№ 12-474/2020
УИД 41RS0001-01-2020-005993-21
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, 6
РЕШЕНИЕ
«10» августа 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, рассмотрев жалобу защитника Кузьменко А.С. на постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 05 июня 2020 года о признании общества с ограниченной ответственностью «Морской транспорт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее-старший госинспектор) по делу об административном правонарушении № 9862/313-20 (УИН 18900009860200003130) от 05 июня 2020 года Общество с ограниченной ответственностью «Морской транспорт» (далее-ООО «Морской транспорт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штра-фа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с постановлением, защитник Кузьменко А.С. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, указав следующее. Пограничным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении необосновано не приняты во внимание обстоятельства, изложенные капитаном судна ТР «Виталий Шмыков» в письменном объяснении о том, что основной причиной, по которой уведомление (04/280420) о пересечении Государственной границы РФ подано в пограничный орган по факту ее пересечения явилось отсутствие спутниковой связи, что подтверждается записью в судовом журнале (№ 34/1030) на странице 22 (запись, сделана 28 апреля 2020 года в 08 час. 00 мин.). По данным судового журнала (№ 34/1030), 28 апреля 2020 года в 09 час. 08 мин. (географические координаты 46°19,2"СШ 139°35,5"ВД) для выяснения причин отсутствия спутниковой связи и дальнейшего (по необходимости) ремонта, судно легло в дрейф. Меры, принятые 28 апреля 2020 года с 09 час. 08 мин. по 13 час. 00 мин. по восстановлению спутниковой связи и ремонту, результатов не принесли, спутниковая связь отсутствовала. Далее, 28 апреля 2020 года в 13 час. 00 мин. принято решение дать ход и пройти пролив Лаперуза, как можно быстрее, так как оставаться в данном районе не было возможности, в связи с надвигающимся штормом. Во время движения к проливу Лаперуза, 28 апреля 2020 года в 15 час. 07 мин. в пограничный орган капитаном судна ТР «Виталий Шмыков» подано уведомление (№ 03/280420) о прохождении контрольного пункта (точки) «Восток-5», так как спутниковая связь восстановилась. Факт надвигавшегося шторма подтверждаются картами погоды за 01-02 мая 2020 года и поданным уведомлением (№ 06/300420) в ПУ ФСБ России по Приморскому краю Сахалинской области и Восточному арктическому району в 18 час. 30 мин. 30 апреля 2020 года. Учитывая изложенное, несмотря на формальное нарушение срока подачи уведомления в пограничный орган, в данном случае имелось стечение обстоятельств, вызванных, как отсутствием спутниковой связи, так и крайне неблагоприятными условиями, что указывает на непредумышленное совершение административного правонарушения и его малозначительность. Кроме того, отдельного внимания заслуживает, то обстоятельство, что в результате данного правонарушения какой-либо существенной угрозы охраняемым законам государственным и общественным отношениям, не повлекло каких-либо значимых негативных последствий для общества и государства не наступили. При назначении наказания административным органом необоснованно не принято во внимание тяжелое финансовое положение ООО «Морской транспорт», был представлен бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату 31 марта 2020 года, по результатам деятельности в первом квартале 2020 года непокрытый убыток составил 137 938 тыс. руб., чистый убыток - 93 584 тыс. руб. Указанные обстоятельства подлежали рассмотрению в качестве исключительных, с учетом которых на основании ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных
правонарушениях, подлежал назначению административный штраф менее минимального размера. Назначение наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. и его уплата повлекут необратимые неблагоприятные последствия для осуществления ООО «Морской транспорт» экономической деятельности, превратится из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1-3 ст. 35, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. На основании изложенного просил постановление отменить, производство по делу прекратить, освободить ООО «Морской транспорт» от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, или снизить размер назначенного административного штрафа.
ООО «Морской транспорт» о месте и времени рассмотрения жалобы извещено, законный представитель в судебном заседании участия не принимал, ходатайств не направлял.
Защитник Кузьменко А.С., действующий на основании доверенности № 2/2020 от 21 января 2020 года, участия в рассмотрении жалобы не принимал, извещен надлежащим образом, ходатайств не направлял.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной границе) Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации (абз. 5 ст. 3 Закона о государственной границе).
Прохождение Государственной границы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море-по внешней границе территориального моря Российской Федерации (п. «б» ч. 2 ст. 5 Закона о государственной границе).
Статьей 7 Закона о государственной границе установлено, что режим Государственной границы Российской Федерации включает правила, в том числе, пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее не территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона о государственной границе российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно положениям ч. 4 ст. 9.1 Закона о государственной границе неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Неоднократное пересечение Государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов.
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 9.1 Закона о государственной границе).
Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2019 года № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» (далее-Правила № 341).
Правила № 341 устанавливают порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, в том числе, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации (подп. «б» п. 1 Правил № 341).
В соответствии с п. 5 Правил № 341, уведомление для судов, указанных в подп. «б» п. 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению № 2 заявителем не позднее, чем за 6 часов до предполагаемого времени пересечения государственной границы Российской Федерации на море. Уведомление направляется в ближайший к месту пересечения государственной границы Российской Федерации на море пограничный орган по факсимильной связи либо по электронной почте.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает в случае нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушения порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как усматривается из исследованных материалов дела, 29 апреля 2020 года заместителем начальника ситуационного отдела ПУ ФСБ России по Сахалинской области капитаном 2 ранга ФИО1 в порядке взаимодействия врио начальника ситуационного отдела ПУ ФСБ России по восточному арктическому району капитану 2 ранга ФИО2 направлено сообщение о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в действиях капитана судна ТР «Виталий Шмыков» (судовладелец - ООО «Морской транспорт», порт приписки – Владивосток). 26 апреля 2020 года судно ТР «Виталий Шмыков», в порту Владивосток прошло пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации. При осуществлении перехода из порта Владивосток в Западно-Камчатскую промысловую подзону судно 28 апреля 2020 года неоднократно пересекло Государственную границу Российской Федерации, без цели захода в морские порты Российской Федерации: на вход в территориальное море Российской Федерации 28 апреля 2020 года, ориентировочно в 21 час. 00 мин. (по тексту сообщения-время Сахалинское), в географических координатах 45°47"сш 141° 49"вд; на выход из территориального моря Российской Федерации 28 апреля 2020 года, ориентировочно в 22 час. 51 мин., в географических координатах 45°44"сш 142°29"вд. При этом, уведомление не позднее чем за 6 часов по форме, согласно приложению № 2, в соответствии с п. 5 Правил уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (утв. постановлением Правительства РФ от 28 марта 2019 года № 341) в ситуационный отдел Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области не поступало. Таким образом, в действиях капитана судна усматривается нарушение требований Постановления Правительства РФ от 28 марта 2019 года № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море». Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 22-26).
14 июня 2020 года в отношении капитана судна ТР «Виталий Шмыков» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 82).
Определением от 27 мая 2020 года к материалам дела об административном правонарушении в отношении ООО «Морской транспорт» приобщены копии документов из дела об административном правонарушении № 18900009860200002576 в отношении капитана судна ТР «Виталий Шмыков» ФИО3 по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонару-
шениях, согласно указанному перечню, с целью всестороннего и полного рассмотрения дела (л.д. 17-19).
13 мая 2020 года с 06 час. 15 мин. до 10 час. 00 мин. (время кмч), в географических координатах 50°56?5 сш 154°19?5 вд, зона 6105.4, госинспектором РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, проведен осмотр судна ТР «Виталий Шмыков», о чем составлен Акт осмотра судна, его копию капитан ФИО3 получил, замечаний по проведенному осмотру не имел. Согласно Акту осмотра судна, в деятельности капитана выявлено нарушение законодательства РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 20-21).
На основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр морского рыбного порта под № РМ 13-93-230 от 13 июня 2017 года, судно ТР «Виталий Шмыков» принадлежит на праве собственности ООО «Морской транспорт», что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно (л.д. 27-28).
Как усматривается из свидетельства соответствия ТСК № ДВ-001547 от 14 декабря 2019 года, судно ТР «Виталий Шмыков» оснащено средствами контроля CЗC: модели Felcom-19, идентификационный номер 427308123, серийный номер 4FE089753DF5; АИС, модели SL-30АR, идентификационный номер 273356290, серийный номер 3108035, соответствующими требованиям ОСМ (л.д. 31).
В соответствии с Уведомлениями о фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации судном ТР «Виталий Шмыков», от 28 апреля 2020 года, 30 апреля 2020 года, направленными капитаном судна ТР «Виталий Шмыков» ФИО3 в ПУ ФСБ России по Приморскому краю, ПУ ФСБ России по Сахалинской области, судно ТР «Виталий Шмыков» в 02 час. 30 мин. 29 апреля 2020 года (время приморское) намерено пройти КП «Восток-5»; 28 апреля 2020 года в 20 час. 00 мин. (время приморское), в координатах 45°47,5?сш 141°49,0?вд, вошло в территориальные воды РФ, следует транзитным проходом в ОМЭ; 28 апреля 2020 года в 21 час. 51 мин. (время приморское), в координатах 45°44,3?сш 142°29,9?вд, вышло из территориальных вод РФ, после транзитного прохода пролива Лаперуза, следует в ОМЭ; 01 мая 2020 года в 02 час. 00 мин. (время приморское), в координатах 53°51,0?сш 143°13,5?вд, планирует зайти в территориальные воды РФ, с целью укрыться от непогоды (л.д. 70-73).
Согласно сведениям судового журнала судна ТР «Виталий Шмыков» № 34/1030 (начат 16 апреля 2020 года), судно ТР «Виталий Шмыков», под управлением капитана судна ФИО3, 28 апреля 2020 года в 20 час. 00 мин. (время приморское), в географических координатах 45°47,5?сш 141°49,0?вд, пересекло государственную границу РФ (вошло в территориальное море РФ), без цели захода в морские порты Российской Федерации, отправлено уведомление № 04/280420 от 28 апреля 2020 года в ПУ ФСБ России по Сахалинской области о входе в территориальное море РФ. 28 апреля 2020 года в 21 час. 51 мин. (время приморское), в географических координатах 45°44,3?сш 142°29,9?вд, судно убыло с территории Российской Федерации (вышло из территориального моря РФ), отправлено уведомление № 05/280420 от 28 апреля 2020 года в ПУ ФСБ России по Сахалинской области о выходе из территориального моря РФ (л.д. 46-67).
В соответствии с судовой ролью, капитаном судна ТР «Виталий Шмыков» в рассматриваемый период являлся ФИО3 (л.д. 32).
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельства, имеющий значение для правильного разрешения дела устанавливаются, в том числе, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей.
Согласно письменному объяснению капитана судна ТР «Виталий Шмыков» ФИО3 от 14 мая 2020 года, во время перехода судна из порта Владивосток в район Охотского моря, Восточно-Сахалинской подзоны, 28 апреля 2020 года в 08 час. 00 мин. (время приморское, UTC+10, по тексту объяснения) намеревался подать уведомление о входе и выходе в территориальные воды РФ, согласно постановлению Правительства РФ № 341 от 28 марта 2019 года, но отсутствовала связь, подать уведомление не было возможности. В 09 час. 08 мин., в географических координатах 46°19,2?сш 139°35,5?вд судно легло в дрейф, для выяснения причин отсутствия спутниковой связи и дальнейшего ремонта по необходимости. В 13 час. 00 мин. дали ход, так как оставаться в данном районе не было возможности, в связи с надвигающимся штормом, принято решение следовать по назначению через пролив Лаперуза, установить при-
чины отсутствия связи не удалось, спутниковая связь отсутствовала. В 15 час. 07 мин. спутниковая связь появилась, но в соответствии с постановлением Правительства РФ № 341 от 28 марта 2019 года срок подачи уведомления истек, предполагалось войти в территориальные воды 28 апреля 2020 года в 20 час. 00 мин., тогда отправлено уведомление о прохождении контрольной точки «Восток-5». Остановиться и лечь в дрейф не было возможности, так как пролив Лаперуза является районом интенсивного судоходства и существовала угроза судну и жизни экипажа, к тому же, в дрейфе судно относило в экономическую зону Японии. Идти малым ходом и обратным курсом судно не могло, так как надвигался шторм, необходимо было быстрее пройти пролив для укрытия от шторма в территориальных водах, на восточном побережье острова Сахалин. Факт надвигавшегося шторма подтверждается картой погоды на 01-02 мая 2020 года, поданным уведомлением в ПУ ФСБ по Приморскому краю, по Сахалинской области и по Восточному арктическому району в 18 час. 40 мин. 30 апреля 2020 года. Таким образом, 28 апреля 2020 года в 20 час. 00 мин., в географических координатах 45°47,5?сш 141°49,0?вд, судно вошло в территориальные воды РФ; в 21 час. 51 мин., в географических координатах 45°44,3? сш 142°29,9? вд, судно вышло из территориальных вод РФ. По фактическому пересечению территориальных вод РФ в ПУ ФСБ по Приморскому краю, по Сахалинской области и по Восточному арктическому району направлены уведомления. Вину не признал, так как действовал в целях сохранения судна и жизни экипажа, действовал в крайней необходимости. Изложенные доводы подкрепляются уведомлениями, картами погоды, судовым журналом № 34/1030 от 16 апреля 2020 года (л.д.74-75).
Перед дачей письменного пояснения капитану судна ТР «Виталий Шмыков» ФИО3 разъяснена ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
Определением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 4 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 17 мая 2020 года, для нанесения на навигационную карту и изготовления кальки-схемы пересечения государственной границы Российской Федерации судном ТР «Виталий Шмыков», основываясь на сведениях судового журнала, в ходе производства по делу в качестве специалиста привлечен третий помощник капитана ТР «Виталий Шмыков» ФИО4 (л.д. 76-78).
Согласно пояснению специалиста от 17 мая 2020 года, до входа в территориальные воды Российской Федерации судно ТР «Виталий Шмыков» двигалось гирокомпасным курсом 109°0 (0°0), в координатах 45°47,5 сш 141 °49,0 вд (28 апреля 2020 года в 20 час. 00 мин. по приморскому времени) судно ТР «Виталий Шмыков» вошло в территориальные воды РФ, гирокомпасный курс составил 103°0 (0°0), в точке поворота гирокомпасный курс судна ТР «Виталий Шмыков» составил 91°0 (0°0), в координатах 45°44,3 сш 142°29,9 вд (28 апреля 2020 года в 21 час. 51 мин. по приморскому времени) судно ТР «Виталий Шмыков» вышло из территориальных вод РФ, гирокомпасный курс составил 85°0 (0°0). Калька-схема неоднократного пересечения Государственной границы РФ судном ТР «Виталий Шмыков» изготовлена согласно данных судового журнала ТР «Виталий Шмыков» № 34/1030 (начат 16 апреля 2020 года), путем нанесения на навигационную карту № 62100. Охотское и Японское моря. Пролив Лаперуза с подходами. Масштаб 1:250000 (л.д. 79).
Специалист ФИО4 предупрежден об административной ответственности, предус-мотренной ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за дачу заведомо ложного пояснения, в связи с чем, оснований усомниться в допустимости пояснений специалиста от 17 мая 2020 года не имеется, расцениваю его допустимым доказательством.
Постановлением государственного участкового инспектора по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 25 мая 2020 года капитан судна ТР «Виталий Шмыков» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.92-104).
На основании вышеизложенного, государственный инспектор РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району установил, что ООО «Морской транспорт», посредством судна ТР «Виталий Шмыков», под управлением капитана ФИО3, 28 апреля 2020 года в 20 час. 00 мин. (время приморское, UTC+10), в географических координатах 45°47,5?сш 141°49,0?вд, осуществило пересечение государственной границы Российской Федерации, вошло в территориальное море Российской Федерации, без предварительного уведомления пограничных органов по форме согласно Приложению № 2 к Правилам № 341.
Указанные обстоятельства явились основанием к составлению 27 мая 2020 года в отношении ООО «Морской транспорт» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 1-11).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени совершения административного правонарушения, о юридическом лице ООО «Морской транспорт», в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением старшего госинспектора от 05 июня 2020 года ООО «Морской транспорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В действиях ООО «Морской транспорт» установлено нарушение ч. 5 ст. 9, ч. 4 ст. 9.1 Закона о государственной границе, п. 5 Правил № 341 (л.д. 125-138).
Виновность ООО «Морской транспорт» установлена на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении от 27 мая 2020 года, письменного объяснения капитана судна ТР «Виталий Шмыков» ФИО3, судового журнала, пояснения специалиста от 17 мая 2020 года, уведомлений, иных материалов дела.
Деяние ООО «Морской транспорт», имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области защиты государственной границы РФ, в том числе, посредством обеспечения надлежащего контроля за соблюдением этих требований капитаном судна, правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области защиты государственной границы РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, в том числе, место и время совершения административного правонарушения.
Достоверность и допустимость всех доказательств должностным лицом проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не согласиться с которой оснований не усматриваю.
В силу ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Морской транспорт» и его руководитель обязаны были соблюдать и контролировать выполнение капитаном судна ТР «Виталий Шмыков» ФИО3 требований Закона о государственной границе и Правил № 341, однако, вопреки этому, надлежащий контроль за действиями капитана судна, допустившего нарушение требований вышеуказанных норм закона, не осуществлялся.
Доказательства тому, что административное правонарушение совершено ООО «Морской транспорт» вследствие непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат и в ходе рассмотрения жалобы не установлены.
Ссылка защитника в жалобе на отсутствие спутниковой связи, что явилось причиной допущенного нарушения, нахожу необоснованной, поскольку согласно письменному объяснению капитана судна ТР «Виталий Шмыков» ФИО3, 28 апреля 2020 года в 15 час. 07 мин. (время приморское, UTC+10) спутниковая связь появилась, с этого времени у капитана ФИО3 имелась техническая возможность сразу же направить в пограничный орган предварительное уведомление по форме согласно приложению № 2 к Правилам № 341, сразу же принять меры к выполнению требований законодательства о Государственной границе, даже несмотря на нарушение временного периода по направлению предварительного уведомления, что не было сделано.
К тому же, следует обратить внимание на тот факт, что в судовом журнале № 34/1030 судна ТР «Виталий Шмыков» в сведениях на 08 час. 00 мин. 28 апреля 2020 года имеется запись «Из-за отсутствия связи уведомления о намерении входа и выхода из терр. вод РФ не отправлены». Однако, визуальное исследование позволяет предположить, что запись внесена в судовой журнал не сразу, возможно дописана, поскольку характер ее написания существенно отличается от предшествующей записи и следующей за ней.
Деяние ООО «Морской транспорт», имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области защиты Государственной границы РФ, в том числе, посредством обеспечения надлежащего контроля за соблюдением этих требований капитаном судна ТР «Виталий Шмыков» ФИО3, правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области защиты Государственной границы РФ.
Таким образом, совершенное ООО «Морской транспорт» деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершенного ООО «Морской транспорт» административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу, как о том просил в жалобе защитник Кузьменко А.С., не усматриваю, в силу следующего.
Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Положениями ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не закреплены какие-либо оговорки или исключения о запрете ее применения к определенным составам административных правонарушений, что позволяет ее применение на все составы административных правонарушениях и освобождение лица от ответственности при малозначительности совершенного правонарушения, учитывая конкретные обстоятельства деяния, виновность лица, характер и размер причиненного ущерба и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного принятия решения по делу.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выступают отношения в сфере защиты Государственной границы РФ.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что ООО «Морской транспорт» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при установленных по делу обстоятельствах не имеется оснований для признания малозначительным административного правонарушения. Допущенное нарушение посягает на общественные правоотношения в области защиты Государственной границы РФ. Несоблюдение вышеуказанных требований закона, создает препятствия уполномоченным административным органам для осуществления надлежащего контроля, а также затрудняет обеспечение законности в регулируемой сфере деятельности.
Признаков, характеризующих совершенное ООО «Морской транспорт» административное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не выявлено.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания, как о том заявлен довод в жалобе.
Санкция ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, представленный защитником бухгалтерский баланс на 31 марта 2020 года, отчет о финансовых результатах за январь-март 2020 года, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении привлекаемого к административной ответственности юридического лица, прихожу к выводу, что уплата (взыскание) штрафной санкции в размере 400 000 руб. может повлечь необратимые неблагоприятные последствия для осуществления ООО «Морской транспорт» экономической деятельности, несоизмеримо большой размер административного штрафа
может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
При установленных обстоятельствах, учитывая исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, прихожу к выводу, что назначенное ООО «Морской транспорт» наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. не соответствует совершенному правонарушению, может повлечь избыточное ограничение его прав и работников, в связи с чем, подлежит снижению по правилу ч. 3.2. ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, обжалуемое постановление старшего госинспектора от 05 июня 2020 года в отношении ООО «Морской транспорт» подлежит изменению, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 200 000 руб.
Иных доводов, могущих послужить основанием к отмене постановления либо изменению по иным основаниям, в жалобе не содержится и в судебном заседании не заявлено.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Кузьменко А.С. - удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 05 июня 2020 года о признании Общества с ограниченной ответственностью «Морской транспорт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - изменить, назначенное административное наказание в виде административного штрафа снизить с 400 000 руб. до 200 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская