Дело № 12-47/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
25 декабря 2018 года п.Советский Республика Марий Эл
Судья Советского районного суда Республики Марий Эл Шемуранов И.Н., при секретаре судебного заседания Казанцевой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Птицефабрика Акашевская» на постановление <данные изъяты> государственного инспектора Марийского Территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Птицефабрика Акашевская» нарушило требование пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97г «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно в установленный срок не выполнило предписание Приволжского управления Ростехнадзора № <данные изъяты>
Постановлением <данные изъяты> государственного инспектора Марийского Территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 <данные изъяты>. ООО «Птицефабрика Акашевская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
ООО «Птицефабрика Акашевская» обратилось с жалобой, указывая, что назначенное ООО наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и является чрезмерным. ООО является сельскохозяйственным предприятием, в настоящее время находится в затруднительном материальном положении, взыскание штрафа в размере <данные изъяты> рублей приведет к дальнейшему ухудшению финансового положения, затруднению в исполнении своих обязательств перед контрагентами, выполнении производственной программы предприятия, в том числе и по импортозамещению, выплате заработной платы работникам (более <данные изъяты> человек), значительно затруднит уплату налогов и других обязательных платежей, что, в свою очередь, приведет к ухудшению социальной обстановки. Факт совершенного правонарушения ООО не оспаривает. Просит отменить вышеуказанное постановление и назначить административное наказание в виде штрафа ниже низшего предела.
Представитель ООО «Птицефабрика Акашевская» ФИО2 <данные изъяты>. в судебном заседании факты нарушений признал, пояснил, что большая часть нарушений в настоящее время устранена, остались не исполненными пункты, требующие значительных финансовых вложений. Просил снизить размер штрафа в связи со сложным финансовым положением общества, а также с учетом того, что данное правонарушение общество совершило впервые.
Представитель Марийского Территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, обратился к суду с заявлением, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В своем отзыве указали, что характер, значительное количество и длительное не устранение допущенных нарушений в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов свидетельствуют об отсутствии оснований для снижения административного штрафа. Указали, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическим лицом обжалуется в Арбитражный суд. Просит оставить постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Выслушав объяснения участника судебного заседания, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97г «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с п.5 ст.2 вышеуказанного закона руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.3 вышеуказанного закона требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с п.1 ст.9 вышеуказанного закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
В соответствии с п.1 ст.11 вышеуказанного закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 4.05.11г № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
В соответствии с ч.6.1 ст.22 указанного закона действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.
В соответствии с п/п.и, к, у п.5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II И III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.13г № 492, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются: осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; наличие и функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, - в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта.
В соответствии с Правилами безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.3г № 560 технологические процессы на объектах осуществляются в соответствии с технологическими регламентами и схемами, утвержденными в организации, эксплуатирующей объекты, правилами организации и ведения технологических процессов и настоящими Правилами (п.8). В целях обеспечения безопасности производственных процессов на объектах организации разрабатываются (составляются): технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта; технологические регламенты и схемы; паспорта на аспирационные и пневмотранспортные установки; паспорта на взрыворазрядные устройства (п.9). Технологический регламент разрабатывается на основании проектной документации и является основным техническим документом, определяющим безопасные условия эксплуатации производства и регламентированный технологический режим процесса; содержит описание технологического процесса производства, контроль и управление технологическим процессом, технологические схемы производства (графическая часть). В технологической схеме производства должны быть графически отражены: технологическое, аспирационное, транспортное оборудование с указанием моделей и их основных характеристик; движение сырья, готовой продукции; средства взрывопредупреждения, взрывозащиты и другие технические средства, обеспечивающие блокировку, контроль и противоаварийную защиту (п.10).Организация работ по поддержанию надежного и безопасного уровня эксплуатации и ремонта оборудования, средств ДАУ, блокировки, контроля и противоаварийной защиты, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи, энергообеспечения, а также зданий и сооружений; распределение обязанностей и границ ответственности между техническими службами (технологической, механической, энергетической, контрольно-измерительных приборов и автоматики, производственно-технической) за обеспечение требований промышленной безопасности, а также перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации определяются внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объекты организации, устанавливающими безопасное проведение работ на объектах (п.16). Взрывопредупреждение предусматривает: исключение возможности возникновения источников зажигания (источников инициирования взрыва) в оборудовании и помещениях объектов применением магнитной защиты, реле контроля скорости (далее - РКС), датчиков подпора, датчиков обрыва цепи, устройств контроля сбегания ленты, концевых выключателей, блокировок, автоблокировок и других технических средств, выполняющих аналогичные функции и (или) обеспечивающих блокировку, контроль и противоаварийную защиту; установку производственной и аварийной сигнализации; обеспечение заземления и зануления, применение средств защиты от статического электричества; регламентацию огневых работ; применение ДАУ производственными процессами; организацию планово-предупредительного ремонта; исключение условий образования взрывоопасной среды в производственных помещениях применением герметичного оборудования, рабочей вентиляции и аспирации, технических средств пылеподавления, контролем за отложениями пыли (обеспечение пылевого режима); уменьшение пылеобразования в технологическом оборудовании, силосах и бункерах; соблюдение технологии и требований безопасности при сушке; регламентирование условий хранения и соблюдение схемы размещения и правил хранения зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию; исключение возможности образования конденсата водяных паров на внутренних поверхностях стен, перекрытий (кровли) силосных емкостей; применение средств автоматизированного дистанционного контроля температуры зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, обеспечивающих обнаружение очага самосогревания на ранних стадиях; применение средств газового анализа (контроля); обеззараживание зерна (п.31). Взрывозащита предусматривает: соответствующие объемно-планировочные решения, компоновку и применение оборудования, предотвращающего распространение пламени и продуктов сгорания по технологическим линиям (шлюзовые затворы, питатели, дозаторы, винтовые конвейеры, порционные весы и другие технические устройства, выполняющие огнепреграждающие функции); применение систем локализации взрыва в оборудовании (с использованием быстродействующих устройств, противопожарных и обратных клапанов, огнепреградителей, средств подачи в оборудование и (или) продуктопроводы инертных газов, флегматизирующих добавок или других технических средств, предотвращающих образование взрывоопасных пылевоздушных смесей или возможность их взрыва при наличии источника инициирования); защиту оборудования и производственных помещений от разрушения при взрыве применением взрыворазрядителей и легкосбрасываемых конструкций, а также использованием оборудования, рассчитанного на давление взрыва; ограничение возможности распространения взрыва в соседние помещения и на лестничные клетки применением тамбур-шлюзов; устройство путей эвакуации и вынос бытовых помещений из производственных зданий (п.32). На каждом объекте для всех производственных зданий, сооружений и оборудования, которые подлежат взрывопредупреждению и взрывозащите, разрабатывается технический паспорт взрывобезопасности, который является основным документом, отражающим фактические данные о наличии и техническом состоянии средств взрывопредупреждения и взрывозащиты производственных зданий, сооружений и оборудования объектов (показатели, характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объекта) (п.39). азработка технического паспорта взрывобезопасности объекта осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, регулирующих порядок разработки (составления) технического паспорта взрывобезопасности объекта. На приемах сырья с автомобильного, водного и железнодорожного транспорта должна быть предусмотрена эффективная магнитная защита. Критерием эффективности магнитной защиты является полное извлечение металломагнитных примесей, способных инициировать искру (п.58). Перед паровой сушилкой должен быть установлен редукционный клапан с манометром для поддержания заданного давления во избежание разрыва трубок калориферов (п.355). Аспирационные и пневмотранспортные установки по назначению, устройству, техническим характеристикам, исполнению, обслуживанию и условиям эксплуатации должны соответствовать требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящих Правил (п.538). Порядок эксплуатации, обслуживания, ремонта, наладки и проведения инструментальной проверки на эффективность работы аспирационных и пневмотранспортных установок должен быть определен инструкциями по эксплуатации и соответствовать требованиям законодательства о техническом регулировании (п.542).
Согласно постановлению <данные изъяты> государственного инспектора Марийского Территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 <данные изъяты>. ООО «Птицефабрика Акашевская» нарушило требование пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97г «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно не выполнило предписание Приволжского управления Ростехнадзора № <данные изъяты>
В судебном заседании установлено, что податель жалобы нарушил требование пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97г «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно в установленный срок не выполнил предписание Приволжского управления Ростехнадзора <данные изъяты>
Вина подателя жалобы в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, подтверждается вышеуказанными доказательствами.
Своими действиями ООО «Птицефабрика Акашевская» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, – невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Указанные в отзыве доводы о том, что настоящая жалоба должна быть рассмотрена Арбитражным судом суд находит несостоятельными, так как административное правонарушение, предусмотренное ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, является административным правонарушением против порядка управления, и не связано с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вместе с тем, суд считает, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014г № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум 100 000 рублей, минимальный размер административного штрафа, назначаемого судом после провозглашения названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, может быть снижен судом ниже низшего предела на основе требований Конституции Российской Федерации, в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.
Согласно ст. 4.1 п. 3.2 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.
Согласно п.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Учитывая имущественное и финансовое положение подателя жалобы ООО «Птицефабрика Акашевская», а также то, что данное правонарушение подателем жалобы совершено впервые, подателем жалобы принимаются меры по устранению указанных в предписании нарушений, оказано содействие административному органу в установлении обстоятельств дела (представление пояснений, явка представителя), ООО «Птицефабрика Акашевская» является градообразующим предприятием, в его деятельности занята значительная часть трудоспособного населения поселка, суд признает данные обстоятельства исключительными и, учитывая, что административный штраф в пределах санкции является для подателя жалобы весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения, считает необходимым вышеуказанное постановление о назначении ООО «Птицефабрика Акашевская» по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей изменить, снизив размер наложенного на ООО «Птицефабрика Акашевская» административного штрафа до <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление <данные изъяты> государственного инспектора Марийского Территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 <данные изъяты>. о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Акашевская» по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей изменить, снизив размер административного штрафа до <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.Н. Шемуранов