Р Е Ш Е Н И Е
30 октября 2015 года г.Касимов
Судья Касимовского районного суда Рязанской области Ольшевская Г.В.,
при секретаре Егорцевой Ю.А.,
с участием защитника <данные изъяты> – Вилкова А.С., представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника <данные изъяты> на постановление мирового судьи судебного участка № 28 судебного района Касимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 28 судебного района Касимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МУП <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно указанному постановлению МУП <данные изъяты> не выполнило в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ законное предписание начальника ОГИБДД МОМВД России «Касимовский» от ДД.ММ.ГГГГ об оборудовании автобуса <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> контрольным устройством «Тахограф».
На указанное постановление защитником МУП <данные изъяты> Вилковым А.С. подана жалоба, содержащая просьбу о его отмене и о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба защитника Вилкова А.С. мотивирована тем, что в обоснование вышеуказанного судебного решения приводится Межгосударственный стандарт «Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог Специальные требования безопасности», ГОСТ 31544-2012, введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1052-ст от 22 ноября 2012 года. Область применения данного нормативного правового акта имеет следующую формулировку: «Настоящий стандарт распространяется на специализированные автотранспортные средства для городского коммунального хозяйства и содержания дорог (далее - машины), в состав которых входят: машины для санитарной очистки городов; машины для зимней очистки городов; машины для летней очистки городов; машины круглогодичного использования для уборки городов; машины коммунальные разного назначения; снегоочистители. Стандарт устанавливает специальные требования безопасности, обусловленные особенностями технологического оборудования машин. Автомобильные шасси, применяемые в машинах, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным действующими стандартами». Вышеуказанный нормативный правовой акт не поясняет, какие именно специализированные автотранспортные средства для городского коммунального хозяйства и содержания дорог относятся к пункту «Машины коммунальные разного назначения» и соответственно не исключает использование автобусов в коммунальном хозяйстве в качестве «машины коммунальной разного назначения». Пункт 1.2. Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» определяет транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Формулировки «специализированные автотранспортные средства для городского коммунального хозяйства» и «транспортные средства для коммунального хозяйства» существенно различаются, поэтому применение Межгосударственного стандарта «Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности» ГОСТ 31544-2012, введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1052-ст от 22 ноября 2012 года для определения «транспортных средств для коммунального хозяйства» считает необоснованным. Приложение №2 Приказа Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» не содержит раскрытия формулировки «транспортные средства для коммунального хозяйства», а также отсылочных норм к другим нормативным правовым актам, в частности к Межгосударственному стандарту «Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности», введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1052-ст от 22 ноября 2012 года, что дает основания для толкования понятия «транспортные средства для коммунального хозяйства» как устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, используемые в коммунальном хозяйстве. Формулировка «транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования», позволяет сделать вывод, о том, что Приложение № 2 Приказа Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» исключает обязанность установки тахографов для транспортных средств, используемых в коммунальном хозяйстве. В связи с чем заявитель считает, что в действиях МУП <данные изъяты> отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, так как транспортное средство автобус <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> используется в организации коммунального хозяйства, для реализации целей коммунального хозяйства, и поэтому является транспортным средством для коммунального хозяйства в соответствии с Приложением № Приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания».
В судебном заседании защитник Вилков А.С. поддержал свою жалобу по изложенным в ней основаниям, а также дополнил, что Приказ Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» не содержит определения понятия «перевозки пассажиров». В соответствии с п.1 ст.784 ГК РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. На основании п.1 ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Билет, согласно п.2 ст.786 ГК РФ является документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира. Перевозка пассажиров является возмездной услугой, так как в соответствии со ст.790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-Ф3 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определяет общие условия перевозок пассажиров. П.12 ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-03 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», определяет понятие пассажир как физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. Согласно п.13 ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-Ф3 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Таким образом, по законодательству РФ понятие «перевозка пассажиров» включает в себя наличие перевозчика, пассажира и наличие заключенного между ними возмездного договора перевозки. МУП <данные изъяты> к перевозчикам не относится, так как не имеет каких-либо договорных обязательств по осуществлению перевозок пассажиров, поэтому перемещение сотрудников в пределах <адрес> для собственных нужд предприятия с использованием вышеуказанного автобуса перевозкой пассажиров не является. Соответственно требования абзаца 3 Приложения №2 Приказа Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» по установке тахографа на транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3), на МУП <данные изъяты> распространяться не могут. В связи с чем требование п.1 предписания ВрИО госинспектора ОГИБДД МОМВД России «Касимовский» М. от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении установки контрольного средства «тахограф» на автобус <данные изъяты>, находящийся в эксплуатации МУП <данные изъяты> в соответствии с Приказом №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, не основано на законе, соответственно Протокол <адрес> об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от ДД.ММ.ГГГГ составлен ВрИО госинспектора ОГИБДД МОМВД России «Касимовский» М. незаконно.
Заслушав защитника Вилкова А.С., исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судья находит постановление мирового судьи законным, обоснованным и изменению либо отмене не подлежащим по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из протокола об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении МУП <данные изъяты> следует, что МУП <данные изъяты> не выполнило в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ законное предписание начальника ОГИБДД МО МВД России «Касимовский» от ДД.ММ.ГГГГ об оборудовании автобуса <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> контрольным устройством «Тахограф». И.о. директора В. указанное правонарушение не признал, о чем имеется запись в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с приказом начальника МО МВД России «Касимовский» от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении МУП <данные изъяты> проведена внеплановая проверка с целью выполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно предписанию об устранении нарушений транспортного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании акта внеплановой выездной проверки ОГИБДД МО МВД «Касимовский» от ДД.ММ.ГГГГ, МУП <данные изъяты> предписано оборудовать автобус <данные изъяты>, государственной номер <данные изъяты>, контрольным устройством «Тахограф».
Указанное транспортное средство принадлежит МУП <данные изъяты> и относится к категории М3.
Согласно п.1.3 Устава МУП <данные изъяты> утвержденного Постановлением Главы администрации муниципального образования – городской округ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, предприятие является коммерческой организацией.
В соответствии с п.14 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза № 877 от 09 декабря 2011 года, конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 ноября 2012 года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», требования к тахографам, категории и виды, оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ. Порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта РФ.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 273 от 21 августа 2013 года «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» транспортные средства категории М2 и М3 подлежат к оснащению до 01 июля 2014 года.
Согласно Приложению № 2 к Приказу Министерства транспорта России от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, не подлежат оборудованию тахографами. Однако согласно Межгосударственному стандарту «Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности», ГОСТ 31544-2012, введенным и действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1052-ст от 22 ноября 2012 года, определяющему понятие транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, в перечень входят транспортные средства - машины для санитарной очистки, для зимней очистки, для летней очистки, круглогодичного использования для уборки городов и т.д.
Приложением № 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза № 877 от 09.12.2011, установлены дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам, в число которых входит и п.1.13 Требования к транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог.
Поэтому транспортные средства, используемые для коммунального хозяйства и содержания дорог, должны относиться к специализированным транспортным средствам согласно ГОСТ 31544-2012 «Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог».
Вышеуказанный стандарт распространяется на специализированные автотранспортные средства для городского коммунального хозяйства и содержания дорог, в состав которых входят: машины для санитарной очистки городов, для зимней очистки городов, летней очистки городов, машины круглогодичного использования для уборки городов, машины коммунального разного значения, снегоочистители. Стандарт устанавливает специальные требования безопасности, обусловленные особенностями технологического оборудования машин.
На основании изложенного, вышеуказанное транспортное средство автобус ПАЗ-320530 нельзя отнести к категории специализированных или специальных транспортных средств, используемых в коммунальном хозяйстве и для содержания дорог, поэтому оснащение транспортного средства тахографом в данном случае является обязательным.
Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-Ф3 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, поэтому понятие перевозки пассажиров, используемое в данном Федеральном законе, относится только к данным отношениям.
Согласно Правилам дорожного движения РФ «пассажир» – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Из материалов дела следует и не оспаривается защитником МУП <данные изъяты> что в своей производственной деятельности МУП <данные изъяты> использует вышеуказанный автобус для перевозки работников предприятия, то есть пассажиров.
Согласно ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложены обязанности по организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдению установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 года № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», к контрольным устройствам регистрации режима движения, труда и отдыха водителей транспортных средств, которыми подлежат оснащению транспортные средства названных категорий, относятся тахографы.
Таким образом, с учетом указанных положений закона, предписание начальника ОГИБДД МОМВД России «Касимовский» об оснащении указанного автобуса тахографом является правомерным.
Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне. Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Мировой судья пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что в действиях МУП <данные изъяты> имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Наказание МУП <данные изъяты> назначено в пределах санкции данной статьи в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ.
Постановление по делу вынесено мировым судьей, к подсудности которого отнесено данное дело, в установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм КоАП РФ, в том числе требований о всестороннем и полном исследовании всех обстоятельств дела, при рассмотрении дела мировым судьей не допущено. Принцип презумпции невиновности соблюден.
С учетом изложенного, суд считает вынесенное мировым судьей постановление в отношении МУП «Водоканал» законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 28 судебного района Касимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП <данные изъяты> привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника МУП <данные изъяты> Вилкова А.С. – без удовлетворения.
Судья