72RS0013-01-2020-005991-71
Дело №12-475/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 21 сентября 2020 года
Судья Калининского районного суда города Тюмени Лобанов А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, заместителя директора муниципального казенного учреждения «Управления обеспечения жизнедеятельности» Григорьевой Марины Владимировны на постановление об административном правонарушении заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Юрия Дмитриевича №№ от 13 мая 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель директора муниципального казенного учреждения «Управления обеспечения жизнедеятельности» Григорьева М.В. обратилась в суд с жалобой на постановление об административном правонарушении заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Ю.Д. №№ от 13 мая 2020 года о признании её виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000,00 рублей. Жалоба мотивирована тем, что обжалуемое постановление является необоснованным. Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по заявлению ООО «Торговая компания «Коммаш-ГРАЗ» рассмотрено дело об административном правонарушении от 13.03.2020 года в отношении заявителя за нарушение п.2 ч.1 ст.94 ФЗ от 05.04.2013 года №44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», выразившееся в нарушении срока оплаты по контракту. Заявитель считает решение УФАС по Тюменской области незаконным по следующим основаниям. Поставщиком несвоевременно произведена поставка товара в соответствии с условиями контракта, что в свою очередь повлекло невозможность использования межбюджетных трансферов, выделенных для приобретения спецтехники на 2019 год, и несвоевременно предоставлены документы, являющиеся основанием оплаты товара, поставленных по условиям контракта, что повлекло невозможность оплаты товара до 21.12.2019 года. 27.11.2019 года между поставщиком ООО «Торговая компания «Коммаш-ГРАЗ» и заказчиком муниципальное казенное учреждение «Управление обеспечения жизнедеятельности» заключен муниципальный контракт №№ «На поставку специализированной техники» в рамках исполнения п.3.2.1 соглашения и в соответствии с распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 15.12.2017 года №№ «О наделении Муниципального казенного учреждения «Управление обеспечения жизнедеятельности» полномочиями». По условиям контракта услуги по поставке специальной техники должны были быть исполнены поставщиком не позднее 20.12.2019 года. Поставщиком сроки поставки нарушены – поставка осуществлена фактически 30.12.2019 года. В соответствии с п.3.1.4 контракта, при передаче товара поставщик, в том числе предоставляет счет на оплату и счет фактуру. В соответствии с п.2.5 контракта, оплата поставленного товара осуществляется заказчиком в рублях РФ по факту поставки товара в полном объеме, в течение 30 календарных дней с даты подписания заказчиком акта приема-передачи товара, но не позднее 31.12.2019 года, на основании выставленного поставщиком счета на оплату. Поставщик в момент поставки предоставил заказчику пакет документов, к которому была вместо оригинала приложена копия счета на оплату от 26.12.2019 года. Оригинал счета на оплату поставщиком предоставлен только 22.01.2020 года. В силу допущения со стороны поставщика нарушения сроков поставки и не представления своевременно оригинала счета на оплату, указанное привело к невозможности исполнения бюджетного обязательства в целом, невозможности в 2019 году финансирования из бюджета области выполненных обязательств по контракту по причине завершения финансового года согласно ст.12 БК РФ, необходимости пролонгации распоряжения №№ на 2020 год и повторного направления департаментом финансирования для оплаты контракта в 2020 году. Лимиты ассигнований иэ бюджета Тюменской области по контракту после пролонгации распоряжения №№ в Администрацию Тюменского муниципального района поступили 25.02.2020 года, ассигнования до заказчика доведены 27.02.2020 года. Оплата по контракту заказчиком осуществлена 27.02.2020 года в полном объеме на сумму 25 529 983,38 рубля, то есть в пределах 30 календарных дней, установленных п.2.5 контракта. Доводы о том, что заявитель выполняя трудовые обязанности в качестве директора заказчика могла повлиять на хозяйственную деятельность Управления, не имеют под собой правовых оснований, так как предпринять иных мер не представлялось возможным в силу закона и характера деятельности заказчика и в силу действующего законодательства. Решением Арбитражного суда Тюменской области в иске поставщику о взыскании неустойки с заказчика отказано. Вина заказчика судом при рассмотрении дела А70-3361/2020 не установлена. В обоснование позиции в Управление ФАС по Тюменской области представитель заказчика представил те же самые доводы и подтверждающие документы, которые изложены в настоящем заявлении. На основании изложенного заявитель просит признать незаконным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области №№ от 13 мая 2020 года принятое по жалобе ООО «ТК» «Коммаш-ГРАЗ» на действия муниципального заказчика МКУ «Управления обеспечения жизнедеятельности» в отношении заместителя директора заказчика Григорьевой М.В. по исполнению условий контракта (л.д.1-5).
Заявитель Григорьева М.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы настоящего дела, судья пришел к следующим выводам.
Судом установлено следующее.
В Тюменское УФАС России ДД.ММ.ГГГГ года поступило заявление ООО «Торговая Компания «КОММАШ-ГРАЗ» (далее- общество), о нарушении муниципальным заказчиком- МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» (далее также- заказчик, учреждение) сроков оплаты товара по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ года №№, предметом которого являлась поставка специализированной техники (реестровый номер контракта №
Руководствуясь ст.28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Тюменского УФАС России определением от 13.02.2020 года №№ возбуждено дело по ч.1 ст.7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принято решение о проведении административного расследования в отношении Заказчика, должностного лица Заказчика, в целях выяснения обстоятельств, касающихся соблюдения заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе соблюдения срока оплаты по муниципальному контракту на поставку специализированной техники от 27.11.2019 года №№ (реестровый номер контракта №
В соответствии с п. 6, п. 7, п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с уставом МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» (в редакции распоряжения администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №№), распоряжения администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» наделено полномочиями на определение поставщиков, (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для муниципальных органов, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий Тюменского муниципального района с 01.01.2018 года (далее - Учреждение), в том числе, Учреждение наделено функциями муниципального заказчика, осуществляющего закупки для нужд муниципального образования.
Таким образом МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности», являясь структурным подразделением администрации района, выступает в качестве уполномоченного органа и муниципального заказчика, осуществляющим закупки для нужд Тюменского муниципального района.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 12.02.2018 №№ «О выделении средств» (в редакции распоряжения Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ бюджету муниципального образования Тюменский муниципальный район выделены денежные средства на приобретение специальной техники для нужд управления жилищно-коммунального хозяйства департамента градостроительства, имущественных отношений и жилищно - коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №№ между департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (далее также - Департамент ЖКХ Тюменской области, Уполномоченный орган) и администрацией Тюменского муниципального района (далее также - муниципальное образование), заключено Соглашение «О предоставлении в 2019 году иных межбюджетных трансфертов» от 28.08.2019 года №66 (далее - Соглашение №66 от 28.08.2019 года), предметом которого являлось предоставление бюджету муниципального образования в 2019 году иных межбюджетных трансфертов на оказание услуг по приобретению специализированной техники.
Согласно пункту 2.2. указанного Соглашения, перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется департаментом ЖКХ Тюменской области на расчетный счет администрации Тюменского муниципального района не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня предоставления в департамент ЖКХ Тюменской области копий муниципальных контрактов, финансовых документов, необходимых для оплаты оказанных услуг, исходя из условий заключенных муниципальных контрактов.
Неиспользованные муниципальным образованием по состоянию на 1 января 2020 года иные межбюджетные трансферты подлежат возврату в бюджет Тюменской области в течении первых 5 (пяти) рабочих дней 2020 года (пункт 4.1. соглашения).
Согласно пункту 4.2. Соглашения, полученные муниципальным образованием и не использованные в 2019 году иные межбюджетные трансферты подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных средствах по решению Уполномоченного органа.
Пунктом 3.2.1. Соглашения установлено, что администрация Тюменского муниципального района обязана определить заказчика на оказание услуг по приобретению специализированной техники.
В рамках исполнения пункта 3.2.1 Соглашения, и согласно распоряжению администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О наделении МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» полномочиями» указанное Учреждение определено заказчиком и наделено полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для муниципальных органов, муниципальных - казенных учреждений, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ Доказанных услуг) и обеспечения их оплаты.
Распоряжением администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года №№ «О внесении изменений в распоряжение администрации Тюменского муниципального района от 13.08.2018 №№ утвержден Алгоритм взаимодействия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района и департамента ГИЖКХ с МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» при осуществлении последним закупок для муниципальных нужд органов местного самоуправления Тюменского муниципального района и департамента ГИЖКХ (далее- Алгоритм), согласно которому полномочиями муниципального заказчика для муниципальных нужд органов местного самоуправления Тюменского муниципального района наделено МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности»; департамент градостроительства, имущественных отношений и жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района, наделено полномочиями учреждения-инициатора специализированных закупок, в том числе специализированной техники для нужд ЖКХ, в интересах которого МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» осуществляет закупки.
Из пунктов 3 и 7 Алгоритма следует, что при закупке, в частности специализированной техники для нужд ЖКХ муниципального образования, в обязанности МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» входит: формирование технического задания, проекта контракта, НМЦК; утверждение проекта контракта; осуществление приемки товара (работ, услуг) и контроля за ненадлежащим и своевременным исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем); согласование с правовым управлением Администрации Тюменского муниципального района документов, представленных для произведения оплаты по контракту, подписание дополнительных соглашения к контракту.
Судья соглашается с выводами административного органа о том, что МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» выступило организатором проведения электронного аукциона №№ на поставку специализированной техники (реестровый номер закупки №) с НМЦ контракта 26 873 666,68 руб.
По результатам проведения электронного аукциона №№ на поставку специализированной техники (реестровый номер закупки № между муниципальным заказчиком - МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» (далее - Заказчик) и ООО «Торговая Компания «КОММАШ-ГРАЗ» (далее - Поставщик) 27.11.2019г. заключен муниципальный контракт №№ на поставку специализированной техники (далее- муниципальный контракт).
В соответствии с ч. 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
- приемку оказанной услуги, а также отдельных этапов оказания услуги, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Часть 7 статьи 94 Закона о контрактной системе предусматривает, что, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В силу части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно пункта 1.1. контракта: «Муниципальный заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства в обусловленные Контрактом сроки обязанности по поставке и передаче в собственность Муниципальному заказчику специализированной техники согласно Описанию объекта закупки (Приложение №1 к Контракту), а Муниципальный заказчик обязуется, в свою очередь, принять и оплатить Товар в соответствии с условиями Контракта».
Цена контракта составила 25 529 983 рубля 38 копеек, в том числе НДС- 4 254 997 рублей 23 копейки (пункт 2.1. муниципального контракта).
Пунктом 2.5. муниципального контракта предусмотрено, что:«Оплата поставленного Товара осуществляется Муниципальным заказчиком в рублях Российской Федерации по факту поставки Товара в полном объеме, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Муниципальным заказчиком Акта приема - передачи Товара, но не позднее 31.12.2019 года, на основании выставленного Поставщиком счета на оплату. Аванс не предусмотрен».
В соответствии с пунктом 3.1.1. муниципального контракта поставка товара осуществляется в соответствии с Описанием объекта закупки по 20.12.2019 года.
При передаче товара Поставщик представляет следующие документы; счет на оплату и счет-фактуру (в случае, если оформление счет - фактуры предусмотрено действующим законодательством); товарные накладные или универсальные передаточные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в 2 (двух) экземплярах; акт приема-передачи товара а также другие документы, предусмотренные пунктом 3.1.4 контракта, которые являются основанием для произведения Заказчиком оплаты за поставленный товар.
Передача товара подтверждается подписанием товарной накладной/универсального передаточного документа (в момент передачи товара) муниципальным заказчиком в 2-х экземплярах (пункт 3.1.5 муниципального контракта).
Согласно пункту 3.2.5. муниципального контракта, датой поставки товара является дата подписания муниципальным заказчиком акта приема-передачи товара.
Таким образом, муниципальным контрактом установлены условия поставки, приемки товара, срок оплаты, не противоречащие требованиям Закона о контрактной системе, при этом, срок оплаты исчисляется от даты приема-передачи товара - в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком Акта приема- передачи Товара.
В соответствии с пунктом 12.1 контракта, контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31 декабря 2019 года. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту.
Как установлено административным органом, поставщик - ООО «ТК «КОММАШ- ГРАЗ», в нарушение условий пункта 3.1.1. муниципального контракта, 29.12.2019 (то есть с просрочкой) осуществил поставку товара - пяти единиц специализированной техники (4 машины вакуумные КО-505А и 1машинакомбинированная КО-560) на общую сумму 25 529 983,38 руб. (спецтехника была доставлена в п.Винзили по адресу доставки).
В соответствии с пунктом 3.2.1 контракта, приемка и экспертиза товара, подписание документов о приемке осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента передачи Товара. В случае не предоставления либо оформление ненадлежащим образом указанных в п. 3.1.4 контракта документов, заказчик вправе отказаться от приемки товара до устранения причин.
Приказом №6-пк от 30.12.2019 года исполняющей обязанности директора Учреждения Григорьевой М.В. создана приемочная комиссия для осуществления приемки работ по муниципальному контракту №№ от 27.11.2019г. на поставку специализированной техники.
Пунктом 3 приказа на председателя указанной комиссии возложена обязанность организовать работу комиссии, известить о дате осмотра и приемки представителя Поставщика, после приемки составить соответствующий акт и представить его на утверждение директору Учреждения не позднее 30.12.2019 года.
Согласно Актам приема-передачи Товара №1 от 30.12.2019, №2 от 30.12.2019, №3 от 30.12.2019, №4 от 30.12.2019 и №1 от 30.12.2019, составленным в соответствии с приложением №2 к контракту, Заказчик 30.12.2019 года осуществил приемку-передачу поставленного товара, при этом, указанные акты приема-передачи товара, от имени Заказчика, подписаны и.о. директора МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» Григорьевой М.В.
В соответствии с пунктами 5 упомянутых актов, при приемке товара муниципальному заказчику Поставщиком переданы документы, согласно пункту 3.1.4 контракта, в том числе, счет на оплату №934/СП/ЧЛ/19000176 от 26.12.2019 года, зарегистрированный заказчиком с вх. №1835 от 30.12.2019 года.
В соответствии с пунктом 3.2.4 контракта документом о приемке является Акт приемки поставленного товара.
В соответствии с представленным в материалы дела Актом приемки поставленного товара по муниципальному контракту от 27.11.2019 года № датированного 30.12.2019года приемочная комиссия Заказчика осуществила приемку поставленного товара, без претензий по количеству, комплектности и его качеству.
Указанный документ утвержден 30.12.2019 года и.о. директора МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» Григорьевой М.В.
Административный орган в обжалуемом постановлении пришел к выводу о том, что поскольку Заказчик осуществил приемку товара именно 30.12.2019 года (однако имел возможность принять товар в течение пяти рабочих дней, то есть в январе 2020 года), постольку ему следовало в оперативном порядке организовать работу по оплате за поставленный товар, то есть не позднее 31.12.2019 г, как это предусмотрено условиями пункта 2.5 муниципального контракта.
Вместе с тем, согласно информации об исполнении (расторжении) контракта (номер реестровой записи № размещенной на официальном единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) в реестре контрактов заказчиков 02.03.2020г., учреждение произвело оплату ООО «Торговая компания «Коммаш-Граз» за поставленный товар только 27.02.2020 г. (платежные поручения от 27.02.2020 г. №№8412, 8413, 8414, 8415, 8416) тем самым нарушив условия п.2.5 муниципального контракта от 27.11.2019 №№ на поставку специализированной техники.
В соответствии с п.4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансирование выполненных обязательств по муниципальному контракту от 27.11.2019 №№ на приобретение специализированной техники стало возможным только после внесения изменений в Закон Тюменской области от 28.11.2019 №85 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
На основании документов, направленных муниципальным образованием в Уполномоченный орган (письмо с вх. №02110/20 от 18.02.2020) произведено финансирование муниципального контракта (копия платежного поручения от 25.02.2020 №89888 имеется в материалах дела.
Часть 1 статьи 107 Закона о контрактной системе предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно: «Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере санкции, предусмотренной данной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, в соответствии с примечаниями к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются требования, установленные ч. 13.1 ст. 34, п. 2 ч. 1ст. 94 Закона о контрактной системе, к сроку и порядку оплаты за поставленный товар, работы, услуги предусмотренные законодательством о контрактной системе и, в рассматриваемом случае, п.2.5, муниципального контракта №№ от 27.11.2019г.
Субъектом административного правонарушения является должностное лицо Заказчика, которое обязано было соблюдать законодательство о контрактной системе в сфере закупок и условия исполнения контракта, в том числе при оплате за поставленный товар.
На основании приказа директора МКУ «Управления обеспечения жизнедеятельности» №№ от 02.04.2018 года Васютина (Григорьева) М.В. принята на должность юрисконсульта (трудовой договор №155 от 02.04.2018г., дополнительное соглашение №1 от 10.07.2018 года к трудовому договору №№ от ДД.ММ.ГГГГ года).
Приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ года Васютина (Григорьева М.В.) переведена на должность заместителя директора МКУ «Управления обеспечения жизнедеятельности».
На основании распоряжения Администрации Тюменского муниципального района №№ от ДД.ММ.ГГГГ года исполнение обязанностей по должности директора МКУ «Управления обеспечения жизнедеятельности» поручено Григорьевой М.В., заместителю директора МКУ «Управления обеспечения жизнедеятельности», с 26.12.2019 года по дату выхода директора Учреждения, наряду с работой, определенной трудовым договором.
Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года №№ исполнение обязанностей по должности директора МКУ «Управления обеспечения жизнедеятельности» поручено Григорьевой М.В. 31.12.2019, с 09.01.2020 по 10.01.2020 наряду с работой, определенной трудовым договором.
Согласно пункту 4.2 Устава МКУ «Управления обеспечения жизнедеятельности», утвержденному распоряжением Администрации Тюменского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ №№ директор руководит текущей деятельностью Учреждения, организует финансово-хозяйственную деятельность, совершает сделки, подписывает акты выполненных работ (оказанных услуг), несет персональную ответственность за неэффективную деятельность Учреждения, низкий уровень, объем, качество работы Учреждения.
Поскольку Григорьева М.В. является заместителем директора Учреждения, то в этой связи в материалах дела имеются документы, на основании которых указанное лицо обязано исполнять свои прямые должностные обязанности.
Так пунктами 1.4, 1.7., 4.1.Г, 4.1.6., 4.1.7., 4.1.12.. должностной инструкции заместителя директора МКУ «Управления обеспечения жизнедеятельности» установлено, что:
- в непосредственном подчинении заместителя директора Учреждения находится главный бухгалтер отдела бухгалтерского учета и отчетности учреждения;
- заместитель директора Учреждения по согласованию исполняет обязанности директора Учреждения, в случаях, установленных п. 1.7 должностной инструкции;
- обеспечивает оперативное руководство организационной, финансовой и хозяйственной деятельностью учреждения;
- осуществляет управление подчиненными структурными подразделениями учреждения, организует работу и результативное взаимодействие подчиненных структурных подразделений учреждения, контролирует их деятельность;
- осуществляет руководство организационной, финансово-хозяйственной деятельностью учреждения, в том числе в области, в том числе, бухгалтерского учета, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов;
- организует выполнение договорных обязательств на поставку материально - технических ресурсов (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам и другим условиям поставок), выполнение работ, оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 4.1.20 должностной инструкции заместитель директора является сотрудником контрактной службы, перечень обязанностей которого определяется локальными нормативным актом Учреждения.
В соответствии с приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ года №№ заместитель директора учреждения Васютина (Григорьева) М.В. включена в состав контрактной службы, на которого возложена обязанность по формированию пакета документов для осуществления закупок.
Судья не соглашается с выводами административного органа о том, что Заказчик имел все организационные и технические возможности, не нарушая требования Закон о контрактной системе и условия контракта, надлежащим образом исполнить свои обязательства по своевременной оплате за поставленный товар.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в частности, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9., 24.5 данного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21 мая 2020 года по делу №№ постановлено в удовлетворении первоначального иска отказать. Встречный иск удовлетворить. Взыскать с ООО «Торговая компания «Коммаш-ГРАЗ» (ОГРН:1045207500777, ИНН: 5260143987, дата регистрации: 28.12.2004, адрес: <адрес> в пользу муниципального казенного учреждения «Управление обеспечения жизнедеятельности» (ОГРН:1167232054120, ИНН: 7203372222, дата регистрации: 10.02.2016, адрес: <адрес>) неустойку в размере 47868,72 рублей за просрочку поставки товара. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Коммаш-ГРАЗ» (ОГРН:1045207500777, ИНН: 5260143987, дата регистрации: 28.12.2004, адрес: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000,00 рублей (л.д.16-18).
Постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2020 года апелляционная жалоба ООО «Торговая компания «Коммаш-ГРАЗ» оставлена без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.05.2020 по делу № А70-3361/2020 – без изменения (л.д.49-56).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что истец в момент поставки ДД.ММ.ГГГГ предоставил заказчику пакет документов, к которому была вместо оригинала приложена копия счета на оплату №№ от ДД.ММ.ГГГГ года (входящий № 1835 от 30.12.2019). Оригинал счета на оплату № № от ДД.ММ.ГГГГ истцом был предоставлен только 22.01.2020 посредствам логистической компании PONY EXPRESS (отправление № №) (то есть, за пределами даты до которой необходимо было заказчику оплатить поставленный по контракту товар), что подтверждается регистрацией счета на оплату в журнале регистрации корреспонденции заказчика 22.01.2020 вх.№ 58.
Соответственно, полный пакет документов, предусмотренный пунктом 2.5 контракта, позволяющий произвести оплату товара поставленного по контракту, предоставлен истцом Заказчику, только 22.01.2010.
В силу допущенных со стороны поставщика нарушений сроков поставки и несвоевременное предоставление оригинала счета на оплату повлекло невозможность исполнения бюджетного обязательства в целом, а именно:
– невозможности в 2019 году финансирования из бюджета области выполненных обязательств по контракту по причине завершения финансового года согласно статье 12 БК РФ, необходимости пролонгации распоряжения № № на 2020 год и повторного направления Департаментом финансирования для оплаты контракта в 2020 году (письмо Департамента от 22.01.2020 № №
– невозможности исполнения бюджетного обязательства заказчиком (как получателя бюджетных средств) с 01.01.2020 за счет доведенных на 2019 год лимитов либо обеспечения изменения существенных условий контракта путем согласования новых его условий в части установления оптимальных сроков исполнения контракта, предусмотренных контрактом, согласно пункту 6 части 1 статьи 95 Закона и статьи 161 БК РФ.
В результате лимиты и ассигнования из бюджета Тюменской области по контракту после пролонгации распоряжения № № в Администрацию Тюменского муниципального района поступили только 25.02.2020, ассигнования до заказчика (как получателя бюджетных средств) соответственно доведены 27.02.2020.
В этот же день 27.02.2020 оплата по контракту заказчиком была осуществлена в полном объеме платежными поручениями:
№ № в сумме 4 435 233,34 рубля, № 8413 в сумме 4 435 233,34 рубля,
№ № в сумме 4 435 233,34 рубля, № 8415 в сумме 4 435 233,34 рубля,
№ № № в сумме 7 789 050,02 рубля, итого в сумме: 25 529 983,38 рублей.
В силу положений статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно части 1 статьи 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В соответствии с частью 3 статьи 488 ГК РФ, применимой к данным правоотношениям в силу положений пункта 5 статьи 454 ГК РФ, в случае, когда покупатель, получивший товар, не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок, продавец вправе потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченных товаров.
При этом, в силу абзаца 1 пункта 1 статьи 401 ГК РФ условиями наступления ответственности за нарушение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) обязательства является наличие вины, как умышленной, так и по неосторожности, вина в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное и согласно обзору практики, данному в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.07.1997 № 17 (далее – информационное письмо Президиум ВАС РФ).
Так, в пункте 7 информационного письма Президиум ВАС РФ разъяснил, что не выделение средств из бюджета заказчику, которое по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, следовательно, лишено иных источников доходов может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты оказанных ему услуг.
Кроме того, из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что ответственность при отсутствии вины предусмотрена лишь для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, к которым в данном случае муниципальное казенное учреждение «Управление обеспечения жизнедеятельности» не относится, что подтверждается пунктом 1.5 устава данного учреждения, представленного в суд.
Следовательно, для лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, ответственность наступает только при наличии вины (абзац 9 пункта 12 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2013).
Кроме того, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В указанном решении Арбитражный суд Тюменской области пришел к выводу, что нарушение срока оплаты товара со стороны МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» имело место в связи с ненадлежащими исполнением ООО «ТК «КОММАШ-ГРАЗ» условий контракта, выразившегося первоначально в просрочке поставки товара (пункт 3.1.1 контракта), а в дальнейшем, в просрочке представления пакета документов, необходимого для осуществления оплаты товара (пункт 2.5 контракта).
Тогда как при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, нарушений срока оплаты со стороны МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» могло быть не допущено, что подтверждается доводами заказчика (не опровергнутыми ООО «ТК «КОММАШ - ГРАЗ») в части надлежащего исполнения (в части оплаты поставленного товара) по иным муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № № (срок поставки, по которым также был по 20.12.2019, оплата по ним осуществлена не позднее 31.12.2019).
Арбитражный суд Тюменской области исключил наличие вины в действиях МКУ «Управление обеспечения жизнедеятельности» и соответственно возможность привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
Судья соглашается с выводами изложенными в решении Арбитражного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года по делу №№
С учетом изложенного, поскольку в ходе судебного заседания судьей не установлено наличия вины должностного лица Григорьевой М.В. и события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которого Григорьева М.В. как должностное лицо была привлечена к административной ответственности судья пришел к выводу о необходимости отмены вынесенного в отношении и.о. директора МКУ «Управления обеспечения жизнедеятельности» Григорьевой М.В. ДД.ММ.ГГГГ года заместителем руководителя УФАС по Тюменской области Верзун Ю.Д. постановления №№ от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращения производства по данному делу, в связи с чем жалоба Григорьевой М.В. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 7.32.5, 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление №№ от ДД.ММ.ГГГГ года заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Верзун Юрия Дмитриевича в отношении должностного лица исполняющего обязанности директора муниципального казенного учреждения «Управления обеспечения жизнедеятельности» Григорьевой Марины Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по указанному административному делу, возбужденному в отношении должностного лица Григорьевой Марины Владимировны – прекратить.
Жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, Григорьевой Марины Владимировны – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Калининский районный суд г.Тюмени в течение десяти дней со дня получения его копии.
Судья А.В. Лобанов