ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/19 от 15.03.2018 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-47/19

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург

улица Восстания, дом №38, зал № 11 **.**.****

Судья Дзержинского районного суда города Санкт-Петербурга Бражникова Лариса Николаевна без участия законного представителя юридического лица- Общества с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы» («ВВСС»), Якушева Владимира Михайловича, извещенного о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела и жалобы, ходатайства об отложении не представившего; с участием защитника Кирина Алексея Александровича, действующего в интересах ООО «ВВСС», на основании доверенности № 59 от 15 марта 2018 года, разъяснив защитнику права, предусмотренные ст.25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием представителя административного органа, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, - Бабаева Фахрада Рафаил оглы, действующего на основании доверенности, рассмотрев единолично жалобу от 20.08.2018 года, поступившую в суд в порядке ст.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитника юридичес кого лица - Общества с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы», - Кирина Алексея Александровича, на постановление № АД-13-091/2018 о назначении административного наказания от 06 августа 2018 года, по протоколу об административном правонарушении № АД-13-091/2018 от 23 июля 2018 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Алимшоевой Алисой Владимировной, по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы»: ИНН 7703590927; КПП 780401001; ОГРН 1067746535944; юридический адрес: 196140, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.41, лит.ЗИ; законный представитель юридического лица – генеральный директор Якушев Владимир Геннадьевич; ранее юридическое лицо административному наказанию не подвергалось,

установил:

юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Воздушные Ворота Северной Столицы», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Указанное административное правонарушение совершенно указанным юридическим лицом при следующих обстоятельствах.

23 июля 2018 года в 14 часов 00 минут (дата составления протокола № АД-13-091/2018), по адресу: 196140, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.41, лит.ЗИ, в результате осуществления деятельности ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» по обращению с отходами противооблединительной жидкости на основе этиленгликоля (код ФККО: 9 23 211 11 31 3), относящимся к III классу опасности, допущено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, установленных п.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11, ст.14, ст.18, ч.1 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, а именно:

- Паспорт на отход противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля, код ФККО: 9 23 211 11 31 3 не разработан. Копия паспорта, заверенного юридическим лицом, не направлена в Департамент, что является нарушением: п. 1-2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89~ФЗ, п. 3, п. 4, п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712.

- Норматив образования и лимит на размещение на отход противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля, код ФККО: 9 23 21 1 1 1 31 3 III класса опасности не установлен, что является нарушением ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, Приказ МПР РФ от 25.02.2010г. №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

- Учет образующегося отхода противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля, код ФККО: 9 23 211 11 31 3 не ведется. Сведения об образовании данного отхода и о дальнейшем обращении с ним не отражены в данных по годовой форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год, что является нарушением ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, Приказа Росстата от 10.08.2017 N 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

- ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» осуществляет обращение с отходом противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля, код ФККО: 9 23 211 11 31 3 не безопасным для окружающей среды способом и допустило сброс отходов производства и потребления в водный объект, что является нарушением и. 1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) 13.04.2018 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы» (далее - ООО «ВВСС») Определением № АД-13-091/2018 возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ по факту несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно:

Для обеспечения деятельности аэропорта и безопасности полетов применяется система обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью (далее - ПОЖ), состоящей из этиленгликоля.

Исходя из конструктивных особенностей перронов, на которых производится обработка воздушных судов ПОЖ, с целью сбора избытка противообледенителыгых жидкостей после обработки, на перронах применяются специальные пылесосы. Собранная жидкость, не подлежащая повторному использованию, накапливается в подземных резервуарах.

При этом Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 28.11.2017) содержит в себе следующий вид отхода: 9 23 211 11 31 3 - отходы противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля. Данный отход относится к III классу опасности.

Следовательно, используемая ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» противообледенительная жидкость, собранная после ее использования и не подлежащая повторному использованию - является отходом.

Вместе с тем, согласно сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления (форма 2-ТП (отходы)), направленным ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» за 2017 год - отходы противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля (9 23 211 11 31 3) - не отображены. Паспорта отходов, обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности не разработаны. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не установлены.

На основании вышеизложенного, и для установления всех обстоятельств дела назначено проведение административного расследования.

В ходе расследования у ООО «ВВСС» и иных лиц истребованы сведения, необходимые для разрешения дела по существу.

По результатам рассмотрения представленных документов и сведений и в ходе административного расследования установлено следующее.

ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (далее - Общество) для обеспечения деятельности аэропорта и безопасности полетов применяется система обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью (ПОЖ).

Обществом используется два типа ПОЖ: жидкость противообледенительная «Octaflo Leod» (тип I) ТУ 2422-005-58016916-2014 и жидкость противообледенительная Мах Flight Sned (тип IV) ТУ 2422-004- 58016916-2014.

Таким образом, в ходе проведения расследования установлено, что ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» является субъектом крупного предпринимательства, в результате его хозяйственной деятельности образуется отход противооблединительная жидкость на основе этиленгликоля (код ФККО: 9 23 211 11 31 3), относящаяся к III классу опасности, а также ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» осуществляют обращение с отходами производства и потребления, в части накопления собственных отходов на территории аэропорта «Пулково».

Обществу с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

В жалобе защитник ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Кирин Алексей Александрович просит постановление Департамента Росприроднадзора по СЗФО от 06.08.2018 года № АД-13-091/2018 о назначении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» административного наказания отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

При рассмотрении жалобы судьей 15 января 2019 гола защитник Кирин, представив дополнительно ряд документов судье, обратив внимание судьи на отсутствие как события административного правонарушения, так и состава административного правонарушения, в силу отсутствия субъективной стороны, поддержав доводы жалобы в полном объеме.

Представитель административного органа Бабаев сообщил судье об отсутствии дополнений к представленным доказательствам.

Свидетель Алимшоева Алиса Владимировна, будучи предупреждена судьей об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, на основании ст.17.9 КРФоАП, подтвердила судье фактические обстоятельства, установленные в процессе проведения административного расследовании, изложенные в протоколе и постановлении.

Судья, исследовав доказательства, представленные в материалах административного дела, изучив доводы заявителя, выслушав доводы защитника, показания свидетеля, полагает жалобу на постановление по делу об административном правонарушении подлежащей оставлению без удовлетворения, за необоснованностью, учитывая следующие обстоятельства.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КРФоАП, выражается в противоправном действии или бездействии в части несоблюдения конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора либо иного документа являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований.

Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями, либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Диспозиция ст. 8.2 КРФоАП предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В силу требований ст. 19 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Порядок учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах утвержден Приказом Минприроды от 01.09.2011года № 721 (далее Порядок).

В соответствии с п. 7 Порядка, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 01 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Согласно п. 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Осуществление контроля и учета размещения отходов является средством предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в результате превышения предельно допустимого количества отходов, направляемых для размещения на конкретный объект размещения отходов.

Из представленных материалов следует, что согласно ТУ 2422-005-58016916-2014 жидкость противообледенительная «Octaflo Leod» (тип I), состоит из этиленгликоля (84,968%), деионизированной воды (7.24%) и комплексной присадки «Lуоd Ргеrniх» (7,8%), в состав которой входят ингибитор коррозии, поверхностно-активное вещество, краситель и другие компоненты, обеспечивающие совместимость с конструкционными материалами воздушных судов гражданской авиации.

В соответствии с главой 2 «ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» ТУ 2422- 005-58016916-2014 степень токсичности жидкости противообледенительной «Octaflo Leod» (тип I) определяется свойствами входящего в ее состав этиленгликоля. При попадании в организм человека через рог действует, главным образом, на нервную систему и почки, как сосудистый и противоплазматический яд.

Жидкость «Octaflo Leod» (концентрированная) относится к 3-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007. Водные растворы жидкости, начиная с 70/30, относятся в 4 классу опасности. Токсикологические характеристики жидкости приведены в Паспорте безопасности жидкости, издаваемом изготовителем жидкости.

Согласно пп. 3.5. 3.7, 3.8, 3.9 главы 3 «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ТУ 2422-005-58016916-2014:

- Пролитую на землю или технологическое оборудование жидкость убирают ветошью или засыпают песком, остатки смывают обильной струей воды. Пропитанная жидкостью ветошь (песок) собирается и утилизируется.

Отходы жидкости, образующиеся при обработке воздушных судов и представляющие собой смесь жидкости и снежно-ледяных отложений, следует собирать для последующей утилизации.

Хранение на предприятиях собранной жидкости для утилизации отходов должно осуществляться в специально выделенных для этой цели хранилищах (резервуары, емкости, тара).

Упаковка и транспортировка отходов осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми для упаковки и транспортировки промытленной жидкости.

Утилизация собранных отходов и пропитанной жидкостью ветоши должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации в аккредитованных организациях.

Согласно ТУ 2422-004-58016916-2014 жидкость противообледенительная «Max Flight Sneg» (тип IV), состоит из пропиленгликоля (45%), деионизированной воды (34%) и функциональных присадок (21%), обеспечивающих требуемые физико-химические и эксплуатационные свойства жидкости, а также совместимость жидкости с конструкционными материалами воздушных судов.

В соответствии с главой 2 «ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» ТУ 2422- 004-58016916-2014 2,1. жидкость противообледенительная «Max Flight Sneg» (тип IV) является малотоксичной жидкостью, так как не содержит опасных для здоровья компонентов и не является канцерогенной.

Жидкость «Max Flight Sneg» (тип IV) относиться к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.

Согласно пп. 3.5, 3.7, 3.8, 3.9 главы 3 «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ТУ 2422-004-58016916-2014 2.1:

Пролитую на землю или технологическое оборудование жидкость убирают ветошью или засыпают песком, остатки смывают обильной струей воды. Пропитанная жидкостью ветошь (песок) собирается и утилизируется.

Отходы жидкости, образующиеся при обработке воздушных судов и представляющие собой смесь жидкости и снежно-ледяных отложений, следует собирать для последующей утилизации.

Хранение на предприятиях собранной жидкости для утилизации отходов должно осуществляться в специально выделенных для этой цели хранилищах (резервуары, емкости, тара).

Упаковка и транспортировка отходов осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми для упаковки и транспортировки промышленной жидкости.

- Утилизация собранных отходов и пропитанной жидкостью ветоши должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации в аккредитованных организациях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «ВВСС» протокола об административном правонарушении № АД-13-091/2018 от 23 июля 2018 года, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № АД-13-091/2018 от 23 июля 2018 года; постановлением № АД-13-091/2018 о назначении административного наказания от 06 августа 2018 года; договором № ПДГ-29230 от 26 августа 2018 года на оказание услуг, заключенным между ООО «ВВСС» и ООО «ПРОГРЕСС»; определением по делу № АД-13-091/2018 от 23 июля 2018 года; постановлением № 14-10/2018 года о назначении административного наказания от 13 апреля 2018 года, вынесенного в отношении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», по ч.4 ст.8.13 КРФоАП; руководством по работе с противооблединительной жидкостью «Octaflo Leod» (тип I) ТУ 2422-005-58016916-2014 SAE AMS 1424/1, ISO 11075; определением № АД-13-091/2018 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 27 апреля 2018 года; техническими условиями ТУ 2422-004- 58016916-2014 жидкость противооблединительная Мах Flight Sned (тип IV); экспертным заключением по результатам лабораторно- инструментальных исследований от 03.08.2016 года; экспертным заключением по результатам лабораторно- инструментальных исследований от 05.05.2016 года; определением о возбуждении дела № АД-13-091/2018 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 13 апреля 2018 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверяя правомерность привлечения юридического лица к административной ответственности, судья полагает, что допущенное юридическим лицом нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина юридического лица подтверждена исследованными судьей доказательствами. Требования ст. 28.2, ст.29.4,ст.29.7, ст.29.9,ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.

Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 КРФоАП, изложенные в нем выводы обоснованы и подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Доводы, изложенные в жалобе и имеющие правовое значение для дела, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, что нашло надлежащее отражение в обжалуемом постановлении. Оснований не согласиться с оценкой изложенных обстоятельств, не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и субъективное толкование законодательства об охране окружающей среды не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и предусмотренные КРФоАП процессуальные требования.

Таким образом судья полагает, что обстоятельства, предусмотренные ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены надлежащим образом, в связи с чем, наличия оснований для отмены либо изменения постановления и удовлетворения жалобы не имеется.

Наказание юридическому лицу назначено в установленном законом порядке.

Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь ст.30.6 ; п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы»,- Кирина Алексея Александровича, от 20.08.2018 года на постановление № АД-13-091/2018 о назначении административного наказания от 06 августа 2018 года, по протоколу об административном правонарушении № АД-13-091/2018 от 23 июля 2018 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Алимшоевой Алисой Владимировной, о признании юридического лица – ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о наложении на юридическое лицо административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей, оставить без удовлетворения, а постановление - без изменения.

Копию решения направить юридическому лицу, защитнику, в Росприроднадзор по СЗФО.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток с момента его вынесения и путем направления жалобы через Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Л.Н.Бражникова