ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-478/20 от 15.10.2020 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 12-478/2020

15 октября 2020 года г. Севастополь

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стрим Механик" на постановление государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя № 111/11/2020 от 22 мая 2020 года и решение заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 10 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Стрим Механик",

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя № 111/11/2020 от 22 мая 2020 года, оставленным без изменения решением заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 10 июня 2020 года, ООО "Стрим Механик" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000,00 руб.

Не согласившись с состоявшимися по делу актами, директор ООО "Стрим Механик" ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанные решения, которые, как незаконные, просит отменить, производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью правонарушения.

Указывает, что при вынесении постановления государственным инспектором не было учтено, что примененное административное наказание за данное правонарушение явно не соответствует их тяжести, а также причиненному вреду в сфере экологической безопасности. На предприятии спецодежда, в процессе выполнения производственных работ, утративши первоначальные свойства, в дальнейшем используется как обтирочный материал, на что предприятие имеет паспорт отхода - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, код ФККО 9 19 204 01 60 3, и сдается на специализированное предприятие «КрымЭкоТехсервис» по договору № 99/20 от 09.12.2019 года для дальнейшей утилизации.

Во исполнение предписания, общество проинформировало Севприроднадзор о том, что незамедлительно был заключен договор № 532 от 25.05.2020 года с ООО «Экрис ЛТД» на определение химического и компонентного состава отходов инструментальным методом и разработки паспортов IV класса опасности. На момент рассмотрения жалобы общества работы по договору были завершены. Обществом 10.06.2020 года, до принятия решения, были представлены разработанные паспорта, о чем имеется отметка на сопроводительном письме в адрес Севприроднадзора.

Данное правонарушение совершено впервые, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Кроме указанного, в период действия ограничительных мер в городе Севастополе, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), общество понесло и продолжает нести убытки в средствах.

В судебном заседании директор ООО "Стрим Механик" ФИО1 доводы жалобы поддержал по изложенным выше основаниям, просил признать вмененное правонарушение малозначительным, прекратить производство по делу, ограничившись устным замечанием.

Представитель административного органа Диско Л.Н. оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не усматривала.

Заслушав пояснения участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы производства, следует прийти к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 04.03.2020 Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с сотрудниками Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя проведена проверка ООО «Стрим Механик», расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, по вопросам соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха и в сфере обращения с отходами.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стрим Механик» поставлена площадка по адресу: г. Севастополь, <адрес> 1/г, на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объект 67-0292- 001089-П). Объект относится к II категории объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду.

Деятельность предприятия на производственной площадке № 2 осуществляется в арендованных помещениях и цехах на основании договора аренды № 237 от 01.11.2015г., заключенного между ООО «Конструкторское коммутационной аппаратуры» и ООО «Стрим Механик».

При проведении проверки ООО «Стрим Механик» представлены акты на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов за 2019 от 04.02.2019 №№ 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 41; от 13.03.2019 №№ 19, 20; от 01.03.2019 № 36; от 01.04.2019 № 42; от 01.05.2019 № 57; от 06.05.2019 №№ 63, 64, 65, 66, 68; от 06.08.2019 №76; от 20.11.2019 №№ 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, согласно которым списано: перчатки (х/б (7-ми, 10 класс), перчатки (х/б двойные «Зима» серые), перчатки (хб 5-ти нитка), рукавицы (брезентовые (2 нал.), перчатки («Петролонг»), перчатки (латекс), перчатки (х/б 4-х нитка), перчатки (нитриловые (манжет-крага), перчатки х/б с точкой ПВХ), перчатки (хб), перчатки (трик. х/б ст ПВХ), футболка (100% хлопок), костюм рабочий, ботинки, перчатки (трикотажные).

Вышеуказанная спецодежда (перчатки, рукавицы, футболка, костюм рабочий, ботинки) в процессе выполнения производственных работ утратила первоначальные свойства и списана, что подтверждается актами, на списание малоценных быстроизнашивающихся предметов от 04.02.2019 №№ 25, 26, 27, 28, 29, 30,31, 32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 41; от 13.03.2019 №№ 19, 20; от 01.03.2019 № 36 от 01.04.2019 № 42; от 01.05.2019 № 57; от 06.05.2019 №№ 63, 64, 65, 66, 68 06.08.2019 №76; от 20.11.2019 №№ 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108,109, 110,111.

Согласно письма ООО «Стрим Механик» (исх. № 72 от 18.05.2020) списание малоценных и быстроизнашивающихся различного рода х/б перчаток, которые в процессе выполнения работ по обслуживанию и ремонту станочного оборудования загрязняются маслами минеральными и смазочно-охлаждающими жидкостям» происходит с отнесением их к промасленной ветоши.

Списание различного рода одежды: футболок, костюмов и прочего сопровождается отнесением их к ветоши, которая используется на энерго-механическом участке при выполнении различного рода ремонтно- профилактических работ.

В результате таких работ эта ветошь также пропитывается маслами минеральными и смазочно-охлаждающими жидкостями, что позволяет относить ее к виду отхода как промасленная ветошь без оформления отдельного паспорта отхода.

Однако спецодежда, образованная у ООО «Стрим Механик» относится согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 к виду отходов: спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержанием нефтепродуктов менее 15%) (код ФККО 4 02 312 01 62 4).

Таким образом, у ООО «Стрим Механик» отсутствуют паспорта отходов I-IV класса опасности и документы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности на спецодежду, рабочую обувь, а также другие средства индивидуальной защиты.

В 2019 году в процессе производственной деятельности ООО «Стрим Механик» образовались отходы, подлежащие удалению в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Таким образом, ООО «Стрим Механик» не исполнена обязанность по отнесению вышеуказанных видов отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности, предусмотренные законодательством РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Довод жалобы о малозначительности административного правонарушения не может быть принят судом во внимание, так как характер совершенного правонарушения, посягающего требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а в целом на правоотношения, не позволяет признать вмененное в вину обществу деяние, малозначительным и освободить его от наказания по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП РФ. Применение положений о малозначительности является правом суда, которое может быть реализовано лишь при достаточных основаниях.

В пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью назначения наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.

В Постановлении от 14.02.2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное, в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма, было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

В своей жалобе, поданной обществом указано на то обстоятельство, что выявленные нарушения были незамедлительно устранены, о чем сообщено контролирующему органу, согласно пояснений законного представителя общества в судебном заседании финансовое положение не позволяет иметь достаточные средства для уплаты такой значительной суммы штрафа как 200 тыс. руб.

Принимая во внимание указанные в жалобе доводы относительно характера совершенного правонарушения, руководствуясь ст. 4.1 КоАП РФ представляется возможным изменить постановление государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя № 111/11/2020 от 22 мая 2020 года, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 тыс. руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стрим Механик" на постановление государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя № 111/11/2020 от 22 мая 2020 года и решение заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 10 июня 2020 года - оставить без удовлетворения.

Изменить постановление государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя № 111/11/2020 от 22 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Стрим Механик", снизив назначенное наказание в виде административного штрафа до 100 000,00 руб.

В остальной части постановление государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя № 111/11/2020 от 22 мая 2020 года и решение заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 10 июня 2020 года - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Председательствующий по делу

судья /подпись/ Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.В. Моцный