ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/17 от 29.11.2017 Нестеровского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Нестеровского районного суда Калининградской области Белехова В.А.,

при секретаре Панаховой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 ноября 2017 года жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения Замковская средняя общеобразовательная школа на постановление государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21 сентября 2017 года, в соответствии с которым муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Замковская средняя общеобразовательная школа признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Вышеуказанным постановлением муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Замковская средняя общеобразовательная школа было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление было получено МАОУ Замковская СОШ 21 сентября 2017 года, в суд жалоба была подана 09 октября 2017 года вместе с заявлением о восстановлении срока на подачу жалобы. Определением Нестеровского районного суда Калининградской области от 29 ноября 2017 года процессуальный срок для обжалования постановления был восстановлен.

Не согласившись с данным постановлением, МАОУ Замковская СОШ обратилось в суд с жалобой, в которой просят его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях юридического лица состава данного административного правонарушения. В обоснование заявленных требований сослались на то, что МАОУ Замковская СОШ осуществляет исключительно образовательную деятельность. При наличии на балансе МАОУ Замковская СОШ школьных автобусов учреждение не оказывает возмездную деятельность по перевозке пассажиров и багажа, в связи с чем на них не распространяются требования ч.ч. 1, 4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», поскольку такие требования обязательны лишь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств, в целях оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

В судебном заседании законный представитель МАОУ Замковская СОШ Нестеровского района ФИО1 жалобу поддержала в полном объёме, изложив в её обоснование аналогичные доводы. Указала, что доказательств, бесспорно свидетельствующих о совершении образовательным учреждением данного правонарушения, не представлено, школа не может являться субъектом вмененного правонарушения. В штатном расписании школы отсутствует должность диспетчера, контролёра технического состояния автотранспортных средств, а обязанности лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, возложены на заведующего хозяйством ФИО4, который имеет высшее образование, получил соответствующее удостоверение о прохождении аттестации, а также удостоверение о повышении квалификации.

Представитель Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В суд от них поступили возражения, в которых они указали, что с доводами жалобы не согласны, поскольку считают принятое постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности законным и обоснованным. При этом сослались на то, что поскольку школа осуществляет перевозку детей на имеющихся на балансе школы автобусах, она обязана выполнять требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в том числе и все требования, изложенные в п.п.1, 4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Изучив материалы дела, выслушав законного представителя юридического лица ФИО1, свидетеля ФИО4, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в отношении МАОУ Замковская СОШ руководителем Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта23 августа 2017 года было вынесено распоряжение № 2-2/645 о проведении плановой выездной проверки по выявлению и пресечению нарушений нормативных правовых, нормативных технических актов, стандартов и норм, регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса, с 11 сентября 2017 года сроком не более 20 рабочих дней.

По результатам проверки 21 сентября 2017 года государственным инспектором Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора ФИО5 был составлен акт № 2-2/692, а также в этот же день был составлен протокол об административном правонарушении в отношении МАОУ Замковская СОШ по части 1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по данной статье.

Из оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что юридическое лицо - МАОУ Замковская СОШ совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что в ходе проверки было выявлено:

несоответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям. Специалист, ответственный за БДД, имеет высшее образование по специальности, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и при этом отсутствует диплом о дополнительном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;

нарушение положения об аттестации исполнительных руководителей и специалистов. Отсутствует аттестационное удостоверение у работника, подлежащего аттестации (согласно утвержденному перечню должностей). Отсутствует аттестация у работника, заполнявшего в качестве диспетчера путевые листы.

В судебном заседании было установлено, что на балансе МАОУ Замковская СОШ имеется четыре школьных автобуса, которые осуществляют подвоз школьников из поселков.

В штатном расписании имеется 4,4 ставки должности водителей, 1,55 ставки должности сопровождающего при перевозке детей на автомобильном транспорте, 0,2 ставки ответственного за безопасность движения школьных автобусов, 0,45 ставки ответственного за выпуск на линию школьных автобусов. Должности диспетчера, контролера технического состояния автотранспортных средств в штатном расписании нет.

Материалами дела подтверждается, что лицом, ответственным за безопасность дорожного движения в школе, является заведующий хозяйством ФИО6, эти обязанности возложены на него соответствующим приказом, он имеет высшее образование, а также соответствующее удостоверение о прохождении аттестации и о повышении квалификации.

Из Устава МАОУ Замковская СОШ следует, что предметом деятельности учреждения является оказание услуг в сфере образования, оказание транспортных услуг третьим лицам в качестве одного из видов своей деятельности Уставом не предусмотрено.

МАОУ Замковская СОШ, являясь сельской школой, эксплуатирует школьные автобусы в своей деятельности для собственных нужд (для перевозки школьников), не осуществляет на основании договоров перевозки коммерческую деятельность по возмездной перевозке пассажиров, не получает прибыль от эксплуатации транспортных средств.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются требования законодательства об обеспечении безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Объективную сторону данного правонарушения образует нарушение указанных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с нормами транспортного законодательства перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п.13 ст. 2 ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

С учетом вышеизложенного, субъектом данного административного правонарушения является перевозчик - лицо, осуществляющее перевозки пассажиров, багажа, грузов.

Административным органом не доказано, что учреждение является организацией, оказывающей на возмездной основе услуги по перевозке пассажиров и грузов.

Таким образом, сам по себе факт эксплуатации школой транспортных средств не свидетельствует о деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом. Перевозка школьников не подпадает в этом случае под договор перевозки. Непосредственная деятельность учреждения не связана с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом, а сам факт эксплуатации школой транспортных средств об этом не свидетельствует.

Следовательно, МАОУ Замковская СОШ не является субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, не являясь перевозчиком, в учреждении в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в штате имеется должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшее в установленном порядке аттестацию курсы повышения квалификации на право занимать соответствующую должность.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях МАОУ Замковская СОШ отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе и об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 439 от 21 сентября 2017 года о привлечении юридического лица МАОУ Замковская средняя общеобразовательная школа к административной ответственности по ч.1 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Нестеровский районный суд в течение 10 суток после его изготовления в окончательном виде со дня вручения или получения копии решения.

В окончательном виде решение изготовлено 29 ноября 2017 года.

Судья В.А. Белехова