ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/17 от 04.12.2017 Лермонтовского городского суда (Ставропольский край)

№ 12-47/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2017 г. г. Лермонтов

Судья Лермонтовского городского суда Ставропольского края Федотова Т.М.

при секретаре Ряполовой С.Н.,

с участием: защитника юридического лица ОАО «ГМЗ», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенности Суриной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «ГМЗ» на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

14.11.2017 Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о назначении административного наказания № 17-Э/АР/1-146/12, которое получено заявителем 20.11.2017 г. Указанным постановлением Открытое акционерное общество «Гидрометаллургический завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и назначено административное наказание в виде административного штрафа 100 000 рублей.

Также, на основании ст. 29.13 КоАП РФ 14.11.2017 Департаментом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 17-Э/АР/1-146/13 и принять меры по устранению выявленных нарушений в течение месяца.

Не согласившись с постановлением ОАО «ГМЗ обратилось в суд с жалобой, в которой указал.

Департамент, осуществляя полномочия, предусмотренные Постановлением Правительства № 1417 от 24.12.2015 г., считает, что обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившееся в том, что ОАО «ГМЗ» не предоставило Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, а также отчетности о выполнении нормативов утилизации.

Согласно п.2 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

- Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

- Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств утвержден распоряжением Правительства РФ № 1886-р от 24.09.2015.

Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены Распоряжением Правительства РФ №2491-р от 04.12.2015.

Порядок декларирования установлен «Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1417 от 24.12.2015, в декларацию включается готовый товар, включая упаковку, подлежащие утилизации в соответствии Перечнем №1886-р.

Считают, что в действиях ОАО «ГМЗ» отсутствует событие административного правонарушения, связанное с непредставлением Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, так как в 2016 году ОАО «ГМЗ» выпускал товар и использовал упаковку, которые не подлежат утилизации: минеральные удобрения не входят в Перечень №1886-р.; упаковочные мешки (код товара 13.92.21.110), утилизационный сбор в соответствии с Распоряжением №2491-р равен «О».

Просит суд отменить постановление Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу о назначении административного наказания № 17-Э/АР/1-146/12 от 14.11.2017 и представление Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 17-Э/АР/1-146/13 от 14.11.2017 и производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник юридического лица ОАО «ГМЗ» по доверенности Сурина Л.Н. полностью поддержала жалобу ОАО «ГМЗ» и пояснила, что ОАО «ГМЗ» в производстве использует мешки для упаковки готовых изделий с кодом товаров 13.92.21.110 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014(КПЕС 2008). Постановлением правительства от 24.09.2015 г. № 1886-р утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Также распоряжением правительства РФ от 04.12.2015 г. утверждены нормативы утилизации отходов от использования товаров, и согласно данных нормативов норматив в 2015, 2016, 2017 годах установлен в 0. Поскольку используемые ОАО «ГМЗ» упаковочные материалы имеют нулевой коэффициент, декларация не подается. Также согласно положению о декларировании декларация подается до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, а проверка полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 3 месяцев со дня приема декларации. В случае непредоставления декларации в установленные положением сроки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет производителю товаров требование о необходимости предоставления декларации. В связи с отсутствием товаров – тары, подлежащей утилизации, ОАО «ГМЗ» декларацию не предоставлял, а Департамент Росприроднадзора никакого требования о предоставлении декларации не направлял, в то же время датой совершения административного правонарушения в постановлении указано 5 сентября 2017 года. Считает, что само событие правонарушения отсутствует и просит суд постановление отменить и производство по делу прекратить.

Представитель Департамента Росприроднадзора, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не сообщил суду о причинах неявки, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, не направил возражения относительно жалобы.

Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Департамента Росприроднадзора.

Выслушав защитника ОАО «ГМЗ» Сурину Л.Н. исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом, по смыслу ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, так как лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Как видно из постановления от 14.11.2017 г. датой совершении административного правонарушения установлено 5 сентября 2017 г., и в соответствии со служебной запиской отдела нормирования государственной экологической экспертизы и администрирования платежей Департамента Росприроднадзора установлено, что ОАО «ГМЗ» декларация о количестве выпущенных в обращение товаров на территории РФ за предыдущий календарный год, а также отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров не предоставляла.

Согласно объяснений первого заместителя генерального директора ФИО1 установлено, что ОАО «ГМЗ» выпускает минеральные удобрения, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением правительства РФ от 24.09.2015 г. № 1886-р. На предприятии осуществляется фасовка выпускаемых товаров в упаковку – мягкие специализированные контейнеры типа МКР, которая приобретается как готовый товар у производителей ЗАО ТК «ХИМПЭК» г. Москва и ООО ПКФ «Силуэт» г. Ярославль. В целях определения кода упаковки в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности были направлены запросы и установлено, что в адрес ОАО «ГМЗ» поставляется продукция с кодом ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 13.92.21.110., а продукция с данным кодом имеется в перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденных Распоряжением № 1886-р. Согласно п. 10 ст. 24.2 ФЗ № 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителя, импортеров товаров в этой упаковке. Нарушение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и установлена вина ОАО «ГМЗ» в совершении административного правонарушения.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Аналогичное толкование нормы ст. 8.2 КоАП РФ дается и Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 09.04.2015 № 308-АД14-4895 по делу № А32-13704/2013 и иных постановлениях.

Природоохранной нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 18 Закона, установлена обязанность производителя, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией Отчетность в уведомительном порядке.

Как следует из объяснений защитника Суриной Л.Н. ОАО «ГМЗ» декларацию об утилизации упаковочного материала с кодом 13.92.21.110 в Департамент Росприроднадзор не направлял, поскольку данный вид товара имеет нулевой норматив утилизации отходов от использования товаров.

В силу положений ч. 4 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров.

Пунктом 9 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ определено, что обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

Согласно п. 13 Правил представления отчетности контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, и ее соответствия форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности, а п.17 вышеуказанных Правил установлено, что в случае непредоставления декларации в установленные сроки, контролирующий орган направляет производителю требование о необходимости предоставления декларации.

Как установлено судом Департамент Росприроднадзора требования о предоставлении декларации ОАО «ГМЗ» не направлял.

Установленная в постановлении о назначении административного наказания дата совершения административного правонарушения именно 05 сентября 2017 года не соответствует вышеуказанным Правилам и не может быть принята как дата совершения административного правонарушения.

Таким образом, суд считает, что выводы, сделанные в постановлении № 17-Э/АР/1-146/12 от 14 ноября 2017 о том, что ОАО «ГМЗ» допущено правонарушение - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, не подтверждаются материалами дела, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения.

Отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах постановление в отношении ОАО «Гидрометалургический завод» подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.10 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу юридического лица ОАО «ГМЗ» на постановление по делу об административном правонарушении – удовлетворить.

Постановление главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 14 ноября 2017 г. № 17-Э/АР/1-146/12, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО «Гидрометалургический завод» - отменить, производство по административному делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения суда в Ставропольский краевой суд

Судья Т.М. Федотова