ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-479/16 от 24.03.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-479/16

(в районном суде № 5-23/16) судья Морозова <...>

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова <...>., при секретаре Николаенко <...>, рассмотрев 24 марта 2016 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2016 года в отношении

Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт истории материальной культуры Российской академии наук» (далее ИИМК РАН), ИНН <***>, юридический адрес: 191186, Санкт - Петербург, Дворцовая набережная, д. 18;

У С Т А Н О В И Л :

30.06.2015 заместителем начальника Управления зон охраны объектов культурного наследия КГИОП <...> Е.А. в отношении юридического лица - ФГБУН «Институт истории материальной культуры Российской академии наук» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.15 КоАП РФ, по следующим обстоятельствам.

На основании ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73 - ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с поступлением обращения Д. <...> (№...) и по поручению председателя КГИОП 19.06.2015 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Короленко д. 5, лит. А, кадастровый номер участка 78:31:1279:2 (участок 5, на пересечении ФИО1 переулка и улицы Короленко), проведена внеплановая выездная проверка деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт истории материальной культуры Российской Академии наук» (далее -ИИМК РАН), проведение которой согласовано Прокуратурой Санкт-Петербурга 22.06.2015.

Актом указанной проверки от 19.06.2015 №8-341 установлено, что в соответствии с Разделом 3 Закона Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» (далее - Закон №820-7) вышеуказанный земельный участок находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 1-3; в соответствии с пунктом 1.8 Основных (общих) положений (приложение № 2) Закона № 820-7 на уличный фронт по улице Короленко на лицевую застройку распространяются требования режима охранной зоны объектов культурного наследия 03 1-1, а также расположен на территории предварительных археологических разведок ЗА 2.

В соответствии с особыми требованиями в ЗА 2, установленными подпунктом 2 п. 1.3 Раздела 1 приложения 1 Закона № 820-7, устанавливаются специальные ограничения деятельности на указанной территории: работы, связанные с углублением в грунт более 0,5 м (в том числе новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт, прокладка и ремонт инженерных (дренажных) коммуникаций и сооружений, предполагающие выемку грунта инженерные изыскания, благоустройство территории) производятся только при условии проведения предварительных археологических разведок, обеспечивающих выявление объектов археологического наследия на территории производства работ.

В ходе проверки КГИОП младшими научными сотрудниками ИИМК РАН <...> А.А. <...>), <...> В.Л. (<...>), находящимися на территории земельного участка, представлены следующие документы:

- открытый лист от 13.04.2015 № 165, выданный на имя <...>Н.Ф. (паспорт №...) на право проведения археологических полевых работ на территории Адмиралтейского, Центрального, Петроградского, Василеостровского районов Санкт-Петербурга, в том, что данное лицо имеет право производить следующие археологические полевые работы: археологические разведки с осуществлением локальных земляных работ на указанной территории в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

- полевой дневник, в котором сделаны следующие записи: <...>

В ходе проверки инженером по строительному контролю (общестроительные работы ООО «<...>» <...> А.А., находящимся на территории земельного участка, представлены документы:

- договор на проведение надзорных археологических работ от 10.04.2015 № №..., согласно которому ИИМК РАН с 12.05.2015 по 12.05.2016 обязуется осуществить научно-исследовательские надзорные археологические работы на исследуемом земельном участке, а именно (согласно приложению 2 к договору): археологический надзор; камеральная работа, камеральная обработка материалов, зарисовка в 3 проекциях, консервация, частичная реставрация подготовка к передаче в Музейный фонд РФ, реставрация археологического материала, полный научно-технический отчет.

- приказ от 12.01.2015 № №... «О назначении ответственного за ведение технического надзора за строительством «Многоквартирного дома со встроенными помещениями, встроенным детским дошкольным образовательным учреждением и встроенным подземным гаражом (автостоянкой)» расположенного по адресу: СПб, ФИО1 переулок, участок 5 на пересечении ФИО1 переулка и улицы Короленко)» - <...> А.А.;

- общий журнал работ, в котором сведения о <...> Н.Ф. не указаны.

- разрешение на строительство от 11.07.2014 №..., выданное Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга;

- договор генерального подряда от 30.01.2015 №... между ООО «<...>» и ЗАО «Управление <...>»;

- договор субподряда от 09.04.2015 №... между ЗАО «Управление <...>» и ООО «А»;

- проект производства работ (шифр К04-2015-ППР);

- копия письма от 03.06.2015 №... (per. №... от 04.06.2015) в адрес КГИОП от ИИМК РАН о сообщении, что ИИМК РАН начинает работы по адресам: Рузовская д. 18, лит. Г; ФИО1 пер., участок 5 (на пересечении ФИО1 пер. и ул. Короленко).

Однако из документов, имеющихся в распоряжении КГИОП, следует, что под регистрационным номером №... от 04.06.2015 в КГИОП зарегистрировано письмо ИИМК РАН от 03.06.2015 №... в адрес КГИОП о том, что ИИМК РАН начинает работы по адресу: Рузовская, д. 18, лит. Г.

На момент проведения проверки держатель открытого листа <...> Н.Ф на территории земельного участка отсутствовала, велись земляные и строительные работы посредством строительной и землеройной техники (автокраны на автомобильном ходу, экскаваторы с планировочными ковшами, автомобили - самосвалы): в северо-восточной части выполнено устройство котлована, свайного поля, частично выполнено устройство подбетонки, выполняются работы по вязке арматурного каркаса фундаментной плиты (опалубка), от уже устроенного котлована в сторону ФИО1 переулка ведется расширение утроенного котлована, на территории производства работ выполнены отвалы земли, которые представляют собой мешанный грунт элементами деревянных конструкций, кирпича, и вывозятся на автомобилях - самосвалах.

В бытовке на территории земельного участка младшими научными сотрудниками ИИМК РАН <...> А. А, <...> В. Л. продемонстрирован подъемный материал (подковы, фрагментированная керамика, конские стремена, остатки кожаной обуви и т.п., частично упакован), масштабная рейка.

На территории земельного участка шурфы и раскопы не заложены. При этом письмо от 18.06.2015 №... (per. КГИОП №...) о начале работ 15.05.2015 по адресу: ФИО1 пер., участок 5, поступило в КГИОП только 19.06.2015.

В соответствии с п. 1 ст. 45.1 Закона №73 - ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа); поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

При этом, на основании п.7 ст.45.1 Закона № 73 - ФЗ под археологическими полевыми работами понимаются:

- археологические разведки (проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности);

- археологические раскопки (проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия), археологические наблюдения (проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия);

- археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

В силу п. 2 и 3 ст. 45.1 Закона №73-Ф3, открытый лист - это документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из вышеуказанных видов археологических полевых работ.

В соответствии с Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 №127, открытые листы выдаются с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее - академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из вышеуказанных видов археологических полевых работ.

Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя в соответствии с п. 10 ст.45.1 Закона №73-Ф3 определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации утверждено Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 № 85 (далее - Положение).

На основании п. 1.8, 1.9 Положения археологические полевые работы могут проводиться юридическими лицами, уставной деятельностью которых являются проведение археологических полевых работ и (или) связанные с их проведением научные исследования, и (или) выявление и сбор музейных предметов и коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности. Открытые листы выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях юридическими лицами, отвечающими вышеуказанным требованиям.

В соответствии с пунктом 1.13 Положения, при проведении археологических полевых работ держатель открытого листа обязан непосредственно руководить ими, присутствуя на месте ведения работ. Не допускается передача руководства археологическими полевыми работами другому лицу.

При этом разделом 3 Положения установлено, что в ходе археологических разведок исследователь производит визуальный осмотр местности, фиксирует выходы культурного слоя и остатки древних сооружений и проводит сбор древних предметов на современной поверхности (пункт 3.1 Положения); места проведения и маршруты археологических разведок фиксируются на картах в масштабе не менее 1: 200 000 (пункт 3.3 Положения); сбор подъемного материала производится с обозначением местоположения находок (скоплений) на топографическом плане и составление описи с указанием данных о каждой находке (пункт 3.5 Положения); все разведочные шурфы, зачистки и зондажи должны быть документированы, в том числе фотографически (в случае отсутствия признаков объекта археологического наследия на обследуемом участке землеотвода достаточно фотографической фиксации одного из бортов каждого разведочного шурфа), и зафиксированы дневниковыми записями (пункт 3.10 Положения); весь материал, обнаруженный в процессе разведок и характеризующий обследуемый объект археологического наследия, должен быть тщательно собран, снабжен этикетками с точным обозначением места и условий находки и занесен в полевую опись (пункт 3.15 Положения).

Указанные нормы нашли отражение в открытом листе от 13.04.2015 №..., согласно которому Н.Ф. <...> имеет право в установленном законом порядке проводить археологические разведки с осуществлением локальных земляных работ на указанной территории в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности, при этом, передоверие права на проведение археологических полевых работ по данному листу другому лицу запрещается.

Вместе с тем, актом проверки от 19.06.2015 № №... зафиксировано, что на момент проведения проверки держатель открытого листа на земельном участке отсутствует, что также подтверждается письмом ИИМК РАН от 22.06.2015 №... (per. КГИОП от 23.06.2015 №...) о командировании данного лица в период с 19.06.2015 по 24.06.2015 в гг. <...>, приказом о командировании от 19.06.2015 №....

Кроме того, зафиксировано, что порядок проведения археологических разведок, методы научных исследований объектов археологического наследия при проведении работ нарушены: результаты исследований, подъемный материал, места проведения и маршруты археологических разведок не задокументированы надлежащим образом посредством фотофиксации, обозначения и фиксации на картах, составления описи и дневниковыми записями; материал, обнаруженный в процессе разведок, не снабжен этикетками, полевая опись не ведется, что также является нарушением требований открытого листа от 13.04.2015 № №... в части характера и целей проводимых археологических работ.

Таким образом, актом проверки КГИОП от 19.06.2015 № №... установлено событие правонарушения, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ, выразившийся в ведении археологических разведок с нарушением условий, предусмотренных открытым листом от 12.04.2015 года № №...

Согласно договору на проведение надзорных археологических работ от 10.04.2015 № №..., заключенному между ООО «<...>» и ИИМК РАН, ИИМК РАН обязуется осуществить научно-исследовательские надзорные археологические работы на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ФИО1 пер., участок 5, на пересечении ФИО1 переулка и улицы Короленко.

В силу пункта 3.1.7 договора от 10.04.2015 №... ИИМК РАН обязалось получить открытый лист на право производства археологических работ.

На основании пункта 4.1.3 договора от 10.04.2015 № №... ИИМК РАН вправе определять методику археологических исследований.

Пунктом 9.2 договора от 10.04.2015 №... установлено, что ИИМК РАН несет полную ответственность за действия третьих лиц, привлекаемых им для исполнения настоящего договора.

Разделом 3 Приложения 1 к договору от 10.04.2015 №... ИИМК РАН было проинформировано о требованиях действующего законодательства при производстве археологических работ.

Пунктом 5.2 Приложения 1 к договору от 10.04.2015 №... установлено, что в перечень работ, подлежащих выполнению ИИМК РАН, входят полевые работы, в том числе: научное исследование культурного слоя в процессе проведения строительных работ с зачисткой профилей котлованов, выявление и изучение археологического материала, фотофиксация процесса работ, отдельных находок и скоплений материала, отбор и полевая консервация материала, обмеры выявленных объектов, вычерчивание профилей, тестуальное описание стратиграфии, материка и иных археологических объектов, ведение полевой документации.

В силу календарного графика, установленного Приложением 2 к договору от 10.04.2015 №..., сроки проведения работ с 12.05.2015 по 12.05.2016.

В силу выписки из ЕГРЮЛ от 19.06.2015 к основным видам деятельности ИИМК РАН относятся научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, послевузовское профессиональное образование, деятельность по сохранению объектов культурного наследия.

Пунктом 6.1 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ собственниками земельных участков, в границах территории, определенной разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ, должен быть обеспечен доступ физических и юридических лиц, проводящих археологические полевые работы, к земельным участкам в границах указанной территории.

В силу пункта 1.1 Положения юридические лица, организующие проведение археологических полевых работ, несут ответственность за качество выполнения таких работ.

Таким образом, ИИМК РАН было известно о порядке производства археологических полевых работ (археологических разведок) по открытому листу от 13.04.2015 № 165, данная организация в силу требований Положения и договора от 10.04.2015 № №... несла обязанность по их надлежащему проведению, однако данной организацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении археологических полевых работ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, в деянии ИИМК РАН установлено наличие вины данной организации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ.

Постановлением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2016 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.15 КоАП РФ, в отношении ФГБУН «Институт истории материальной культуры Российской академии наук» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо КГИОП, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, <...> Ю.О. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение, указывая, что при рассмотрении дела установлено, что территория, где проводилась выездная внеплановая проверка, в силу требований законодательства РФ, регулирующего общественные отношения в области охраны объектов культурного наследия, не относима к объектам культурного (археологического) наследия, в связи с чем, КГИОП надлежало руководствоваться установленными Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) ограничениями, связанными с порядком производства выездной внеплановой проверки в отношении юридических лиц, то есть после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, с уведомлением юридического лица не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, однако указанные требования законодательства, регулирующего порядок проведения внеплановой выездной проверки, КГИОП исполнены не были. Кроме того, указано, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о наличии угрозы причинения вреда объектам культурного наследия, в связи с чем, ссылка должностного лица КГИОП на соответствие требованиям Закона № 294-ФЗ при проведении внеплановой проверки признаны судом необоснованными.

Однако, земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, ул. Короленко, д.5, лит.А, кадастровый номер участка 78:31:1279:2 (участок 5, на пересечении ФИО1 переулка и улицы Короленко) находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 1-3 (на уличный фронт по улице Короленко на лицевую застройку распространяются требования режима охранной зоны объектов культурного наследия 03 1-1), а также расположен на территории предварительных археологических разведок ЗА 2. 31.10.2013 в КГИОП поступил отчет о выполнении научно-исследовательских археологических работ в виде историко-культурного археологического обследования по адресу: Санкт-Петербург, ФИО1 пер., участок 3 (западнее дома 34, литера А по ул. Маяковского) и участок 4 (западнее дома 36-38, литера А по ул. Маяковского), per. КГИОП №... (далее -отчет №...). На странице №... отчета №... указано, что в любом месте выделенной территории могут встретиться строительные остатки и нетронутые культурные слои с бытовыми предметами и фрагментами армейской амуниции и вооружения XVIII века. В юго-западном углу этого участка могут быть выявлены остатки водопровода, проводившего воду из Лиговского бассейна к Летнему саду для фонтанов. Таким образом, на исследуемом участке вероятно нахождение культурного слоя и строительных остатков сооружений XVIII - XIX веков. Согласно заключению указанного отчета, найденный в шурфе 1 вещевой археологический материал может свидетельствовать о возможности наличия на исследуемой территории кожевенной мастерской, результат, достигнутый в ходе археологических научно-исследовательских работ нельзя считать однозначным, в связи с чем, наиболее целесообразным кажется выполнение археологического надзора с возможностью приостановки работ в случае обнаружения объектов, представляющих историко-культурную ценность во время проведения заказчиком земляных работ. На основании статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее -Закон № 73-ФЗ) под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. В силу пункта 16 статьи 16.1 Закона № 73-ФЗ объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим открытый лист на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. На основании пункта 11 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ в случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее открытый лист, обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ. Исходя из совокупности требований статей 28, 30 Закона № 73-ФЗ, подпункта «д» пункта 11 (1), пункта 11 (3) Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569, экспертиза земель, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ и иных работ, проводится экспертом путем археологической разведки. Таким образом, установление данных о наличии, либо отсутствии на таких землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия, относится к компетенции физических лиц, получивших разрешение (открытый лист) на производство археологической разведки. Поскольку заместитель директора ИИМК РАН <...> Н.Ф. уведомила КГИОП письмом от 18.06.2015 № №... (зарегистрировано 19.06.2015 №...) о начале работ на территории земельного участка в соответствии с открытым листом № №..., у КГИОП были все основания полагать возможность обнаружения объекта культурного наследия по указанному адресу, которому мог быть причинен вред в ходе земляных и иных работ, проводимых по указанному адресу, в связи с чем, КГИОП приступил к проверке установленной пунктом 12 статьи 10 Закон № 294-ФЗ и не применял положения указанного закона к уведомлению проверяемых лиц и предварительному согласованию проверки с Прокуратурой Санкт-Петербурга, в связи с чем, ссылка суда первой инстанции на отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о наличии угрозы причинения вреда объектам культурного наследия не имеет правового значения. Указанные обстоятельства, а также законность производства проверки подтверждаются согласованием проверки Прокуратурой Санкт-Петербурга 22.06.2015, которое в установленном законом порядке не оспорено, в связи с чем, является действующим. Факт направления ИИМК РАН приказа № №... подтверждается сопроводительным письмом № №..., уведомлением о вручении, где прямо указано на наличие приказа. Внеплановая проверка в отношении ИИМК РАН проведена по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, что в соответствии с подпунктом 2 статьи 15 указанного Закона позволяет проведение проверки в отсутствие при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица. Таким образом, внеплановая проверка проведена КГИОП в соответствии с предъявляемыми Законом № 294-ФЗ требованиями, акт проверки КГИОП от 19.05.2015 № №... не оспорен, Прокуратурой Санкт-Петербурга как несоответствующий предъявляемым Законом требованиям не отменен, в связи с чем, является законным.

Также начальник отдела административного производства юридического управления КГИОП <...> Ю.О. указала, что при повторном рассмотрении настоящего дела не исследованы вопросы описания события административного правонарушения, вида археологических работ, проводимых на участке, наличия на участке, на котором проводились работы, объекта археологического наследия, которому мог быть причинен вред производимыми работами, каков порядок определения необходимости проведения данных работ, что указывает на неполноту рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

Начальник отдела административного производства юридического управления КГИОП <...> Ю.О. в ходе рассмотрения жалобы изложенные в ней доводы поддержала, дополнив, что информация о выдаче открытого листа должна быть направлена в КГИОП по истечении 5 дней со дня выдачи, однако указанная информация поступила 19.06.15, а работы начались 12.05.15, и в этот же день поступило обращение Д. <...>. Из отчета ИИМК РАН 2013 года следует вероятность нахождения культурного слоя, но на учет культурный слой поставлен не был, так как отсутствовало заключение специалиста.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – врио директора ФГБУН «Институт истории материальной культуры Российской академии наук» ФИО2 <...>. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно пояснениям защитников юридического лица ФИО3 <...> и ФИО4 <...> о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен.

В ходе рассмотрения жалобы защитники ФГБУН «Институт истории материальной культуры Российской академии наук» ФИО3 <...> и ФИО4 <...> представили возражения, из которых следует, что постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права при всестороннем исследовании представленных доказательств и с учетом всех обстоятельств по делу. Так, судом установлено, что объект археологического наследия, которому мог быть причинен вред действиями ИИМК РАН, отсутствовал на земельном участке. Указанный вывод сделан на основании ответа КГИОП на запрос о предоставлении документов, подтверждающих факт постановки на учет вновь выявленного объекта культурного (археологического) наследия. Кроме того, в ходе проведения полевых работ объект культурного наследная выявлен не был. Указанный вывод так же подтверждается научно-техническим отчетом о результатах исследований земельного участка и не отрицается представителем КГИОП <...> Ю.О. Факт включения земельного участка в зону предварительных археологических разведок не имеет правового значения для установления наличия или отсутствия на нем объекта культурного (археологического) наследия. Для территории ЗА 2 устанавливаются специальные ограничения на проведение работ согласно Приложению №1 к Закону №820-7 и, в частности, работы, связанные с углублением в грунт более 0,5 м (в том числе новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт, прокладка и ремонт инженерных (дренажных) коммуникаций и сооружений, предполагающие выемку грунта инженерные изыскания, благоустройство территории), которые производятся только при условии проведения предварительных археологических разведок, обеспечивающих выявление объектов археологического наследия на территории производства работ.

Кроме того, судом правомерно установлено, что при отсутствии объекта культурного наследия у КГИОП не было оснований для проведения внеплановой проверки. Юридическое лицо не было уведомлено о проведении проверки, с прокуратурой проверка была согласована после ее проведения. Культурный слой это следы жизнедеятельности человека, наличие которых определяется специалистом, который принимает решение о постановке на учет. В 2013 году проводились геологоразведочные работы, в ходе которых данных о наличии культурного слоя для постановки его на учет, установлено не было. Заключение о наличии культурного слоя не давалось, при этом сам по себе открытый лист дает право на производство работ.

Исследовав представленные по делу доказательства, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, являются всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.ст.26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным. При этом использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Исследовав представленные по делу доказательства судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга пришла к выводу о том, что контролирующим органом - КГИОП были грубо нарушены требования Закона РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем отсутствуют основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст.7.15 КоАП РФ.

Данные выводы постановления судьи не противоречат материалам дела и нормам закона.

Так, внеплановая выездная проверка юридического лица ФГБУН ИИМК РАН, в ходе которой было выявлено вмененное правонарушение, была проведена сотрудниками КГИОП в соответствии положениями п.2 ч.2, ч.12, ч.17 ст.10 Федерального закона РФ № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. без предварительного согласования с органом прокуратуры и без уведомления юридического лица не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

Вышеуказанные положения закона применяются, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является, в том числе, причинение вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.

Вместе с тем, как обоснованно установлено постановлением судьи земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, ул.Короленко, д.5, лит.А (пересечение ФИО1 пер. и ул.Короленко) не относится к объектам культурного наследия, поскольку объекты археологического наследия по указанному адресу на государственный учет не принимались, а сведений о причинении вреда таковым, либо угрозы его причинения по делу не имеется.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о грубом нарушении КГИОП требований Закона РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что свидетельствует о недопустимости представленных по делу доказательств, в связи с чем судом принято обоснованное решение о прекращении производства по делу в отношении ФГБУН «Институт истории материальной культуры Российской академии наук» за отсутствием состава административного правонарушения.

С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.15 КоАП РФ, в отношении ФГБУН «Институт истории материальной культуры Российской академии наук» оставить без изменения, жалобу должностного лица КГИОП <...> Ю.О. - без удовлетворения.

Судья Широкова <...>