основании доверенности ФИО4, возражала против удовлетворения жалобы, поскольку постановление является законным и обоснованным, полученные в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст.15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом Положения Банка России от 15.12.2014 №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и утверждаются руководителем организации.

В соответствии с названным Положением ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (п.1.4); в программу организации системы ПОД/ФТ включаются: положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника; порядок взаимодействия ответственного сотрудника, сотрудников подразделения по ПОД/ФТ с иными сотрудниками некредитной финансовой организации (при наличии таких сотрудников в некредитной финансовой организации); порядок взаимодействия некредитной финансовой организации с ее обособленными подразделениями (филиалами) (при их наличии) по вопросам ПОД/ФТ; порядок взаимодействия с клиентами, в том числе обслуживаемыми с использованием технологий дистанционного обслуживания (в случае если некредитная финансовая организация использует в своей деятельности технологии дистанционного обслуживания клиентов) (п.2.8); некредитная финансовая организация разрабатывает программу идентификации с учетом требований к идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, установленных Положением Банка России от 12 декабря 2014 года N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (п.3.1); в программу идентификации включаются: порядок идентификации клиента, представителя клиента (в том числе лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, как представителя клиента), выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, в том числе особенности процедуры упрощенной идентификации; положения о мерах, направленных на выявление некредитной финансовой организацией среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона; перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию некредитной финансовой организацией бенефициарных владельцев клиентов; основания для признания физического лица бенефициарным владельцем клиента (в обязательном порядке используются квалифицирующие признаки, содержащиеся в определении понятия "бенефициарный владелец", установленного Федеральным законом, такие как прямое или косвенное (через третьих лиц) владение (наличие преобладающего участия более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо наличие возможности контролировать действия клиента); основания для признания в качестве бенефициарного владельца лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица (при невозможности выявления иного бенефициарного владельца); особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован некредитной финансовой организацией до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, при принятии его на обслуживание; порядок проведения некредитной финансовой организацией мероприятий по проверке информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце; порядок обновления сведений (информации), полученных некредитной финансовой организацией в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, с указанием периодичности их обновления; указание способов взаимодействия некредитной финансовой организации с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации (обновления идентификационных сведений), а также особенностей взаимодействия с клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного обслуживания (в случае если некредитная финансовая организация использует в своей деятельности технологии дистанционного обслуживания клиентов); положения о принимаемых некредитной финансовой организацией мерах, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона; порядок обеспечения доступа сотрудников некредитной финансовой организации к информации, полученной при проведении идентификации; порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, основания оценки такого риска (п.3.2); в случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом и ПВК по ПОД/ФТ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица не выявлен и бенефициарным владельцем признано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого клиента, в решении некредитной финансовой организации о признании лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента, бенефициарным владельцем должны быть зафиксированы обстоятельства, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) такого клиента должны быть зафиксированы сведения, указывающие на то, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа клиента, признано бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления некредитной финансовой организацией бенефициарного владельца (п.3.5); сведения о результате принятых некредитной финансовой организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента - физического лица, а в случае выявления бенефициарного владельца клиента - физического лица также решение некредитной финансовой организации о признании физического лица бенефициарным владельцем такого клиента - физического лица с обоснованием принятого решения должны быть зафиксированы в анкете (досье) такого клиента (п.3.6); в программу управления риском включаются: организация системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в зависимости от оценки риска клиента и риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска клиента и в отношении риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; порядок учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг некредитной финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением некредитными финансовыми организациями операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий; указание способов управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе определение перечня предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию, особенности мониторинга и анализа операций клиентов, относящихся к различным степеням (уровням) риска (п.4.4); в программу выявления операций включаются: перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении 3 к настоящему Положению, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, с учетом особенностей вида деятельности, осуществляемой некредитной финансовой организацией, масштаба ее деятельности и организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Некредитная финансовая организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер операций, по своему усмотрению; механизм взаимодействия между сотрудниками некредитной финансовой организации, выявляющими операции, подлежащие обязательному контролю, и подозрительные операции, и ответственным сотрудником некредитной финансовой организации (сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ); положения о должностном лице (должностных лицах) некредитной финансовой организации, принимающем (принимающих) решение об отнесении необычной операции к категории подозрительных, о квалификации операции в качестве операции, подлежащей обязательному контролю, о направлении сведений в уполномоченный орган; положения о сроках принятия решений о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной, а также порядок фиксирования принятого решения; порядок документального фиксирования (в том числе способы фиксирования) сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обеспечивающий возможность воспроизведения деталей операции (в том числе сумму операции, валюту операции, данные о контрагенте клиента), а также порядок представления в уполномоченный орган сведений о таких операциях; порядок информирования (при необходимости) руководителя некредитной финансовой организации о выявлении операции, подлежащей обязательному контролю, и подозрительной операции; положения о мерах, которые применяются некредитной финансовой организацией исходя из программы управления риском к клиентам, осуществляющим подозрительные операции (п.5.2); в программу по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки включаются: порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет; порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества; порядок фиксирования информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества (в том числе сведения о клиенте; основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента; вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества); положения о порядке и периодичности проведения проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), а также о способах фиксирования результатов проведенной проверки; порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень организаций и физических лиц); порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона; порядок информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки (п.6.1); некредитная финансовая организация определяет в ПВК по ПОД/ФТ порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у некредитной финансовой организации информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента, а также порядок частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в случае, установленном пунктом 2.5 статьи 6 Федерального закона (п.6.3); некредитная финансовая организация предусматривает в ПВК по ПОД/ФТ порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с учетом положений главы 8.1 настоящего Положения (п.7.3).

Судом установлено, что ООО "Ломбард+Заклад" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.05.2016, основным видом деятельности Общества является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества, дополнительным видом деятельности - предоставление услуг по хранению ценностей, депозитарная деятельность; директором общества, а также лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является ФИО5, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ, приказом от 25.05.2016.

Согласно ст.ст. 5,7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами, к которым относятся ломбарды, обязаны в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля с учетом вышеперечисленных требований.

Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения документов, в том числе Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, представленных ООО "Ломбард+Заклад", Управлением финансового мониторинга и валютного контроля было установлено нарушение директором Общества п.1.10 Положения Банка России от 15.12.2014 №445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанным должностным лицом не обеспечен контроль за соответствием применяемых Правил внутреннего контроля требованиям законодательства РФ с сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с даты утверждения (20.06.2018) по дату их направления в Дальневосточное ГУ Банка России (29.06.2018): в нарушение п. 1.4 Положения № 445-П Программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ не соответствует требованиям, установленным Указанием Банка России от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях», в части формы и сроков обучения; в нарушение в п2.8 в ПВК отсутствуют: положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника; порядок взаимодействия ответственного сотрудника с иными сотрудниками Ломбарда; порядок взаимодействия Ломбарда с его обособленными подразделениями по вопросам ПОД/ФТ; порядок взаимодействия с клиентами; в нарушение п.3.1 Положения № 445-П программа идентификации разработана без учета требований, установленных Положением Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части: перечня сведений и документов, которые Ломбард использует в целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, и фиксирует в анкете (досье) клиента; требования о фиксировании сведений в анкете (досье) клиентов в любом случае; в нарушение п.3.2 Положения № 445-П в ПВК отсутствуют: порядок идентификации клиента - юридического лица, представителя клиента (в том числе лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, как представителя клиента); положения о мерах, направленных на выявление Ломбардом среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации "Отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее - Федеральный закон № 115-ФЗ); перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию Ломбардом бенефициарных владельцев клиентов; основания для признания физического лица бенефициарным владельцем клиента; основания для признания в качестве бенефициарного владельца лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица, (при невозможности выявления иного бенефициарного владельца); особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован Ломбардом до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, при принятии его на обслуживание; порядок проведения Ломбардом мероприятий по проверке информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце; порядок обновления сведений (информации), полученных Ломбардом в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев; указание способов взаимодействия Ломбарда с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации (обновления идентификационных сведений); положения о принимаемых Ломбардом мерах, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № П5-ФЗ; порядок обеспечения доступа сотрудников Ломбарда к информации, полученной при проведении идентификации; порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, основания оценки такого риска; в нарушение п.п. 3.5, 3.6 Положения № 445-П в ПВК не отражены положения о фиксировании в анкетах (досье) клиентов сведений, предусмотренных данными пунктами нормативного акта; в нарушение п.4.4 Положения № 445-П в ПВК отсутствуют: организация системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ) в зависимости от оценки риска клиента и риска использования услуг Ломбарда в целях ОД/ФТ; методика выявления и оценки риска ОД/ФТ в отношении риска клиента и в отношении риска использования услуг Ломбарда в целях ОД/ФТ; -порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска клиента и - использования услуг Ломбарда в целях ОД/ФТ; порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг Ломбарда в целях ОД/ФТ; порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг Ломбарда в целях ОД/ФТ в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением Ломбардом операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий; указание способов управления риском ОД/ФТ, в том числе определение перечня предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию; особенности мониторинга и анализа операций клиентов-, относящихся к различным степеням (уровням) риска; в нарушение п.5.2 Положения № 445-П перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, указанных в ЛВК, не в полной мере соответствуют перечню признаков, содержащемуся в приложении 3 к Положению № 445-П, а именно: отсутствуют признаки групп 13, 14, 15 и признак с кодом 2210; не соответствуют формулировки описания признаков с кодами 1191, 2201, 2290, а также в ПВК отсутствуют: механизм взаимодействия между сотрудниками Ломбарда, выявляющими операции, подлежащие обязательному контролю, и подозрительные операции, и ответственным сотрудником Ломбарда; положения о должностном лице (должностных лицах) Ломбарда, принимающем принимающих) решение об отнесении необычной операции к категории подозрительных, : квалификации операции в качестве операции, подлежащей обязательному контролю, о направлении сведений в уполномоченный орган; положения о сроках принятия решений о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной; порядок представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ОД/ФТ; порядок информирования (при необходимости) руководителя некредитной финансовой организации о выявлении операции, подлежащей обязательному контролю, и подозрительной операции; положения о мерах, которые применяются Ломбардом исходя из программы управления риском к клиентам, осуществляющим подозрительные операции; в нарушение п.6.1 Положения № 445-П в ПВК отсутствуют: порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети «Интернет»; порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества; порядок фиксирования информации о примененных мерах замораживанию блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества (в том числе сведения о клиенте; основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента; вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества); положения о порядке проведения проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее- проверка), а также о способах фиксирования результатов проведенной проверки; порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень организаций и физических лиц); порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона № 115-ФЗ; порядок информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки; в нарушение п.6.3 Положения № 445-П в ПВК не определен порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у Ломбарда информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента; в нарушение п. 7.3 Положения № 445-П в ПВК не предусмотрен порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции.

Вина должностного лица - директора ООО "Ломбард+Заклад" ФИО2 в совершении административного правонарушения в полном объеме подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных 20.06.2018 директором ООО "Ломбард+Заклад" ФИО2; мотивированным заключением и.о. начальника Управления финансового мониторинга и валютного контроля; протоколом об административном правонарушении от 19.02.2019, составленным уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, с которым был ознакомлен ФИО2, какие-либо замечания на указанный протокол от него не поступали, иными материалами дела

Согласно ст.2.1 КРФоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КРФоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По имеющимся в деле доказательствам, суд приходит к выводу, что вина должностного лица нашла подтверждение в судебном заседании и действия директора ООО "Ломбард+Заклад" ФИО2 правильно квалифицированы по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

То, что на момент привлечения к административной ответственности ФИО2 не являлся директором ООО "Ломбард+Заклад", не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.

Постановление от 06.03.2019 мотивировано, вынесено в соответствии с правилами КоАП РФ, имеющимся в деле доказательствам дана правовая оценка, не противоречит требованиям КоАП РФ и оснований для его отмены не усматривается.

Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания учтены характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, в связи с чем, назначено наказание в виде предупреждения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы мотивированы, соответствуют требованиям закона, основаны на собранных по делу доказательствах и оснований считать их неправильными у суда не имеется, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены постановления судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

жалобу ФИО2 оставить без удовлетворения, постановление заместителя начальника Дальневосточного ГУ ЦБ РФ № ТУ-05-ДЛ-19-2693/3120-1 от 06.03.2019 о привлечении директора ООО "Ломбард+Заклад" ФИО2 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ – без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Приморский краевой суд.

Судья Ленинского районного суда

г.Владивостока ФИО1