ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/2014 от 03.04.2014 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

 РЕШЕНИЕ

 г. Знаменск 3 апреля 2014г.

     Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Грининой Н.А., при секретаре Мориц Е.В., а также с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности Нелюбина С.Е., его представителя Колодяжной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ликвидационной комиссии ОАО «Городской хлебозавод» г. Знаменска Нелюбина С.Е. на постановление № 4-137-14-ППР/0000231/1/4 от 12 февраля 2014г. Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Астраханской области Соляниченко О.С. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

 Установил:

     12 февраля 2014г. государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Астраханской области Соляниченко О.С. вынесла постановление о привлечении к административной ответственности председателя ликвидационной комиссии ОАО «Городской хлебозавод» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, на основании постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 28 января 2014г. прокурора ЗАТО г.Знаменска Иноземцева Д.Ю., в соответствии с которым Нелюбин С.Е., являясь председателем ликвидационной комиссии ОАО «Городской хлебозавод» совершил нарушение норм действующего трудового законодательства, выразившемся в невыплате 45 работникам, уволенным с ОАО «Городской хлебозавод» в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, полагающегося расчёта при увольнении в общей сумме 587 260 руб. По состоянию на 28 января 2014г. ОАО «Городской хлебозавод» имеет задолженность по выплате среднемесячного заработка за период с 9 декабря 2013г. по 9 января 2014г., которая не погашена по состоянию на 13 января 2014г. перед 39 работниками в сумме 297 328 руб. Установив в действиях председателя ликвидационной комиссии нарушения ст. 140,178, 22 ТК РФ, государственный инспектор труда признал Нелюбина С.Е. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и назначил ему административное наказание в виде штрафа в размере 4500 руб.

     Нелюбин С.Е., не согласившись с данным постановлением, подал жалобу, в которой указывает о том, что он не является работодателем по отношению к уволенным работникам ОАО «Городской хлебозавод», назначен приказом председателем ликвидационной комиссии по управлению делами указанной организации в период её ликвидации и не может нести ответственность по невыплате среднемесячного заработка уволенным работникам в связи с отсутствием денежных средств на расчётных счетах указанной организации. Вместе с тем как член ликвидационной комиссии, им выполняются все требования, перечисленные в ст. 63 ГК РФ, регулирующей порядок ликвидации юридического лица. Просит отменить указанное постановление о привлечении его к административной ответственности от 12 февраля 2014г. и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых оно было вынесено.

      В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности и его представитель поддержали доводы, изложенные в жалобе и просили их удовлетворить.

     Суд, выслушав стороны, приходит к следующему.

     Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

 В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

 Принимая во внимание, что Нелюбин С.Е., как председатель ликвидационной комиссии подписывал документы, принимал организационно-распорядительные решение в связи с ликвидацией организации осуществлял административно-хозяйственные функции по управлению делами ликвидируемого общества, то в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, он, как председатель ликвидационной комиссии, является должностным лицом.

 В соответствии с постановлением администрации МО ЗАТО Знаменск Астраханской области от 3 июля 2013г. № 1043 «О ликвидации ОАО «Городской хлебозавод» на основании ст. 21 Федерального закона № 208-ФЗ от 28 декабря 1995г. «Об акционерных обществах», п. 14 Устава ОАО «Городской хлебозавод», протокола № 6 заседания Совета директоров ОАО «Городской» хлебозавод от 2 июля 2013г. администрация ЗАТО Знаменск постановила: ликвидировать ОАО «Городской хлебозавод, назначить ликвидационную комиссию в составе: председатель комиссии – Нелюбин С.Е., заместитель главы администрации ЗАТО Знаменск; заместитель председателя – Крутских Н.П. директор ОАО «Городской хлебозавод»; секретарь – Барвенко М.П. экономист ОАО «Городской хлебозавод»; члены Власенко Е.В., Колодяжная И.В., Лопатина Ю.А.

 Статьёй 22 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрен порядок ликвидации общества, то есть, определены полномочия ликвидационной комиссии, согласно которым ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества;

 В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.

 По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.

 Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

 Выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

 После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.

 Порядок ликвидации общества строго регламентирован законом и определяет, по сути, порядок деятельности ликвидационной комиссии в пределах ее полномочий, установленных законом, и перечень необходимых действий комиссии. Круг полномочий ликвидационной комиссии и порядок удовлетворения требований кредиторов определен статьями 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 В рамках установленных полномочий и порядка их исполнения ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества (п.З ст.22 Федерального закона № 208 -ФЗ).

 Таким образом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) действует от имени юридического лица исключительно в пределах полномочий по управлению делами этого юридического лица.

 За руководителем (председателем) ликвидационной комиссии законом признается право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

 В сфере управления ликвидационной комиссией ОАО «Городской хлебозавод» были предприняты следующие действия.

 Осуществлена публикация сообщения о порядке и сроках предъявления требований кредиторов. На дату окончания приема требований кредиторов (21.10.2013 года) сложилась кредиторская задолженность ОАО «Городской хлебозавод» по выплате заработной платы и выходного пособия перед работниками в сумме более 500 тысяч рублей.

 В реализацию указанных требований закона комиссией на период вынесения обжалуемого постановления осуществлены следующие действия:

 20 ноября 2013г. произведены частичные выплаты задолженности работникам ОАО «Городской хлебозавод» на общую сумму 99 349, 19 рублей;

 по результатам проведенного 30 декабря 2013 года повторного аукциона по продаже имущества произведены частичные выплаты задолженности работникам ОАО «Городской хлебозавод» на общую сумму 35 317, 50 рублей;

 в настоящее время ведется работа по реализации имущества общества посредством объявленных повторных аукционов, дата проведения – 17 февраля 2014 года и 11 марта 2014г. (первые аукционы, объявленные в ноябре и декабре 2013г., признаны не состоявшимися). Сумма заявленного к реализации 17 февраля 2014г. имущества составляет 1 039 975 рублей. Сумма заявленного к реализации 11 марта 2014г. имущества составляет 2 040 000 рублей.Как следует из представленных Нелюбиным С.Е. документов в судебное заседание, требования ст. 22 Закона «Об акционерных обществах» ликвидационной комиссией выполнены: в «Вестнике государственной регистрации № 33 от 21 августа 2013г. опубликована информация о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Ликвидационной комиссией установлены кредиторы общества, которым направлены извещения о его ликвидации; в связи с недостаточностью средств для выплаты кредиторам, в том числе уволенным работникам общества, ликвидационная комиссия проводила аукционы, о чём помещалась информация в средствах массовой информации – по продаже здания 23 января 2014г. и 11 марта 2014г., которые не состоялись в связи с отсутствием заявок, 17 февраля 2014г. –по реализации имущества – не состоялся. Информация о проводимых торгах помещалась ликвидационной комиссией в средствах массовой информации, на сайте, что отражено в исследованных в судебном заседании документах. Ликвидационной комиссией составлен также промежуточный ликвидационный баланс. Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что ликвидационная комиссия в полном объёме выполняет обязанности, возложенные на неё в соответствии со ст. 22 Закона «Об акционерных обществах». Следовательно, в данном случае для решения вопроса о привлечении председателя ликвидационной комиссии Нелюбина С.Е. к административной ответственности необходимо было принять во внимание нормы, регламентирующие полномочия ликвидационной комиссии и порядок её работы в соответствии с Законом «Об акционерных обществах».

     В соответствии с п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

     Поскольку в судебном заседании установлено, что в действиях председателя ликвидационной комиссии Нелюбина С.Е. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, постановление государственного инспектора труда от 12 февраля 2014г. о привлечении его к административной ответственности подлежит отмене, а производство по данному административному делу – прекращению.

 Руководствуясь п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

 Решил:

     Апелляционную жалобу председателя ликвидационной комиссии ОАО «Городской хлебозавод» Нелюбина С.Е. на постановление государственного инспектора труда Соляниченко О.С. Государственной инспекции труда в Астраханской области от 12 февраля 2014г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, удовлетворить.

     Отменить постановление государственного инспектора труда Соляниченко О.С. Государственной инспекции труда в Астраханской области от 12 февраля 2014г. о привлечении к административной ответственности председателя ликвидационной комиссии ОАО «Городской хлебозавод» по ч. 1ст. 5.27 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

     Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ахтубинский районный суд в течение 10 дней.

 Судья___________