Дело №12-47/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
09 сентября 2020 года г. Колпашево Томской области
Судья Колпашевского городского суда Томской области Ольховская Е.В.,
рассмотрев в Колпашевском городском суде в <...> в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, первый заместитель главы Колпашевского района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, первый заместитель главы Колпашевского района ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указывая, что постановление вынесено с нарушением норм действующего законодательства, и производство по делу прекратить в виду отсутствия события административного правонарушения. Ему вменяется невыполнение требований Закона о контрактной системе, а именно, утвержденная документация об электронном аукционе не содержит требования о наличии свидетельства о регистрации средства массовой информации (форма периодического распространения - печатное издание), выданного участнику размещения заказа, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ одним из обязательных требований к участникам закупки является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. По смыслу этой нормы, требования к участникам закупки должны быть установлены нормативными актами. Под требованиями, указанными в п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ, в первую очередь понимается предусмотренная законом на основании п.1 ст.49 ГК РФ необходимость для осуществления того или иного вида работ и услуг наличия специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Виды деятельности, которые подлежат лицензированию, перечислены в ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно указанной норме подлежат лицензированию такие виды деятельности, как телевизионное вещание и радиовещание. Производство и выпуск средства массовой информации, размещение в периодическом печатном издании информации наличие лицензии не требуют. В соответствии с ч.6 ст.31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ. В силу абз. 9 ч.1 ст.2 и ч.1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее Закон о СМИ) для осуществления деятельности организации, учреждения, предприятия либо гражданина, объединения граждан, осуществляющих производство и выпуск средства массовой информации, необходима государственная регистрация средства массовой информации. Исключение составляют перечисленные в ст.12 Закона о СМИ случаи освобождения средств массовой информации от государственной регистрации. При подготовке вышеуказанной документации об электронном аукционе, заказчик исходил из необходимости соблюсти требования ч.3 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, согласно которой документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона № 44-ФЗ информацией, содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, частями 1.1,2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона № 44-ФЗ. При этом при организации указанной закупки, Заказчика интересовали услуги по изготовлению информационных материалов и их последующему размещению в периодическом печатном издании, а не деятельность редакции средства массовой информации, направленная непосредственно на производство и выпуск средства массовой информации. Исходя из понятия средства массовой информации приведенного в Законе о СМИ, это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Таким образом, само по себе средство массовой информации, зарегистрированное в реестре средств массовой информации не является ни юридическим, ни физическим лицом и соответственно не может являться участником закупки. Деятельность по оказанию услуг, являющихся объектом закупки, в силу норм Закона о СМИ, может осуществляться не только участником закупки, учредителем средства массовой информации, но и редакцией средства массовой информации (в случае ее регистрации в качестве юридического лица), третьим лицом, которому учредитель передал свои права и обязанности (ч. 4 ст.18 Закона о СМИ), издателем, лицом, исключительные авторские права на использование издания которому переданы, в том числе, на основании договора, предусмотренного статьями 17 и 22 Закона о СМИ. Таким образом, участник закупки не может являться средством массовой информации и соответственно не может быть зарегистрирован в качестве средства массовой информации или обладать свидетельством о регистрации средства массовой информации. Ст. 31 Закона № 44-ФЗ устанавливает требования исключительно к участникам закупки. Следовательно, установив в документации электронного аукциона требование о наличии свидетельства о регистрации средства массовой информации, выданного участнику размещения заказа, заказчик совершит действия по установлению требования, влекущего за собой ограничение количества участников закупки, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в области оказания услуг, являющихся объектом закупки, на основании договоров, предусмотренных статьями 17 и 22 Закона о СМИ. В статье 8 Закона о СМИ вообще не содержится упоминание о таком виде подтверждающего внесение соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации документа, как свидетельство о регистрации средства массовой информации. В соответствии с частями 9 -11 статьи 8 Закона о СМИ информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами. Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений. Вывод должностного лица о том, что документация об электронном аукционе не содержит требования о наличии свидетельства о регистрации средства массовой информации (форма периодического распространения - печатное издание), выданного участнику размещения заказа, что является нарушением п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ не соответствует вышеуказанным нормам законодательства. Кроме того, в соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем. П.1 ч.3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). Согласно техническому заданию, являющемуся приложением к документации об электронном аукционе, пункту 3.1.6. Контракта (являющемуся приложением к документации об электронном аукционе), установлены требования к оказанию услуг, в том числе тираж периодического печатного издания, в котором должна быть размещена информация и который не может быть менее 4000 экземпляров. Как следует из смысла статьи 12 Закона о СМИ, регистрация периодических печатных изданий требуется при тираже от одной тысячи экземпляров. Таким образом, подавая заявку на участие в электронном аукционе, выражая согласие на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона, участник закупки осознает, что принимает на себя обязательство обеспечить выполнение данных услуг, в частности, услуги по размещению информации в периодическом печатном издании, а также обеспечить порядок и условия выхода информационных печатных материалов в соответствии с Законом о СМИ (п. 4.6. Контракта). В случае невыполнения исполнителем принятых на себя обязательств, в соответствии с ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе его исполнения установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной и у заказчика нет объективных препятствий оперативно проверить участника закупки на наличие сведений о печатном издании в котором предполагается размещать информацию в реестре зарегистрированных средств массовой информации. При подготовке документации об электронном аукционе, с учетом предмета закупки, наряду с положениями Закона № 44-ФЗ, положения Закона о СМИ и учитывая необходимость не допустить включения в документацию условий и требований, которые привели или могли привести к необоснованному ограничению количества участников закупки и к ограничению конкуренции, охраняемой законодательством о контрактной системе, в документацию указанной закупки не было включено требование о наличие свидетельства о регистрации средства массовой информации, выданного участнику закупки. Таким образом, его вина во вменяемом административном правонарушении отсутствует.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, первый заместитель главы Колпашевского района ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился.
Ранее в судебном заседании защитники первого заместителя главы Колпашевского района ФИО1 - ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности № и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, доводы жалобы поддержали по основаниям, в ней изложенным.
Старший помощник Колпашевского городского прокурора ФИО5 в представленных пояснениях указал, что доводы о возможности оказания указанных в документации услуг любым лицом не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела. Согласно извещению об осуществлении закупки его предметом является место для рекламы в печатных газетах (указан код ОКПД 58.13.31.000). Данное место может быть предоставлено только зарегистрированным СМИ, поскольку заявлен тираж не менее 1 000 экземпляров. Начальная (максимальная) цена контракта сформирована путем запроса информации в печатных изданиях о стоимости предоставления одного квадратного сантиметра в газете для размещения информации. Таким образом, подтверждается вывод о закупке места в печатной газете, что подтверждается, в том числе техническим заданием, в котором объем оказываемых услуг указан в квадратных сантиметрах размещаемой информации в печатном издании, то есть закупается место в газете. В извещении о проведении электронного аукциона, техническом задании установлены требования к тиражу печатного издания не менее 1 000 экземпляров. Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем (статья 28 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Из указанного следует, что обеспечить исполнение технического задания в части тиража может только зарегистрированное СМИ. Проектом контракта определено, что исполнитель оказывает услуги лично. При этом он должен обеспечить тираж, публиковать предоставленные заказчиком материалы в соответствии с графиком выхода периодического печатного издания, выпускать внеплановые номера печатного издания, учитывать пожелания заказчика о размещении материалов на конкретной полосе газеты. Данные требования могут быть исполнены только зарегистрированным СМИ. Проектом контракта также предусмотрено, что порядок и условия выхода информационных печатных материалов определяется Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Приведенная совокупность обстоятельств свидетельствует о том, что в отсутствие регистрации СМИ лицо не может оказывать услуги, являющиеся предметом закупки.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что оно вынесено ДД.ММ.ГГГГ с участием ФИО1, направлено ФИО1 заказным письмом и получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. Жалоба подана в Колпашевский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах предусмотренного законом десятидневного срока для обжалования постановления по делу об административном правонарушении. При таких обстоятельствах жалоба по делу об административном правонарушении, поданная ФИО1 подлежит рассмотрению по существу.
Проверив административный материал в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в полном объеме, проверив доводы жалобы, будучи не связанным ее доводами, прихожу к следующему выводу.
Частью 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при утверждение конкурсной документации.
Требования о контрактной системе в сфере закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Распоряжением (приказом) №-к по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность первого заместителя <адрес>. Доверенностью № от ДД.ММ.ГГГГ на него возложены полномочия по утверждению конкурсной документации, документов об аукционе, документации о проведении запроса предложений, утверждение проекта контракта, подписание извещения о проведении запроса котировок и подписание муниципальных контрактов(договоров) на закупку товаров, работ или услуг, в том числе приложений к ним, в отношении закупок, заказчиком по которым выступает Администрация Колпашевского района.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем главы <адрес> ФИО1 утверждена документация о проведении электронного аукциона (извещение №), размещенная на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по оказанию услуг по изготовлению и размещению в периодическом печатном издании объявлений, статей и иной информации органов местного самоуправления муниципального образования «Колпашевский район» и органов Администрации Колпашевского района в 2020 году.
Согласно указанной документации заказчиком предъявлены требования к участникам закупки о наличии тиража периодического печатного издания должен составлять не менее 4 000 экземпляров (приложение № информации об аукционе), требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ не установлены (п.2.1, 2.3 инструкции участникам закупки), услуга, согласно техническому заданию (приложение №, № к муниципальному контракту) в оказании услуг по изготовлению и размещению в периодическом печатном издании объявлений, статей и иной информации органов местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» и органов <адрес> в 2020 году, объемом услуг – 36 842 кв.см.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
В соответствии с ст. 8, 12 Закона «О средствах массовой информации» редакция периодического печатного издания в случае выпуска периодических печатных изданий тиражом более одной тысячи экземпляров осуществляет свою деятельность после его регистрации.
В силу закрепленных выше положений закона заказчик должен установить требования к участникам закупки о наличии у них свидетельства о регистрации средства массовой информации.
Рассматривая доводы жалобы, руководствуясь положениями Закона N 44-ФЗ, учитывая правовой подход, изложенный в пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, суд не находит оснований для отмены вынесенного должностным лицом - заместителем руководителя – начальником отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ постановления о привлечении первого заместителя <адрес> ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Факт наличия состава правонарушения нашел свое подтверждение в действиях первого заместителя главы <адрес> ФИО1, утвердившего документацию о проведении электронного аукциона «Оказание услуг по изготовлению и размещению в периодическом печатном издании объявлений, статей и иной информации органов местного самоуправления муниципального образования «Колпашевский район» и органов Администрации Колпашевского района в 2020 году», которое содержит нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, доводы жалобы об отсутствии обязанности по указанию требования о наличие свидетельства о регистрации средства массовой информации, выданного участнику закупки, основан на неверном толковании закона.
Таким образом, первый заместитель главы <адрес> ФИО1 был правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства суд признает допустимыми и достоверными.
Административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона влекущих отмену постановления при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к административной ответственности первого заместителя главы Колпашевского района ФИО1 по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья: Е.В.Ольховская