Дело № 12-476/2019
РЕШЕНИЕ
26 августа 2019 года г. Стерлитамак РБ
Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Максютов Р.З. (<...> а), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО9 – ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/ЮЛ-4 о привлечении юридического лица ООО «БашМедОтходы» по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/ЮЛ-4, юридическое лицо ФИО9 привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Из постановления следует, что Башкирской природоохранной прокуратурой во исполнение п.4 плана работы на 2 полугодие 2018 года проведена проверка соблюдения ФИО9» природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ФИО9» зарегистрировано по адресу: <адрес>, видом деятельности является сбор и обезвреживание ФИО1. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГФИО9» арендует у ФИО9» земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на производственной площадке которого установлены и эксплуатируются две инсинераторные установки: «Volkan 750» и «BRENER-300». В процессе обезвреживания медицинских ФИО1 на указанных установках образуется ФИО1 – зола от сжигания медицинских ФИО1, относящийся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом ФИО1 к ФИО1 4 класса опасности. Согласно представленной ФИО9» информации, в 2018 году образовалось 1,014 т. ФИО1, который на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передан на утилизацию в ООО «Ареал». Проверкой установлено, что ФИО9» на образующийся в процессе деятельности ФИО1 – зона от сжигания медицинских ФИО1, паспорт не разработан.
Не согласившись с указанным постановлением защитник юридического лица ФИО9» ФИО2 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, поскольку оно вынесено незаконно, так акт проверки соблюдения природоохранного законодательства должностным лицом был составлен ранее принятого решения о проведении проверки. Кроме того, в обосновании вопроса о привлечении к ответственности прокуратура ссылается на отсутствие паспорта ФИО1 на золу. При проведении проверки, а также в процессе разбирательства, должностному лицу был представлен паспорт от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 I-IV класса опасности. К паспорту были представлены доказательства направления в Росприроднадзор протокол анализа пробы, сопроводительное письмо. Имеющийся у ООО «БашМедОтходы» паспорт является действующим, поскольку согласно правилам проведения паспортизации ФИО1 I-IV класса опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п.8,9, паспорт действует бессрочно, внесение изменений не допускается.
В судебном заседании представитель юридического лица ФИО9» - ФИО3 доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что проверка ФИО9» соблюдения природоохранного законодательства должностными лицами проведена с нарушением закона, решение о проведении проверки до ООО «БашМедОтходы» не было доведено до сведения субъекта проверки, что является грубым нарушением. Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ являются недопустимым доказательством, поскольку составлен с нарушениями закона, оформлен до момента принятия решения о проведения проверки, к тому же он не представлялся руководителю ООО «БашМедОтходы». Должностным лицом не доказано событие и состав административного правонарушения в отношении ФИО9».
Представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО4, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, в судебном заседании пояснила, что юридическое лицо ФИО9» правомерно привлечено к административной ответственности за совершенное им правонарушение. Пояснила, что согласно представленной ФИО9» информации, в 2018 году образовалось 1,014 т. ФИО1, который на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. передан на утилизацию в ФИО23 Проверкой установлено, что ФИО9 образующийся в процессе деятельности ФИО1-зола от сжигания медицинских ФИО1, паспорт не разработан. ФИО9 в адрес Управления направлены копии паспортов опасных ФИО1, образующихся в результате деятельности Общества и копии документов, подтверждающих отнесение вида ФИО1 к конкретному классу опасности. 10.08.2019г. Управлением в адрес Общества направлены результаты проверки обоснованности установления классов опасности ФИО1 по материалам ФИО9», по результатам которой Управлением были выявлены нарушения. Обществу было предложено устранить замечания и представить документы и обосновывающие материалы в Управление Росприроднадзора по РБ для повторной процедуры подтверждения отнесения видов ФИО1 к конкретному классу опасности. Однако Обществом выявленные Управлением замечания устранены не были. Также стоит отметить, что ФИО9» отсутствовал паспорт ФИО1 зола от сжигания медицинских ФИО1, который был введен в соответствии с принятым Федеральным классификационным каталогом ФИО1, утвержден Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ и действующим с ДД.ММ.ГГГГг.
Старший помощник прокурора <адрес>, ФИО5, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что юридическое лицо ФИО9» правомерно привлечено к административной ответственности за совершенное им правонарушение.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с ФИО1 производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с ФИО1 производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ, положения данного закона приведены в настоящем постановлении в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона 89-Ф3 юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 7-Ф3 эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ).
Как следует из материалов цела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Башкирского природоохранного межрайонного прокурора ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение пункта 4 плана работы на 2 полугодие 2018 года в отношении ФИО9» проведена проверка исполнении законодательства об охране атмосферного воздуха.
В рамках проверки установлено, что основным видом деятельности общества является сбор и обезвреживание ФИО1. Обществом на арендованном земельном участке по адресу: <адрес>, эксплуатируются две инсинераторные установки: «Volkan 750» и BRENER-300». В процессе обезвреживания медицинских ФИО1 на указанных установках образуется ФИО1 - зола от сжигания медицинских ФИО1, относящийся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом ФИО1 к ФИО1 4 класса опасности.
Согласно акту проверки в нарушение статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-Ф3 составленные и утвержденные паспорта на ФИО1 4 класса опасности у ФИО9» отсутствуют.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения Башкирским природоохранным межрайонным прокурором ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО9 дела об административном правонарушении и вынесения постановлении должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федеральный закон N 89-Ф3 государственный кадастр ФИО1 включает в себя федеральный классификационный каталог ФИО1, государственный реестр объектов размещения ФИО1, а также банк данных об ФИО1 и о технологиях утилизации и обезвреживания ФИО1 различных видом. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом ФИО1, утвержденным Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Федерального классификационного каталога ФИО1» зола от сжигания медицинских ФИО1 отнесен к ФИО1 IV классу опасности (код 7 47 841 1 1 49 4).
С учетом вышеприведенного, поскольку указанный вид ФИО1 внесен в Федеральный классификационный каталог ФИО1, утвержденный Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Федерального классификационного каталога ФИО1», то в силу положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона №-Ф3, пункта 7 Правил проведения паспортизации ФИО1 I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, составление на указанные ФИО1 паспортов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами является обязательным без какой-либо предварительной процедуры подтверждения отнесения таких ФИО1 к конкретному классу опасности.
Факт образования указанного ФИО1 (зола от сжигания медицинских ФИО1) в процессе деятельности юридического лица сомнений не вызывает. В ходе проверки само юридическое лицо предоставило информацию об образовании в 2018 году 1,014 тонн указанного вида ФИО1, переданного на утилизацию ООО «Ареал» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, совершение привлекаемым к административной ответственности юридическим лицом действий (оформление паспорта ФИО1-зола и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки ФИО1), свидетельствует о признании нарушения требований действующего законодательства, выразившегося в осуществлении деятельности без оформления в вышеназванный период паспорта ФИО1 класса IV опасности.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности ФИО9 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого акта.
Наказание, назначенное юридическому лицу ФИО9», смягчению не подлежит, соответствует характеру совершенного правонарушения, личности виновного и всех обстоятельств дела, назначено в пределах санкции статьи ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/ЮЛ-4 о привлечении юридического лица ФИО9» по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- оставить без изменения, жалобу представителя ФИО9» – ФИО3 - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО7