ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-474/2021 от 06.08.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

УИД 79RS0002-01-2021-005406-19

Дело № 12-474/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

06 августа 2021 года г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Бирюкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица муниципального заказчика – первого заместителя главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1 на постановление руководителя УФАС по ЕАО ФИО2 от 10.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении указанного должностного лица,

У с т а н о в и л:

Постановлением руководителя УФАС по ЕАО ФИО2 от 10.06.2021 должностное лицо муниципального заказчика – первый заместитель главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1 лицо признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись, должностное лицо ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить вышеуказанное постановление как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. Жалобу мотивировала тем, что статья 7.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Состав указанного административного правонарушения образуют виновные действия (бездействие) должностного лица - руководителя либо уполномоченного представителя заказчика по муниципальному контракту.

В соответствии с решением Собрания депутатов Биробиджанского района от 30.04.2020 № 35 учрежден отдел закупок администрации Биробиджанского муниципального района с наделением его полномочиями юридического лица. Администрация Биробиджанского района имеет статус учредителя указанного юридического лица. Отдел муниципальных закупок администрации Биробиджанского района зарегистрирован в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ, о чем имеется свидетельство от 18.05.2020.

Согласно муниципальному контракту № 31 от 09.08.2020 заказчиком является отдел муниципальных закупок администрации Биробиджанского района. Руководителем юридического лица является начальник о: муниципальных закупок администрации ФИО4, что подтверждается распоряжением администрации Биробиджанского района от 13.05.2020 № 50л и выпиской из ЕГРЮЛ.

Вместе с тем в обжалуемом постановлении указано, что противоправное деяние, квалифицированное по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ выражается в том, что первый заместитель главы администрации Биробиджанского района ФИО1 допустила бездействие по несвоевременному направлению в органы, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации и документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов. Однако ФИО1 не была уполномочена действовать от имени заказчика, не являл руководителем юридического лица либо его заместителем, не имела права подписи. Администрация Биробиджанского муниципального района является органом публичной власти, а первый заместитель главы администрации - его руководителем в отсутствие главы администрации. При этом первые заместитель главы администрации не может являться руководителем или иным уполномоченным представителем юридического лица, не наделен правом подписи документов, в том числе с использованием ЭЦП и не вправе действовать от имени данного юридического лица в рамках выполнения процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

В этой связи в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 К РФ, с учетом того, что муниципальным заказчиком в контрактных процедурах выступает отдел муниципальных закупок администрации Биробиджанского района как самостоятельное юридическое лицо.

Считает, что ответственность за выполнение обязательных закупочных процедур со стороны заказчика несет руководитель или уполномоченный представитель заказчика-организации. Контроль руководителем администрации муниципального района деятельности отдела муниципальных закупок, как структурного подразделения администрации может расцениваться как ответственность указанного должностного лица как представителя заказчика по муниципальному контракту. Данная ответственность может быть возложена на руководителя юридического лица заказчика, либо уполномоченного таким руководителем сотрудника.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступали, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Защитник Пирогов С.С. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в жалобе поддержал, указал на то, что первый заместитель главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1 не является субъектом административного правонарушения. О времени и месте рассмотрения дела ФИО1 извещена, сама явиться не смогла, в связи с чем направила защитника.

В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО ФИО5 указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления, несостоятельность доводов жалобы и защитника о том, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, в связи с чем просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав пояснения защитника, заключение прокурора, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что жалоба должностного лица на постановление по делу об административном правонарушении от 10.06.2021 поступила в Биробиджанский районный суд ЕАО 18.06.2021, то есть в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок со дня его вручения ФИО1 10.06.2021.

При рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ст. 30.6 КоАП РФ).

Статьей 1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).

В силу ст. 11 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.

Как указано в п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие документы и информация в т.ч., информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.

Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 103 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» установлен порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, информация о которых подлежит размещению в единой системе в сфере закупок, представления заказчиками информации и документов для включения в реестр контрактов, утверждены, в том числе Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее – Правила).

Согласно п.п. 7, 11 Правил ведение реестра контрактов осуществляется в электронном виде. Информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

В соответствии с п. 12 Правил, в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта: информацию и документы, указанные в подпунктах заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах «а» «ж», «и», «м» и «о» пункта 2 настоящих Правил.

Исходя из пп. «н» п. 2 Правил в реестр контрактов включается документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).

Пунктом 12 Правил установлено, что в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах «з», «к», «л» и «н» настоящих Правил.

За ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 16.07.2020 отделом муниципальных закупок администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона , а также документация о проведении электронного аукциона на благоустройство дворовых территорий и общественных пространств на территории _ Дубовского сельского поселения Биробиджанского муниципального района ЕАО.

09.08.2020 по результатам проведения электронного аукциона (извещение ) отделом муниципальных закупок администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО заключен муниципальный контракт № 31 с ООО «ЁСИТИ» (реестровый номер контракта ). Цена контракта: 766 713,33 руб.

Согласно условиям контракта (п. 1.1) поставщик обязуется передать заказчику оборудование для детских площадок и выполнить сопутствующие работы в количестве и объеме, согласно спецификации (приложение № 1 к контракту) и с характеристиками согласно Технической части (Приложение № 2 к контракту).

28.09.2020 директором ООО «ЁСИТИ» ФИО6 и начальником отдела муниципальных закупок администрации Биробиджанского муниципального района ФИО3 подписан акт приемки-передачи товара от 10.09.2020 к муниципальному контракту от 09.08.2020 .

Согласно информации с официального сайта закупок в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaKupki.gov.ru в нарушение ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе информация об исполнении муниципального контракта от 09.08.2020 № 31 (акт приемки-передачи товара от 10.09.2020) направлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 16.11.2020, то есть спустя 34 рабочих дня после приемки товара (срок направления информации до 06.10.2020).

ФИО1, являясь должностным лицом муниципального заказчика - первым заместителем главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО, осуществляя руководство отела муниципальных закупок администрации Биробиджанского района ЕАО (п. 3.2 р. 2 Положения об отделе муниципальных закупок администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО, утверждённого решением Собрания депутатов от 30.04.2020 ) по адресу: ЕАО, <адрес> «б» (Отдел муниципальных закупок администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области), в нарушение требований ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней не направила информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации об исполнении муниципального контракта от 09.08.2020№ 31 (данная информация (акт приема-передачи товаров от 10.09.2020) направлена лишь 16.11.2020, то есть спустя 34 рабочих дня после приемки товара (срок направления информации до 06.10.2020).

Прокурором Биробиджанского района ЕАО вынесено постановление от 25.05.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица муниципального заказчика – первого заместителя главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1, квалифицировав ее действия (бездействие) по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководителем УФАС по ЕАО ФИО2 вынесено постановление от 10.06.2021, которым должностное лицо муниципального заказчика – первый заместитель главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1 лицо признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

В опровержение доводов жалобы совокупность установленных должностным лицом антимонопольного органа фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы жалобы и защитника о том, что ФИО1 не является субъектом вмененного правонарушения несостоятельны.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательство Российской Федерации о контрактной систем в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в части 2 и части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 107 Закона о контрактной системе виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями ст.ст. 1.5, 2.1, 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие, либо бездействие лица, за которое законодательством установлена административная ответственность, при этом должно быть наличие причинной связи между действием, бездействием лица и наступившими последствиями.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Действия должностного лица заместителя главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1, правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, поскольку он, являясь должностным лицом, предоставила с нарушением срока информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, об исполнении муниципального контракта от 09.08.2020№ 31, тем самым нарушив ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.

Доводы об обратном противоречат распоряжению от 12.08.2019 № 74л «О назначении ФИО1», п.п. 1.1, 1.4, 1.7, 1.8, 2.1, 3.9 должностной инструкции муниципального служащего ЕАО первого заместителя главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО от 12.08.2019, п.п. 1.1,1.2, 1.6, 1.10, 3.2, 3.5, 3.6 Положения об отделе муниципальных закупок администрации« Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» от 30.04.2020 № 35, ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 34.1, п.п. 1, 8 ч. 2 п. 14 ч. 3 ст. 26 Устава МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, принятого решением районного Собрания МО «Биробиджанский район» ЕАО от 21.07.1999 № 31.

Оспариваемое постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, должностным лицом не допущено, оснований для его отмены не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление руководителя УФАС по ЕАО ФИО2 от 10.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1 оставить без изменения, жалобу должностного лица первого заместителя главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.А. Бирюкова