Дело № 12-47/2019 г. РЕШЕНИЕ
14 мая 2019 года г. Петушки
Судья Петушинского районного суда Владимирской области С.В. Скрябнева, рассмотрев протест прокурора Петушинского района Владимирской области на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Петушки и Петушинского района от дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - исполняющего обязанности начальника * отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Устиновой Анны Сергеевны,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении исполняющего обязанности начальника Петушинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Устиновой А.С. прокуратурой Петушинского района Владимирской области дата вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностным лицом органа местного самоуправления.
В постановлении указано, что прокуратурой Петушинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в деятельности исполняющего обязанности начальника Петушинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Устиновой А.С.
В ходе проведенной проверки установлено, что дата в адрес Петушинского отдела Управления Росреестра по Владимирской области поступило обращение *., в котором заявитель просил проверить законность отчуждения земельного участка с кадастровым номером: № который ранее находился в государственной собственности, а также законность продажи данного земельного участка физическому лицу.
В ответе Петушинского отдела Управления Росреестра по Владимирской области от дата указано, что в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Петушинским отделом Управления Росреестра по Владимирской области указано в ответе на отсутствие полномочий по принятию решений о законности (незаконности) действий по государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, признании недействительными проведенный государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Указывают, что в нарушение ст. 71 Земельного кодекса РФ, Положения о государственном земельном надзоре, Федерального закона № 59-ФЗ от дата «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение * по существу не рассмотрено, проверка доводов заявителя не осуществлена.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Петушки и Петушинского района производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - исполняющего обязанности начальника Петушинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области Устиновой Анны Сергеевны прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Прокурор Петушинского района Владимирской области обратился в Петушинский районный суд с протестом на вышеуказанное постановление, в котором просит постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Петушки и Петушинского района от дата отменить, принять новое решение по делу, которым привлечь должностное лицо - исполняющего обязанности начальника Петушинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области ФИО1 к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ.
Представитель Прокуратуры Петушинского района *. в судебном заседании поддержал доводы протеста.
И.о. начальника Петушинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области ФИО1 в судебном заседании пояснила, что в направленном в установленные сроки заявителю письме от дата№ содержался полный ответ по существу поставленного в ее обращении вопроса с учетом полномочий органа государственного земельного надзора и при наличии в ЕГРН актуальных сведений о зарегистрированном праве на объект недвижимости, что свидетельствует о том, что положения Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан РФ» при рассмотрении обращения * полностью соблюдены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления влечет назначение административного наказания.
Из представленных материалов следует, что дата в прокуратуру Петушинского района Владимирской области поступило заявление от жителей адрес, от имени которых выступает представитель инициативной группы * в котором просят провести законность отчуждения собственности (государственной) земли на которой ранее находилось здание Леспромхоза, её продажу в собственность частному лицу и принять меры прокурорского реагирования.
дата заместителем прокурора Петушинского района в соответствии с ч.3 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ в Петушинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес направлено (поступило дата) для рассмотрения обращение * О результатах рассмотрения обращения и принятых мерах просят сообщить заявителю в установленный законом срок.
дата указанное заявление рассмотрено и заявителю *. дан ответ за исх. №. Согласно ответу, регистрация перехода права собственности на спорный земельный участок была осуществлена на основании документов, представленных в орган регистрации. Петушинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области не уполномочен на проведение прокурорского надзора, а также на принятие решений о признании законности (незаконности) действий по государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, признавать недействительными проведенный государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Прокуратура Петушинского района полагает, что должностным лицом ФИО1 нарушен установленный законом порядок рассмотрения обращения *., а именно не проведена проверка по факту обращения * обращение по существу не рассмотрено, проверка доводов заявителя не осуществлена.
Мировым судьей установлено, что направленное прокурором обращение *. в адрес Петушинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области зарегистрировано и рассмотрено уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции в течение 30 дней со дня регистрации, заявителю в указанный срок дан письменный ответ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Федеральный закон № 59-ФЗ не содержит критериев признания рассмотрения обращения не всесторонним и не объективным, то есть понятия всесторонности и объективности рассмотрения обращений, содержащиеся в пункте 1 части 1 статьи 10 Федерального закона 59-ФЗ, являются оценочными.
При этом, произвольное и расширительное толкование понятий всесторонности и объективности рассмотрения обращений, при решении вопроса об административной ответственности должностных лиц, недопустимо.
Таким образом, анализ содержания обращения и ответа на него за исх. № от дата позволяют прийти к выводу о соответствии ответа должностного лица требованиям статьи Федерального закона 59-ФЗ. Письменное обращение заявителя было рассмотрено в установленном законом порядке уполномоченным лицом, по существу поставленных в обращении вопросов принят мотивированный ответ.
Мировым судьей правильно сделан вывод, что содержание ответа и позиция, высказанная в нем, не являются квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае несогласия гражданина, либо прокурора, с ответом, указанные лица вправе обратиться за защитой прав в порядке административного или гражданского судопроизводства.
Соответственно факты несогласия с содержанием ответа, правовой позиции высказанной в нем, не могут служить основаниями наступления административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания постановления усматривается, что прокуратура района лишь констатировала факт выявленного нарушения, описав объективную сторону административного правонарушения. Вопрос о наличии вины ФИО1 вмененного ей административного правонарушения при возбуждении дела об административном правонарушении не исследовался. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении не указано, в чем конкретно состоит вина ФИО1 субъективная сторона вменяемого ей административного правонарушения не описана и не раскрыта.
Мировым судьей правильно установлено, что действия должностного лица при рассмотрении обращения *. не противоречат положениям Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Обращение не содержало сведений о нарушениях, которые в силу Подпункт 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 64 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора" являются основаниями для проведения внеплановой проверки, в связи с чем ФИО1 правомерно рассмотрела обращение гражданина без проведения такой проверки.
Гражданину дан мотивированный ответ, его содержание понятно, соответствует требованиям Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ.
Несогласие прокуратуры Петушинского района с содержанием ответа не свидетельствует о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.
Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки осуществляется при первоначальной государственной регистрации договоров купли-продажи земельных участков, а надзор за исполнением земельного законодательства традиционно является приоритетным направлением в прокурорской деятельности. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" прокурорам предписано сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о земле.
Целями прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства являются обеспечение верховенства закона и единства законности при предоставлении и изъятии земель, их использовании и охране, переводе из одной категории в другую, налогообложении, регистрации прав на землю, осуществлении государственного надзора за использованием и охраной земель; предупреждение новых правонарушений, уменьшение в конечном итоге количества правонарушений.
Вследствие вышеизложенного, мировой судья правильно сделал вывод, что отсутствуют данные, объективно свидетельствующие о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, следовательно, производство по данному делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, а также иных существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
По делу установлено, что обжалуемое постановление вынесено в порядке и в срок, предусмотренные законом.
Таким образом, поданный прокурором Петушинского района Владимирской области протест обоснованным не является, предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление от дата мирового судьи судебного участка № 1 г. Петушки и Петушинского района о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - исполняющего обязанности начальника Петушинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области ФИО1, оставить без изменения, а протест прокурора Петушинского района Владимирской области на это постановление - без удовлетворения.
Судья Петушинского районного суда С.В. Скрябнева