Дело № 12-477/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Омск, ул. Лермонтова, 61 20 ноября 2018 года
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Гунгера Ю.В.
при секретаре Потаниной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Жаркомбаев А.М. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области № от 22 августа 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении начальника финансово-экономического отделения – главного бухгалтера ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» Жаркомбаев А.М., привлекаемого к административной ответственности по ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Вышеуказанным постановлением № от 22 августа 2018 года начальник финансово-экономического отделения – главный бухгалтер ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» Жаркомбаев А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Из постановления следует, что начальником финансово-экономического отделения - главным бухгалтером ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» Жаркомбаевым А.М. не выполнены требования статьи 162, части 2 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 15 и 20 Инструкции № 191н, в результате чего допущено искажение годовой бюджетной отчетности за 2017 год на сумму 2355415,90 руб., а именно баланса получателя бюджетных средств (ф.0503130) на 01.01.2018 г..
Не согласившись с указанным постановлением, Жаркомбаев А.М. обратился с жалобой на постановление, в обоснование указав, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем дело подлежит прекращению. Считает, что постановление Военной прокуратуры Омского гарнизона от 13 июля 2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением законодательства РФ, в частности положений КоАП РФ. Объяснения у него отбирал иное должностное лицо, а не указанный в постановлении врио военного прокурора Омского района майор полиции К.А.Ю., объяснения отбирались в кабинете, не указанном в постановлении. Дело об административном правонарушении возбуждено за нарушение показателей форм отчетности, установленных приказом Минфина России от 28.12.2010 г. № 191 н, который законом Российской Федерации не является, а является ведомственным нормативным актом министерства. Согласно требований КоАП РФ, постановление Военной прокуратуры Омского гарнизона заменяет протокол об административном правонарушении. Установленные ст. 28.5 КоАП РФ сроки при вынесении постановления не соблюдены. Отсутствуют событие и состав административного правонарушения. В 2016 году кадетский корпус был трижды проверен, ни одной из проведенных проверок нарушение выявлено не было. Указаний об оформлении платежного поручения, на основании которого со счета ОКВК на счет АО «Омск РТС» перечислены денежные средства в размере 3354203,95 руб., он не давал. Письма о выдаче платежных документов за декабрь 2016 года не составлял. Достоверно знать о несоответствии показателей в документах он не мог и не должен. Документы имеют все необходимые реквизиты, подписи и печати. Оснований не доверять им не было. Данные документы были представлены ему с резолютивной надписью для исполнения. Оплата произведена по фактически представленным документам, имеющимся в наличии в делах ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус». Имеет место обстоятельство, исключающее производство по административному правонарушению, по факту якобы имевшего место нарушения Военной прокуратурой Омского гарнизона возбуждалось уголовное дело. Постановление вынесено на неопределенных нормативными актами терминах.
Жаркомбаев А.М. и его защитник Лосенков В.Н. в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Должностные лица Управления Федерального казначейства по Омской области З.Ю.Р. и Р.Е.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Помощник Военного прокурора П.С.Г. в судебном заседании также просил жалобу оставить без удовлетворения, вынесенное постановление без изменения.
Исследовав также материалы дела, суд приходит к следующему.
Диспозицией статьи 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В ходе проведенной военной прокуратурой Омского гарнизона проверки установлено, что 11.04.2016 года между ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» и АО «Омские распределительные тепловые сети» (далее - АО «Омск РТС») заключен государственный контракт № (далее - Контракт) на поставку тепловой энергии на объекты Учреждения на общую сумму 14048800 руб. со сроком действия до 21.12.2016 года.
Согласно приложению № к Контракту, для проведения расчетов ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» ежемесячно получает у АО «Омск РТС» расчетно-платежные документы (счета, счета-фактуры) 9-10 числа каждого месяца и оплачивает стоимость потребленных тепловой энергии и теплоносителя путем перечисления денежных средств на расчетный счет АО «Омск РТС».
В декабре все окончательные расчеты между сторонами должны быть произведены в срок до 31 декабря текущего (отчетного) финансового года.
13.12.2016 года было составлено и направлено письмо в адрес руководства АО «Омск РТС» о предоставлении в срок до 20.12.2016 года платежных документов (счет-фактуру, акт) за декабрь 2016 года на остаток суммы Контракта в размере 3354203,95 рублей (на полный остаток бюджетных средств, выделенных на теплоснабжение).
Вместе с тем, фактический объем тепловой энергии и теплоносителя, поставленных на объекты ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус», в течение декабря 2016 года был значительно меньше суммы, указанной в письме.
22.12.2016 года на основании платежного поручения № со счета ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» на счет АО «Омск РТС» перечислены денежные средства в размере 3354203,95 руб. в счет оплаты поставленной тепловой энергии за декабрь 2016 года.
Следовательно, в бухгалтерском учете проведена фиктивная операция - оплата не поставленной тепловой энергии.
Таким образом, в 2016 году в адрес АО «Омск РТС» перечислена вся сумма, предусмотренная условиями государственного контракта, а именно 14 048 800 руб., хотя фактически стоимость оказанных услуг по подаче тепловой энергии для нужд ОКВК за период с января по декабрь 2016 г. составила 11 693 385,10 руб., т.е. на 2 355 415,90 руб. меньше, чем перечислено исполнителю государственного контракта
При этом, по состоянию на 01.01.2017 года и 01.01.2018 года в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма - 053130) и в сведениях по дебиторской задолженности (форма - 0503169) задолженность в размере 2355415,90 руб. не отражалась.
Данные обстоятельства также установлены в судебном заседании, и подтверждаются представленными доказательствами.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному учреждению; формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.Ст. 4 и ч. 1 ст. 6 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ установлены единые требования ведения бухгалтерского учета, а также Законом № 402-ФЗ установлено, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта, имеющего высшее образование и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 7 Закона № 402-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н в графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс).
Согласно пункту 11 Инструкции № 191н в состав бюджетной отчетности для получателя бюджетных средств входят в том числе Баланс получателя бюджетных средств ф.0503130 и Пояснительная записка ф. 0503160.
Исходя из пункта 152 Инструкции № 191 н, в состав Пояснительной записки входят сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). В сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) содержатся обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности (пункт 167 Инструкции № 191н).
Согласно ч. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ информация в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, подлежит отражению в бюджетном учете.
Исходя из содержания пунктов 3, 4 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям необходимо учитывать, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую, субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Частями 3, 4 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджетная отчетность включает, в том числе, баланс исполнения бюджета, который содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ, ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно хозяйственные функции в государственных органах.
На основании приказа № от 26.10.2016 года Жаркомбаев А.М. назначен на должность начальника финансово-экономического отделения - главного бухгалтера ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус».
В соответствии с должностным регламентом начальника финансово-экономического отделения - главного бухгалтера ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус», утвержденного 18.11.2016 года начальником ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» К.Н.В., Жаркомбаев А.М. должен знать законодательство о бухгалтерском и бюджетном учете, финансовое законодательство, нормативные и методические документы по вопросам организации бухгалтерского и бюджетного учета и составления отчетности; должен уметь обрабатывать и анализировать полученную информацию, а также обязан организовывать работу по постановке и ведению бюджетного учета, по ведению регистров бухгалтерского учета, в том числе учету имущества: обеспечивать составление достоверной бюджетной отчетности; руководить работниками финансово-экономического отделения, определять круг их обязанностей и давать им поручения, необходимые для выполнения своевременной и качественной работы бухгалтерии; вести работу по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, технологии обработки учетной информации.
В соответствии с разделом IV Должностного регламента, начальник финансово-экономического отделения - главный бухгалтер ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» несет административную ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащим субъектом административной ответственности является главный бухгалтер ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус», который не принял необходимых мер к обеспечению достоверности бухгалтерского учета и предоставлению достоверной бюджетной отчетности, составление и предоставление которой регламентировано Инструкцией № 191н.
Таким образом, суд приходит к выводу, что начальником финансово-экономического отделения - главным бухгалтером ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» Жаркомбаевым А.М. допущено искажение годовой бюджетной отчетности за 2017 год на сумму 2355415,90 руб., а именно баланса получателя бюджетных средств (ф.0503130) на 01.01.2018 г.
Поскольку Жаркомбаев А.М. выполняет в ОКВК организационнораспорядительные и административно-хозяйственные функции и является лицом, ответственным за соблюдение требований бюджетного законодательства, в том числе за соответствие фактическим данным сведений, отраженных в ежегодной бухгалтерской отчетности, он подлежит ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, как должностное лицо.
При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Жаркомбаева А.М. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, составляет один год с момента его совершения.
Таким образом, привлечение Жаркомбаева А.М. к административной ответственности по данной статье суд находит обоснованным.
Доводы жалобы суд находит необоснованными на основании вышеизложенного.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, при составлении административного материала и вынесении постановления по делу судом также не установлено.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений… об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области № от 22 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу Жаркомбаева А.М. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Ю.В. Гунгер