ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-474/19 от 20.09.2019 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

копия

дело № 12-474/2019

24MS0066-01-2019-001679-10

РЕШЕНИЕ

20 сентября 2019 года г. Красноярск

Судья Октябрьского районного суда г. Красноярска Черных А.В., при секретаре Дубовике И.Р., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Архиповой А6. – Матвейко А7 на постановление мирового судьи судебного участка № 66 в Октябрьском районе г. Красноярска от 24.06.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Телекомпания 8 канал» Архиповой А8,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 66 в Октябрьском районе г. Красноярска от 24.06.2019 года Архипова А9 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Архиповой А11. – Матвейко А10. обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, поскольку доказательства получены административным органом с нарушением требований закона, а телекомпания не осуществляла вещание другого канала.

В судебное заседание Архипова А12. и её защитник не явились, надлежаще уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Представитель Енисейского управления Роскомнадзора Сафьянова А13 просила отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей. Объективной стороной рассматриваемого административного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее -Закон о СМИ) телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание. Подпунктом 2 пункта 9 статьи 31 Закона о СМИ установлено, что лицензионным требованием при осуществлении вещания является, в том числе, соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание. В силу ст. 60 Закона о СМИ нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся, в том числе в осуществлении вещания с нарушением лицензионных условий, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату, помимо прочих, относится соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии: вещание указанного в лицензии телеканала.

Таким образом, вещание телеканала, указанного в лицензии, является для лицензиата обязательным.

ООО «Телекомпания 8 канал» имеет лицензию на осуществление телевизионного вещания от 02.02.2018 серии ТВ №29134.

Согласно пунктам 1, 2 приложения № 1 к лицензии № 29134 ответчик должен осуществлять ежедневное круглосуточное вещание продукции СМИ телеканала «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» по направлению вещания «Рекламное» в общем объеме 168 часов в неделю на территории г. Красноярска. Вместе с тем, анализ записи вещания передач, вышедших в эфир 22.04.2019 в сети цифрового интерактивного кабельного телевидения (IРТV) ПАО «Ростелеком» на территории г. Красноярска на кнопке № 996 показал, что лицензиат осуществлял распространение продукции СМИ телеканала «VitrinaTV» («Витрина ТВ») (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 -65630 от 04.05.2016, зарегистрировано Роскомнадзором), о чем свидетельствует объявление выходных данных указанного СМИ.

Факт совершения обществом вменяемого нарушения подтверждается материалами дела, в том числе, записью вещания передач, протоколом об административном правонарушении.

Довод заявителя жалобы о том, что на основании договора от 01.09.2018 № 01/05/18-29, заключенного обществом с ООО «Прайм Синема-ТВ» (заказчик), ООО «Телекомпания 8 канал» оказывает заказчику услуги по размещению на канале рекламных роликов заказчика, при этом не происходит вещания телеканала, не указанного в лицензии, суд признает несостоятельным.

Согласно ст. 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации. Под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения. Под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.

В п. 2 приложения 1 к лицензии № 29134 указано «наименование распространяемого средства массовой информации – ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК». Распространение продукции другого телеканала (зарегистрированного СМИ «Vitrina TV»), согласно приведенной терминологии, является нарушением параметров вещания, установленных для ООО «Телекомпания 8 канал» в п. 2 приложения 1 к лицензии № 29134, и представляет собой распространение другого СМИ – не указанного в лицензии.

При исследовании представленных видеороликов судом установлено, что на своей частоте ООО «Телекомпания 8 канал» осуществляло вещание программы «Телемагазин» средства массовой информации «Vitrina TV». Из содержания записи следует, что это именно отдельные выпуски телепрограммы (телепрограмма имеет формат продажи различных товаров в прямом эфире, с возможностью осуществления звонков на телефоны операторов для заказа товаров, отражается количество лотов и динамика их продажи, ведущая своего рода «взаимодействует» со зрителями, побуждая их к совершению покупки). Вещание другого канала осуществляется распространением продукции (телепрограмм) данного канала. О том, что осуществляется вещание телеканала «VitrinaTV» («Витрина ТВ») (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 -65630 от 04.05.2016, зарегистрировано Роскомнадзором), свидетельствует объявление выходных данных названного СМИ. Из материалов дела следует, что распространяемые телепрограммы не принадлежат ООО «Телекомпания 8 канал», являются телепрограммами «VitrinaTV».

В этой связи суд признает обоснованным довод административного органа об отличии гражданско-правового регулирования передачи лицензионных прав (права на распространение чужого аудиовизуального произведения по договору от 01.09.2018 № 01/05/18-29с обществом с ООО «Прайм Синема-ТВ») от административно-правового регулирования в сфере осуществления лицензируемых видов деятельности. При вещании другого канала (в том числе, его продукции), в лицензию на телевизионное вещание телеканала должен быть включен тот канал, продукцию которого лицензиат решает вещать. В силу приведенного выше нормативного правового регулирования лицензиат обязан осуществлять вещание с учетом установленных лицензионных требований, в том числе, параметров вещания, указанных в лицензии (вещание указанного в лицензии телеканала). Принимая во внимание правовое значение лицензии в качестве разрешения для осуществления конкретного вида деятельности при определенных параметрах, в рассматриваемом случае общество имело право осуществлять вещание продукции другого средства массовой информации только после переоформления лицензии (включения в лицензию этого СМИ).

Таким образом, учитывая обстоятельства дела, вещание телеканала «Vitrina TV» (перевод «Витрина ТВ») не соответствует пункту 2 приложения 1 к лицензии № 29134, что является нарушением лицензионных требования, установленных названной лицензией.

На основании вышеперечисленного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях ООО «ТК 8 Канал» содержатся признаки объективной стороны правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Довод жалобы о необходимости квалификации действий Архиповой А14. по ст.13.22 КоАП РФ подлежат отклонению. Так, согласно ст. 13.22 КоАП РФ правонарушением является выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными. В силу подпункта «е» пункта 4 Положения № одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, осуществляющему названный вид деятельности, является соблюдение требований об объявлении выходных данных телеканала, радиоканала, телепрограммы и радиопрограммы в составе соответственно телеканала или радиоканала, установленных статьей 27 Закона о средствах массовой информации. В соответствии со статьей 27 Закона о средствах массовой информации установлено, что зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер, следовательно, несоблюдение указанной обязанности является нарушением требований, установленных Положением № 1025. Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Объективная сторона правонарушения по статье 13.22 КоАП РФ состоит в распространении продукции средства массовой информации или печатных изданий: а) без выходных данных; б) с неполными выходными данными; в) с заведомо ложными выходными данными. В рассматриваемом деле установлено, что обществом допущено именно вещание телеканала, не предусмотренного лицензией № 29134, - зарегистрированного средства массовой информации «Vitrina TV». Следовательно, в рассматриваемом случае ст. 13.22 КоАП РФ применению не подлежит.

Довод заявителя о нарушении процедуры сбора доказательств в обоснование вменяемого правонарушения, а именно незаконности получения записи спорного эфира от 22.04.2019, также полежит отклонению по следующим основаниям.

Приказом Роскомнадзора от 04.12.2009 № 639 утвержден Регламент взаимодействия территориальных органов Роскомнадзора с предприятиями радиочастотной службы и их филиалами в субъектах Российской Федерации. Названный Регламент устанавливает порядок взаимодействия территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с филиалами (управлениями по субъектам) ФГУП «РЧЦ ЦФО» в федеральных округах при осуществлении, в том числе, следующих функций и полномочий: с территориальными органами Роскомнадзора - по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания; по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в области телевизионного вещания и радиовещания (пункт 1.1.1 Регламента).Пунктом 1.4 Регламента предусмотрено, что взаимодействие территориальных органов Роскомнадзора с предприятиями радиочастотной службы и их филиалами осуществляется, в том числе, при организации и проведении мониторинга средств массовой информации, редакции которых находятся на территории субъекта Российской Федерации, подведомственной территориальному органу Роскомнадзора, а также зарегистрированных и (или) распространяемых на территории данного субъекта (далее -региональные средства массовой информации), информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (далее -СМК) на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и массовых коммуникаций.

Согласно пунктам 11.1, 11.2 Регламента в проведении систематического мониторинга региональных СМК принимают участие территориальные органы Роскомнадзора и ФГУП «РЧЦ ЦФО». ФГУП «РЧЦ ЦФО» организует проведение систематического мониторинга региональных СМК, в том числе мониторинга телеканалов, распространяющихся в кабельных и спутниковых сетях на территории Российской Федерации, на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и массовых коммуникаций. В соответствии с пунктом 11.4.6.5 при проведении мониторинга телеканалов, распространяющихся в кабельных сетях, на территории субъекта Российской Федерации, ответственный сотрудник ФГУП «РЧЦ ЦФО» осуществляет запись контента.

В пункте 11.2 Регламента указано, что территориальные органы Роскомнадзора в течение трех рабочих дней с момента получения из ФГУП «РЧЦ ЦФО» данных о наличии признаков нарушений законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и массовых коммуникаций, а в случае необходимости согласования с центральным аппаратом Роскомнадзора мер реагирования или получения экспертного заключения - в течение трех рабочих дней с даты согласования или получения экспертного заключения, принимают решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушенияхи (или) о вынесении предупреждения о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

Как следует из пояснений административного органа, нарушение установлено по результатам мониторинга в предусмотренном законодательством порядке, а именно 22.04.2019 на электронный адрес заявителя от Управления по Красноярскому краю филиала ФГУП «ГРКЦ» в Сибирском федеральном округе получена информация об осуществлении мониторинга с выявленными признаками нарушений. Учитывая наличие предусмотренной процедуры мониторинга, описанной выше, суд признает обоснованным довод административного органа о правомерности возбуждения административным органом дела об административном правонарушении при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Мировым судьей полно и объективно исследованы и верно установлены фактические обстоятельства дела, все представленные доказательства исследованы и оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Архиповой А15 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В то же время, согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ в соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ.

Согласно положениям ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Руководствуясь требованиями приведенных выше норм закона, дав надлежащую оценку доказательствам по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, принимая во внимание, что Архипова А16 за совершение указанного административного правонарушения к административной ответственности привлекается впервые, а совершённое правонарушение не повлекло за собой причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других возможных последствий, суд приходит к выводу о наличии оснований для изменения назначенного генеральному директору ООО «Телекомпания 8 канал» Архиповой А17 административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 66 в Октябрьском районе г. Красноярска от 25.06.2019 года о привлечении генерального директора ООО «Телекомпания 8 канал» Архиповой А18 к административной ответственной, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, изменить, административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей заменить предупреждением, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия.

Копия верна.

Судья А.В. Черных