дело № 12-479/2016
решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 05 декабря 2016 года
Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Николаева Е.В., с участием представителя лица, привлечённого к ответственности, генерального директора акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности № 51 от 20.10.2016 (сркоом до 20.10.2016, без права передоверия), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведённом в зале №33 Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: <...>, жалобу генерального директора акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» ФИО1 на постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО ФИО3 от 06.10.2016 о назначении административного наказания № 04-10/56-2/1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» ФИО1, который признан виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
установил:
Приказом и.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 15.09.2016 № 18-04-02/52-П назначена проверка по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в отношении акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» (далее – ОАО «СПб ЦДЖ») в период с 19.09.2016 по 18.10.2016 за период с 01.01.2013 по 31.08.2016.
По результатам проведения проверки был составлен акт проверки № 47 от 29.09.2016, которым было установлено, что АО «СПб ЦДЖ» представлены договоры об оказании услуг, акты об оказании услуг, исходя из которых не представляется возможным выявить дату и сумму операции с недвижимым имуществом, а так же отсутствуют сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом в нарушение ст.7 Федерального закона №115-ФЗ. В Обществе в проверяемом периоде не организован и не осуществляется внутренний контроль в части выявления даты и (или) суммы операции, подлежащих обязательному контролю. В результате проведения проверки было выявлено 434 (четыреста тридцать четыре) операции на общую сумму 1 035 986 500 рублей, подлежащих обязательному контролю по предоставлению беспроцентных займов. Сведения по указанным операциям были направлены в Росфинмониторинг с нарушением установленного законом срока, а именно после начала проведения административным органом проверочных мероприятий в Обществе, согласно протоколу об административном правонарушении с 22.09.2016г. по 29.09.2016г. За проверяемый период АО «СПб ЦДЖ» была совершена 1 (одна) операция на сумму 7 375 000 рублей, с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, сведения по которой были направлены в Росфинмониторинг с нарушением установленного законом срока (договор № 58/152 от 19.04.2016 года купли-продажи квартиры. Дата государственной регистрации права общей долевой собственности 19.05.2016г. Дата направления сообщения в Росфинмониторинг 27.09.2016г.), а также другие операции, по которым Общество не выявляло даты и (или) суммы операции с недвижимым имуществом, совершенные его клиентами.
Постановлением и.о. заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО ФИО3 № 04-10/56-2/1 от 06.10.2016 генеральный директор ОАО «СПб ЦДЖ» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Копия постановления от 06.10.2016 была получена 12.10.2016.
С жалобой на постановление от 06.10.2016 генеральный директор Общества ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга 21.10.2016 по месту совершения административного правонарушения (СПб, пер. Гривцова, д. 4).
Выражая несогласие с принятым постановление, генеральный директор указал, что ОАО «СПб ЦДЖ» не является субъектом указанного правонарушения, поскольку посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества не оказывает.
В судебное заседание генеральный директор Общества ФИО1 и его защитник явились, в судебном заседании отводов не заявили, права, предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положения ст. 51 Конституции Российской Федерации им разъяснены и понятны, доводы жалоба поддержали, просили отменить постановление, считая его незаконным, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Исследовав представленные материалы, изучив доводы жалобы, представленные к ней документы, выслушав лицо, привлечённого к административной ответственности, и его защитника, допросив в качестве свидетеля специалиста 1 разряда отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СЗФО ФИО4, суд считает, что поданная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ст. 26.11 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы.
Частью 1 ст. 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2-4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, примечанию к ней должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", статья 5 которого относит организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Основным видом деятельности Общества является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.
В силу положений ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе: организация и осуществление внутреннего контроля; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Основанием для привлечения ФИО1 как должностного лица – генерального директора Общества послужили выявленные в ходе проведенной в период с 19.09.2016 по 18.10.2016 МРУ Росфинмониторинга по СФЗО камеральной проверки соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2016 по 31.08.2016, нарушения требований приведенного выше Федерального закона, а именно АО «СПб ЦДЖ» представлены договоры об оказании услуг, акты об оказании услуг, исходя из которых не представляется возможным выявить дату и сумму операции с недвижимым имуществом, а так же отсутствуют сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом в нарушение ст.7 Федерального закона №115-ФЗ. В Обществе в проверяемом периоде не организован и не осуществляется внутренний контроль в части выявления даты и (или) суммы операции, подлежащих обязательному контролю. В результате проведения проверки было выявлено 434 (четыреста тридцать четыре) операции на общую сумму 1 035 986 500 рублей, подлежащих обязательному контролю по предоставлению беспроцентных займов. Сведения по указанным операциям были направлены в Росфинмониторинг с нарушением установленного законом срока, а именно после начала проведения административным органом проверочных мероприятий в Обществе, согласно протоколу об административном правонарушении с 22.09.2016г. по 29.09.2016г. За проверяемый период АО «СПб ЦДЖ» была совершена 1 (одна) операция на сумму 7 375 000 рублей, с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, сведения по которой были направлены в Росфинмониторинг с нарушением установленного законом срока (договор № 58/152 от 19.04.2016 года купли-продажи квартиры. Дата государственной регистрации права общей долевой собственности 19.05.2016г. Дата направления сообщения в Росфинмониторинг 27.09.2016г.), а также другие операции, по которым Общество не выявляло даты и (или) суммы операции с недвижимым имуществом, совершенные его клиентами.
В проверяемом периоде (01.01.2013 - 31.08.2016) Общество на учёте в Росфинмониторинге не состояло. АО «СПб ЦДЖ» состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО (учетный № 614007910) с 06.09.2016.
Правила внутреннего контроля разработаны и утверждены были АО «СПб ЦДЖ» только 02.08.2016.
Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля - начальник отдела структурированных продуктов ФИО5 была назначена на должность с 19.02.2016, на основании Приказа № 2016-02/13 от 19.02.2016. Обучение в форме целевого инструктажа прошла 18.02.2016 (свидетельство серия ЦИ№ 086393 от 18.02.2016)
Генеральный директор Общества ФИО1 также прошел обучение в форме целевого инструктажа 18.02.2016 (свидетельство серия ЦИ № 086394).
Рассматривая дело об административном правонарушении должностное лицо МРУ Росфинмониторинга по СЗФО установило все фактические обстоятельства полно и всесторонне, которые полностью подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в постановлении и решении. Таким образом, вывод о наличии события правонарушения и виновности директора Общества ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.
Оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы в совокупности, судья районного суда приходит к выводу, что постановление должностного лица МРУ Росфинмониторинга является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения. Все доказательства по делу были оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки установленных должностным лицом МРУ Росфинмониторинга фактических обстоятельств дела не усматривается.
Доводы жалобы ФИО1 о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку он не должен был исполнять обязанности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", поскольку фактически Общество посреднических услуг не оказывает, несостоятельны.
То обстоятельство, что Общество не осуществляет деятельности по покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, не освобождает его от выполнения обязанностей, установленных ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно разделу 2 Устава Общества для достижения целей деятельности Общество вправе осуществлять следующие виды деятельности: осуществление сделок купли-продажи закладных (рефинансирование ипотечных кредитов (займов); оказание консультативной и методической помощи банкам и иным кредитным организациям по вопросам ипотечного кредитования; деятельность, направленная на реализацию Программ, в том числе в соответствии с договором, заключаемым Обществом и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в соответствии с которым Общество является оператором программы.
При этом, из содержания указанных выше норм права следует, что обязанность по разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления индивидуальным предпринимателем или организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Таким образом, действия генерального директора Общества ФИО1 по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Следовательно, доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу доказательств, иное применение действующего законодательства и не исключают правильных выводов о совершении ФИО1 вмененного ему административного правонарушения.
Учитывая изложенное, при том, что нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, оснований для отмены либо изменения постановления и решения не имеется.
на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
р е ш и л:
Постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО ФИО3 от 06.10.2016 о назначении административного наказания № 04-10/56-2/1 в отношении генерального директора акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» ФИО1 – оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 (десяти) суток с момента получения или вручения копии данного решения.
Судья –