ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/20 от 22.01.2020 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-47\2020

РЕШЕНИЕ

22 января 2020 года <...>

Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО «Полярные Промыслы» ФИО3 на постановление ПУ ФСБ России по западному арктическому району №2109/2458-19 от 22.11.2019 года о привлечении к административной ответственности ч. 1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району № 2109/2458-19 от 22.11.2019 юридическое лицо ООО «Полярные Промыслы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 460.000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Полярные промыслы» обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что ни одна из норм Правил уведомления не обязывает лиц информировать об изменениях срока осуществления деятельности, указанного в Уведомлении. Таким образом, в действиях ООО «Полярные промыслы» отсутствует объективная сторона вменяемого правонарушения, а значит отсутствует состав правонарушения.

Кроме того, сведений о том, что противоправное поведение ООО «Полярные промыслы» привело к наступлению последствий, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе к причинению вреда безопасности государства, в ходе производства по делу об административном правонарушении не получено, юридическое лицо ООО «Полярные промыслы» является субъектом малого предпринимательства, а значит имеется возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Кроме того, с учетом установленных по делу обстоятельств, наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 1 ст.18.1 КоАП РФ пределах, в размере 460 000 рублей, не отвечает целям административной ответственности и влечет убыточное ограничение прав юридического лица.

Учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, просит назначенное наказание в виде административного штрафа снизить до 100 000 рублей.

Законный представитель– ООО «Полярные промыслы» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Защитник Тененбаум В.А. в судебном заседании настаивала на доводах жалобы в полном объеме, по основаниям в ней изложенным. Дополнил, что ранее ООО «Полярные промыслы» к административной ответственности не привлекалось, юридическое лицо не имеет своей квоты, в пользовании находится одно маленькое судно, разрешение на добычу ВБР получено на камбалу и ерш, то есть на не квотируемые ВБР. Размер указанного штрафа является значительным и единовременная выплата существенно скажется на финансовом положении юридического лица.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав защитника, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 КоАП РФ.

Правила пересечения государственной границы Российской Федерации и порядок следования от пункта пропуска через Государственную границу РФ и обратно определены Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон «О Государственной границе РФ»).

Согласно пункта «б» части 2 статьи 5 Закона «О Государственной границе РФ» прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море по внешней границе территориального моря Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ») внешняя граница территориального моря является Государственной границей.

В соответствии со статьей 30 Закона «О Государственной границе РФ» пограничные органы охраняют государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через государственную границу, а также осуществляют пропуск через государственную границу и в этих целях они осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

Частью 5 статьи 9 Закона «О Государственной границе РФ» установлено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Особенности пересечения Государственной границы на море определены статьей 9.1 Закона «О Государственной границе РФ».

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 указанного Закона, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы):

а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;

б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе РФ» неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:

а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;

б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;

в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.

В силу части 4 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе РФ» неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Неоднократное пересечение Государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов.

Согласно части 5 статьи 9.1 Закона «О Государственной границе РФ» правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» утверждены правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее по тексту - Правила уведомления).

В соответствии с пунктом 1 Правил уведомления устанавливается порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море:

а) российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств;

б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации;

в) российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты с заходом в территориальные моря иностранных государств, в случаях, установленных абзацами четвертым и пятым подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. №341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море».

Из пункта 3 Правил уведомления следует, что российские суда, указанные в пункте 1 настоящих Правил (далее - суда), неоднократно пересекают государственную границу Российской Федерации на море в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.

Согласно пункта 4 Правил уведомления, уведомление для судов, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению N 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.

Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте.

В соответствии с пунктом 12 Правил уведомления повторное направление уведомления не требуется в случае изменения:

а) судовой роли или списка пассажиров;

б) времени выхода судна из порта;

в) плана перехода судна и (или) района осуществления деятельности;

г) планируемого маршрута следования судна в указанный в уведомлении район;

д) географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации.

Согласно пункта 13 Правил уведомления, об изменениях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, заявитель незамедлительно информирует пограничный орган, в который было направлено уведомление по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте.В случае изменения времени выхода судов, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 1 настоящих Правил, из порта, указанного в уведомлении, заявитель информирует об этом пограничный орган не позднее чем за час до времени, указанного в уведомлении. В силу пункта 15 Правил уведомления при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море. Из материалов дела следует, что 20 сентября 2019 года в адрес Управления от ООО «Полярные промыслы» было подано уведомление о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации российским судном <данные изъяты> имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - Уведомление), в период с 21 сентября по 28 сентября 2019 года. 21 сентября 2019 года судно <данные изъяты> принадлежащее на праве собственности ООО «Полярные промыслы» и находящееся в его пользовании, под управлением капитана судна ФИО1 вышло из порта Мурманск в целях осуществления промысловой деятельности в Баренцевом море. 30 сентября 2019 года в результате дистанционного контроля надводной обстановки с применением специализированной картографической системы комплекса информационной поддержки мониторинга Росрыболовства (СКС КИПМ) дежурной сменой координационного отдела Управления установлено, что в 03 час 32 мин мск, судно <данные изъяты> пересекло государственную границу Российской Федерации на вход в территориальное море Российской Федерации в координатах <данные изъяты> после окончания срока, заявленного в Уведомлении. При этом об изменениях срока осуществления деятельности, указанного в Уведомлении от 20 сентября 2019 года, ни капитан судна ФИО1 ни ООО «Полярные промыслы» незамедлительно Управление, в который было направлено Уведомление, по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте, не информировали. Из объяснений генерального директора ООО «Полярные промыслы» от 30.10.2019 следует, что подача Уведомления в адрес Управления осуществляется непосредственно ФИО2 в должностные обязанности капитана судна не входит обязанность подавать Уведомления, о содержании Уведомления от 20 сентября 2019 года и о сроках осуществления деятельности капитан судна ФИО1 был проинформирован ФИО2 судно задержалось на промысле в связи с погодными условиями и сложной промысловой обстановкой. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц (работников), которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление. Все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. ООО «Полярные промыслы», являясь работодателем капитана судна ФИО1 и судовладельцем судна <данные изъяты> обладая всеми организационно-распорядительными функциями и полномочиями по отношению к деятельности судна, обязано обеспечить соблюдение им законодательства в области защиты Государственной границы Российской Федерации, однако вопреки этому надлежащим образом данные требования не выполнило. Административное правонарушение в данном случае не было вызвано чрезвычайными, объективно неотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ООО «Полярные промыслы». В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не установлено наличие объективных причин невозможности принятия мер по предотвращению нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации. С учетом вышеизложенного, ООО «Полярные промыслы», при наличии возможности для соблюдения режима Государственной границы Российской Федерации, установленных частью 5 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», пунктом 3, 13 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 341, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, допустив пересечение государственной границы Российской Федерации посредством судна <данные изъяты> на вход в территориальное море Российской Федерации 30 сентября 2019 г. в 03 час 32 мин мск в координатах <данные изъяты> после окончания срока деятельности, заявленного в Уведомлении от 20 сентября 2019 года, незамедлительно не информировав Управление об изменениях срока осуществления деятельности. Событие и состав правонарушения подтверждаются представленными материалами дела. Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ. 14.11.2019 в отношении юридического лица – ООО «Полярные промыслы» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/2458-19 от 22.11.2019 юридическое лицо – ООО «Полярные промыслы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 460.000 рублей. Собранные по данному делу доказательства оценены должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и им дана надлежащая оценка. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено. Законный представитель Общества был надлежащим образом уведомлен о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении. Суд также не усматривает оснований для освобождения ООО ««Полярные промыслы» от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учётом характера допущенного нарушения, повлекшего пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля с нарушением установленного порядка уведомления о таком пересечении, что повлекло возникновение угрозы безопасности государства, оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не усматривается. Вместе с тем, постановление подлежит изменению в части размера назначенного наказания. Как установлено в судебном заседании ООО «Полярные промыслы» является субъектом малого и среднего предпринимательства, вину в совершении правонарушения признало. В силу ч. 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пределах, в размере 460.000 рублей, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 250.000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № 2109/2458-19 от 22.11.2019 о привлечении ООО «Полярные промыслы» к административной ответственности по ч. 1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере 460.000 рублей – изменить, снизить размер назначенного наказания с 460.000 рублей до 250.000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, в остальной части постановление – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья И.С. Макарова