К делу №
РЕШЕНИЕ
г. Сочи 07 ноября 2018 года
Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края ФИО1, рассмотрев материалы дела по жалобе представителя ФГБУ «Сочинский национальный парк» ФИО2 на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по КК Межрегионального Управления Росприроднадзора по КК и РА ФИО3№-№ от 03.08.2018 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 8.39 КРФобАП, в отношении юридического лица - ФГБУ «Сочинский национальный парк» ИНН/ОГРН:№,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по КК Межрегионального Управления Росприроднадзора по КК и РА ФИО3№-№ от 03.08.2018 года, юридическое лицо - ФГБУ «Сочинский национальный парк» ИНН/ОГРН:№, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Представитель ФГБУ «Сочинский национальный парк» по доверенности ФИО2 обратился в Центральный районный суд г. Сочи с жалобой на указанное постановление, в которой указывает, что вышеуказанное постановление вынесено незаконно и просит его отменить.
Доводы жалобы подробно описаны в ее описательно-мотивировочной части.
Представитель ФГБУ «Сочинский национальный парк» по доверенности ФИО2 также просил восстановить ему пропущенный процессуальный срок для подачи жалобы ввиду уважительности причин ее пропуска.
В соответствии с ч.1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 указанной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобы.
Суд признал причины пропуска подачи жалобы на постановление от 03.08.2018 года представителем ФГБУ «Сочинский национальный парк» по доверенности ФИО2 уважительными, а потому счел возможным восстановить срок подачи жалобы.
Представитель ФГБУ «Сочинский национальный парк» по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил применить ст. 4.2. и ст. 4.5 КоАП РФ.
Представитель Межрегионального Управления Росприроднадзора по КК и РА в судебном заседании просил суд оставить постановление без изменения, а жалобюу без удовлетворения. Категорически возражал против применения ст.4.2 и ст. 4.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, заслушав мнение сторон, судья считает, что оснований для удовлетворения настоящей жалобы не имеется, по следующим основаниям.
В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях», при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом частью 3 статьи 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КРФобАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Административная ответственность по 8.39 КРФобАП наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Так, согласно материалам дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея А.С. Снежно от 23.05.2018 № проведена внеплановая зыездная проверка ФГБУ «Сочинский национальный парк» с целью проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <адрес>ФИО3 от 22.05.2018 №.
17.05.2018 г. на основании Приказа «о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования от 17.05.2018 №01.04/465, в рамках письма Прокуратуры г. Сочи (исх. от 10.05.2018 №3717/111-2018) «об организации проверки доводов указанных в публикации в СМИ «Свалка возле обелиска» о ненадлежащем состоянии особо охраняемой природной территории, нарушении природоохранного законодательства и по иным вопросам» произведено детальное обследование лесных участков в квартале 65 выдел 14, квартал 66, выдел 2, квартал 67, выделы 3, 5, 7-10, 12, 13, квартал 68, выделы 3, 6, 16 Краснополянского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк».
В ходе осмотра лесных участков в квартале 68, выделах 3, 6, 16 Краснополянского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк» установлен факт устройства на земной поверхности и оборудования деревянных, металлических конструкций (сооружений) (одно, двух этажных домов (приютов, туристических стоянок, мест отдыха) предназначенных для временного размещения (проживания) граждан. Цоколь некоторых сооружений (конструкций) сложен из бетонных блоков, устроен на бетонных сваях, забуренных в земную поверхность. Основная масса вышеназванных сооружений размещается непосредственно на земной поверхности, тем самым перекрывая почвенный покров. Обустроены придомовые территории: ограждение (деревянное), огороды, влекущие за собой нарушение почвенного покрова, беседки, в том числе размещенные на бетонных площадках вымощенных тротуарной плиткой, влекущие перекрытие почвенного покрова, санузлы на основе выгребной ямы (не герметизированной) в которой скапливаются жидкие отходы, в последствие не утилизируются, а постепенно испаряются и впитываются через почву, тем самым наносится вред почве, грунтовым водам как объектам охраны окружающей среды, рукомойники, трубы которых направлены в земную поверхность, стационарные жаровни.
На момент проверки установлен факт наличия (в рабочем состоянии) водной самодельной электростанции установленной в русле поверхностного водного объекта.
Кроме того, визуально зафиксировано наличие многочисленных следов огнищ, повсеместное захламление особо охраняемой природной территории отходами производства и потребления (ТКО).
Вместе с тем визуально зафиксировано повсеместное произрастание травянистых объектов растительного мира принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Краснодарского края, являющихся эндемиками Западного Кавказа таких как Ятрышник мужской (лат. Orchis mascula), Рябчик шахматный (лат. Fritillaria meleagris), Пролеска двулистная (лат. Scilla bifolia), Кандык кавказский (лат. Erythronium caucasicum) в том числе и в местах размещения и обустройства объектов проживания (домов), тем самым нарушаются места обитания редких и исчезающих видов находящихся под особой охраной.
В соответствии со ст. 12 раздела III Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Согласно ст. 15 № 33 ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам.
Согласно ст. 15 № 33 ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории.
Положение о Сочинском национальном парке, утверждено Приказом Минприроды России от 27.09.2013 № 411 (далее - Положением).
Согласно п. 10 Положения на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко- культурных и иных особенностей, выделены следующие зоны, в частности особо охраняемая зона предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий и посещение такой зоны в целях познавательного туризма.
В соответствии с пп 2, 11 пункта 9 раздела III Положения на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира.
В пределах особо охраняемой зоны дополнительно к ограничениям, перечисленным в пункте 9 настоящего Положения, запрещаются: спортивная и любительская охота; спортивное и любительское рыболовство; пребывание граждан вне дорог общего пользования и специально выделенных маршрутов; строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения посетителей национального парка, а также устройство и оборудование стоянок для ночлега; выпас и прогон домашних животных; сенокошение, за исключением проводимого в целях обеспечения пожарной безопасности; размещение ульев и пасек; накопление и размещение отходов производства и потребления; заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд, заготовка гражданами древесины для собственных нужд.
В особо охраняемой зоне допускаются: научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ, организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов.
Пребывание на территории особо охраняемой зоны национального парка граждан, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России и Росприроднадзора, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России.
Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об особо охраняемых природных территориях" определяющим признаком территорий как особо охраняемых является режим их особой охраны.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В целях обеспечения такого права в пункте 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017), регулирующего отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, содержится запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно Приложению 1 к Положению о Сочинском национальном парке, утверждено Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2013 № 411 в особо охраняемую зону Краснополянского участкового лесничества Сочинского национального парка входит квартал 68 (кроме выдела 5).
В нарушение режима установленного Положением о Сочинском национальном парке, утверждено Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2013 №411 ФГБУ «Сочинский национальный парк» допустил устройство и оборудование деревянных, металлических конструкций (сооружений) (одно, двух этажных домов (приютов, туристических стоянок, мест отдыха) предназначенных для временного размещения (проживания) граждан в особо охраняемой зоне особо охраняемой природной территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» квартале 68, выделах 3, 6, 16 Краснополянского участкового лесничества.
В ходе проведения проверки было установлено, что разрешений на пребывание на территории особо охраняемой зоны национального парка граждан в квартале 68, выделах 3, 6, 16 Краснополянского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк» в период с 2015 по 10.06.2018 года не выдавалось. Административных правонарушений в ходе. осуществления федерального государственного надзора в области охраны и использования территории Сочинского национального парка в квартале 68, выделах 3, 6, 16 Краснополянского участкового лесничества в указанный период - г выявлялось.
Разрешение на пребывание в квартале 68, выделах 3, 6, 16 краснополянского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный г2рк» было выдано только 10.06.2018 представителю ООО «Триумф» с группой из 31 человека, в целях выполнения выданного должностным лицом ФГБУ -Сочинский национальный парк» предписания об устранении выявленных нарушений. Срок действия разрешения по 15.06.2018. Положение о Сочинском национальном парке, утверждено Приказом Минприроды России от 27.09.2013 №411.
Таким образом, в действиях ФГБУ «Сочинский национальный парк» усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ, а именно Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях».
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица - ФГБУ «Сочинский национальный парк» подтверждены совокупностью доказательств, которые в соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КРФобАП получили надлежащую оценку.
Таким образом, установленные обстоятельства в их совокупности позволили органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и сделать вывод о наличии в действиях юридического лица, состава вменяемого ему административного правонарушения.
Обжалуемое постановление вынесено в соответствии с требованиями ст.29.10 КоАП РФ, с учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, которых по итогам рассмотрения дела не установлено.
Поскольку сведений о какой-либо заинтересованности зам. главного государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды ФИО3, действующего в рамках исполнения своих служебных обязанностей, в исходе дела, его небеспристрастности к юридическому лицу - ФГБУ «Сочинский национальный парк» или допущенных им злоупотреблениях по делу нет, оснований ставить под сомнение факты, указанные должностным лицом в постановлении относительно события административного правонарушения, не имеется, кроме того, судом не установлено нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Органом при вынесении постановления правильно установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, дана правильная оценка имеющихся в деле доказательств, в их совокупности и взаимосвязи, установлен факт административного правонарушения, его совершения лицом, в отношении которого вынесено постановление об административном правонарушении.
Доводы заявителя указанные в жалобе, суд находит надуманными, поскольку они не нашли своего подтверждения в судебном заседании, при этом суд считает они направлены на переоценку собранных по делу доказательства, которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд считает, что наказание назначенное юридическому лицу - ФГБУ «Сочинский национальный парк», соответствует содеянному и суровым не является.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КРФобАП для данной категории дел. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения юридического лица - ФГБУ «Сочинский национальный парк» к административной ответственности по ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает.
Руководствуясь ст.30.6-30.8 КРФобАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по КК Межрегионального Управления Росприроднадзора по КК и РА ФИО3№ от 03.08.2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КРФобАП, в отношении юридического лица - ФГБУ «Сочинский национальный парк» ИНН/ОГРН:№ - оставить без изменения, жалобу представителя ФГБУ «Сочинский национальный парк» по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.
Копию решения вручить сторонам.
Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение десяти суток со дня его вынесения.
Судья: