Дело № 12-476/2020
Р Е Ш Е Н И Е
10 ноября 2020 года город Барнаул
Судья Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края Огнивенко О.Б., рассмотрев протест и.о.заместителя прокурора Индустриального района г. Барнаула ДАННЫЕ ФИО1 на постановление административной комиссии при администрации города Барнаула по Индустриальному району г. Барнаула № 1 от 12.08.2020 № 20/27-10 по делу об административном правонарушении, которым ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушения на территории Алтайского края» от 10.07.2002 №46-ЗС,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении от 12 августа 2020 года, 28.07.2020 в 09 часов 42 минуты специалистом УПСиА установлено, что по адресу: <адрес>, ФИО2 самовольно разместила иную информацию, не являющейся рекламой, в местах, не предназначенных для этих целей - вывеску на фасаде здания, без согласования с администрацией района, чем нарушила п. 3.1 Порядка размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа г. Барнаула Алтайского края, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 17.11.2017 № 2305, чем нарушила п. 3.1.4 Правил благоустройства территории городского округа города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 № 15, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».
Постановлением административной комиссии от 12 августа 2020 года по делу об административном правонарушении ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 27 Закон Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, и.о. заместителя прокурора Индустриального района г. Барнаула ДАННЫЕ ФИО1 обратился в суд с протестом, в котором просит отменить постановление от 12.08.2020, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование протеста указано, что размещенная ФИО2 информация не может рассматриваться как реклама, содержит коммерческое обозначение, преследует цель извещения о его месте нахождения, не содержит сведений рекламного характера. Обращает внимание на тот факт, что в материалах дела, за исключением объяснения ФИО2, иных доказательств, подтверждающих размещение вывески на многоквартирном доме, не имеется. Кроме того, указывает, что в протокол об административном правонарушении от 03.08.2020 внесены изменения в части анкетных данных лица, в отношении которого составлен данный процессуальный документ. Также протокол о рассмотрении дела подписан председательствующим ДАННЫЕ ФИО3, то есть иным лицом, не входящим в состав комиссии и не являющимся председательствующим данной комиссии.
При рассмотрении протеста заместитель прокурора Индустриального района г. Барнаула Чулимова Ю.В. просила протест удовлетворить по доводам, в нём изложенным. Обратила внимание на то обстоятельство, что автором протеста раскрыто понятие вывески в полном объеме и дан исчерпывающий анализ формулировки указанного термина в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Представитель административного органа ФИО4 просил протест отклонить, пояснив, что размещенная ФИО2 на фасаде здания вывеска не содержит информации о субъекте предпринимательской деятельности, о месте и графике работы данного предприятия, по всем признакам не может относиться к понятию вывески в соответствие с положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», соответственно, её размещение должно быть согласовано с администрацией района. Ему известно, что размещение вывески в настоящее время ФИО2 согласовала. Также указал, что из материалов дела очевидно, что при указании в процессуальных документах фамилии председательствующего по делу об административном правонарушении ДАННЫЕ ФИО3 допущена опечатка. Факт исправления в протоколе об административном правонарушении от 03.08.2020 признаёт, вместе с тем, просит не рассматривать его как умышленное искажение действительности. Настаивает на том, что все исправления производились в присутствие ФИО2, о чём ему в личной беседе пояснило должностное лицо, составившее данный протокол, - ДАННЫЕ ФИО3, находящаяся в настоящее время на удаленном виде работы.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО2 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении протеста извещена надлежаще.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Часть 5 ст. 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» предусматривает административную ответственность за размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в местах, не предназначенных для этих целей, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на объектах благоустройства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» отнесены к компетенции административных комиссий при местных администрациях (статья 76 Закона).
Согласно ч. 2 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Положениями ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующими порядок составления протокола об административном правонарушении, установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно пункту 3.1.4 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 № 15 размещение информационных конструкций, за исключением мемориальных знаков и мемориальных досок, разрешается только после согласования проекта размещения информационной конструкции с администрацией района, а в случае, если здание является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), - и с органом, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия на территории Алтайского края. Требования к информационным конструкциям, порядок размещения и согласования определяются постановлением администрации города. Порядок размещения мемориальных знаков и мемориальных досок определяется решением Барнаульской городской Думы.
В силу пункта 10 раздела 1 Правил благоустройства, пунктов 1.3.1 и 1.3.2 Порядка размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного постановлением администрации от 17.11.2017 № 2305 следует, что информационные конструкции - средства размещения информации, являющиеся элементами благоустройства и содержащие общественно полезную информацию, информацию о наименовании или виде (профиле) деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), не носящую рекламного характера, а также не являющуюся обязательной к размещению в силу закона; вывеска - информационная табличка, содержащая фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы (ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»), размещается без согласования. Вывески размещаются на фасадах зданий у входа в помещение, занимаемое хозяйствующим субъектом, непосредственно на дверях входных групп, в том числе методом нанесения трафаретной печати или иными аналогичными методами на остекление дверей. Информационная конструкция - средство размещения информации, являющееся элементом благоустройства и содержащее общественно полезную информацию, информацию о наименовании или виде (профиле) деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), не носящее рекламного характера, за исключением вывесок, подлежащих обязательному размещению в силу Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно ст.ст. 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В связи с обозначенными нормами указание ФИО2 наименования своей организации на вывеске (табличке) по месту нахождения не может рассматриваться как реклама, поскольку сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации.
Довод о том, что протокол о рассмотрении дела подписан председательствующим ДАННЫЕ ФИО3 (с двумя буквами «с»), который не входил в состав комиссии и не являлся председательствующим данной комиссии заслуживает внимания, поскольку в силу ч. 3 ст. 86 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС (ред. от 04.06.2020) «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (принят Постановлением АКСНД от 03.07.2002 № 182) протокол о рассмотрении дела подписывается председательствующим в заседании соответственно административной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также секретарем заседания. Согласно тексту постановления оно вынесено председательствующим ДАННЫЕ ФИО3 (с одной буквой «с»).
Вместе с тем, судья соглашается с пояснениями представителя административного органа ФИО4 о том, что данное обстоятельство необходимо расценивать как техническую ошибку - опечатку при указании фамилии председательствующего. Поэтому обозначенный факт не влияет на выводы суда о законности опротестованного постановления.
Кроме того, суд приходит к выводу, что не установлен статус лица, совершившего правонарушение.
Установление статуса лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Суд полагает, что существенным нарушением порядка привлечения к ответственности является отсутствие в материалах дела сведений о должностном положении ФИО2, не представляется возможным установить из материалов дела, какое отношение имеет ФИО2 к тому объекту, который изображен на фотоснимке, сам фотоснимок не содержит даты его составления, на нём указано лишь время. Кроме того, из материалов дела не следует, по какой причине физическое лицо ФИО2 привлекается к административной ответственности за размещение вывески на фасаде здания. Не представлено доказательств того, что ФИО2 разместила высеку как физическое лицо.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 03.08.2020 в части внесения анкетных и паспортных данных о лице, привлекаемом к административной ответственности, а именно в части указания имени и отчества, даты и места рождения ФИО2, номера и серии паспорта, органа его выдавшего, внесены исправления, которые не заверены надлежащим образом, как того требуют положения частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод представителя административного органа о том, что указанные исправления вносились в присутствие лица, в отношении которого осуществлялось производство по делу, какими-либо объективными данными не подтверждены, поэтому являются несостоятельными.
Допущенные нарушения требований, предусмотренных указанными нормами права, являются существенными, повлиявшими на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принятого по делу решения административным органом и не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства при рассмотрении протеста прокурора.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Принимая решение по данному делу, суд учитывает предусмотренную частью 1 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности по делу, которая по настоящему делу составляет два месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО2 дела об административном правонарушении, имели место 28 июля 2020 года, следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек 28 сентября 2020 года.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений вышеприведенных норм права, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности, а также о наличии состава административного правонарушения по делу об административном правонарушении обсуждаться не может.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление административного органа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Протест и.о. заместителя прокурора Индустриального района г. Барнаула ДАННЫЕ ФИО1 удовлетворить.
Отменить постановление административной комиссии при администрации города Барнаула по Индустриальному району г. Барнаула № 1 от 12.08.2020 № 20/27-10 по делу об административном правонарушении, которым ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушения на территории Алтайского края» от 10.07.2002 № 46-ЗС.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья:
Верно, судья: О.Б. Огнивенко
По состоянию на 10.11.2020 решение в законную силу не вступило.
Верно, секретарь судебного заседания: К.В. Тимофеева
Подлинный документ находится в деле № 12-476/2020 Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края, УИД 22RS0065-02-2020-004787-90.
Секретарь судебного заседания: К.В. Тимофеева