ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/2014 от 12.05.2014 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 г.Рязань 12 мая 2014 года

 Судья Железнодорожного районного суда г.Рязани Артюхин А.А.,

 с участием лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания – ФИО1,

 защитника Серегиной Л.С.,

 при секретаре Чепелевой К.О.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда дело по жалобе ФИО1, <данные изъяты>

 у с т а н о в и л:

 Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.11.1 КоАП РФ, и ей, как лицу, совершившей нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

 ФИО1 не согласившись с вынесенным постановлением, в установленный для обжалования срок, обратилась в Железнодорожный районный суд города Рязани с жалобой, в которой просит отменить данное постановление.

 В обоснование жалобы указала, что Ространснадзором не доказана её вина в совершении данного административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства её вины.

 Заявитель считает, что Ространснадзором не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.11.1. КоАП РФ, что в соответствии с ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, является основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

 Заявитель также указывает, что исчисление сроков давности привлечения её к административной ответственности определялся моментом совершения административного правонарушения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Однако она была привлечена к административной ответственности по истечении двух месяцев с момента совершения ею административного правонарушения, что является нарушением п.1 ст.4.5 КоАП РФ.

 Заявитель указывает, что в соответствии с п.2 ст.20 Федерального Закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» все участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность. В силу п.1 ст.16 указанного Федерального закона, владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны обеспечить их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

 На основании п.16 Правил Технической эксплуатации РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 года (далее ПТЭ) железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии. Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие.

 На основании п.1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 года №26 (далее - Правила № 26) на каждый железнодорожный путь необщего пользования составляется инструкция о порядке обслуживания о организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

 На основании п.1 Приложения 9 «Прием и отправление поездов» к Приложению №8 «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ к ПТЭ (далее ИДП) и п.1.7 Правил 26, порядок, установленный инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, является обязательным для работников всех подразделений владельца железнодорожных путей.

 Заявитель считает, что нарушения допущены только работниками ЗАО «РНПК», а именно: в нарушение п.41 Приложения №11 «Порядок организации маневровой работы на железнодорожных станциях к ИДП ЗАО «РНПК» не определен порядок ведения номерного учета тормозных башмаков. Не разработан подробный регламент выполнения операций по закреплению железнодорожного подвижного состава, с указанием конкретных работников, выполняющих и докладывающих о них; в нарушение п. 4 Приложения № 1 «Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства» к ПТЭ железнодорожные пути необщего пользования малой наливной эстакады №201, 202, 203, 209, 210, 211 специализированные для отстоя вагонов и имеющие уклон более 0,010 не оборудованы предохранительными устройствами для предупреждения самопроизвольного ухода вагонов и составов; в нарушение п.3 Приложения №20 «Порядок организации маневровой работы на железнодорожных станциях И ИДП ЗАО «РНПК» не разработан подробный регламент переговоров при выполнении маневровой работы и операций по закреплению железнодорожного подвижного состава.

 Заявитель приходит к выводу, что неисполнение ответственными работниками ЗАО «РНПК» требований Инструкции и ПТЭ, связанных с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при закреплении подвижного состава на путях необщего пользования повлекло самопроизвольный уход вагонов с пути.

 В судебном заседании ФИО1 и её защитник доводы жалобы поддержали, а также дополнили её следующим:

 В нарушение пункта 3 Приложения №20 «Порядок организации маневровой работы на железнодорожных станциях» Приложения № 8 к ПТЭ «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» не разработан подробный регламент переговоров при выполнении маневровой работы и операций по закреплению железнодорожного подвижного состава, с указанием конкретных работников, выполняющих и докладывающих об этих операциях. Отсутствие регламента переговоров и средств связи повлекло невозможность осуществление всех действий, предусмотренных инструкцией ЗАО «РНПК».

 В нарушение пункта 24 Приложения №6 ПТЭ (Организация движения поездов на железнодорожном транспорте) отсутствует распределение обязанностей по распоряжению маневрами в инструкции по обслуживанию и организации движения поездов на железнодорожном пути необщего пользования.

 В нарушение пункта 4 Приложения №1 ПТЭ (Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства) железнодорожные пути необщего пользования малой наливной эстакады №201, 202, 203, 209, 210, 211 специализированные для отстоя вагонов и имеющие уклон более 10%, не оборудованы предохранительными устройствами для предупреждения самопроизвольного ухода вагонов и составов.

 В нарушение пункта 7 Приложения №1 ПТЭ (Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства) отсутствуют масштабные планы железнодорожных путей подразделения владельца инфраструктуры и тех железнодорожных путей необщего пользования, где обращаются его локомотивы.

 В нарушение пункта 28 Приложения №1 ПТЭ (Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства) место примыкания железнодорожных путей необщего пользования к приемо-отправочным и другим станционным железнодорожным путям общего пользования не оборудовано устройствами для предотвращения самопроизвольного выхода подвижного состава на железнодорожную станцию.

 В нарушение пункта 29 Приложения №6 ПТЭ (Организация движения поездов на железнодорожном транспорте) в инструкции не указан порядок производства маневровой работы, обеспечивающий безопасность движения на путях, расположенных на уклонах, где создается опасность ухода железнодорожного подвижного состава.

 В нарушение пункта 12 Главы III «Светофоры на железнодорожном транспорте» Приложения №7 к ПТЭ «Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации» в инструкции по обслуживанию и организации движения поездов на железнодорожном пути необщего пользования отсутствует информация о наличии светофоров въездных (выездных).

 В нарушение пункта 1 Приложения №9 (Прием и отправление поездов) Приложения № 8 к ПТЭ «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» не установлен порядок использования технических средств в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, которыми регламентируется безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по железнодорожной станции, безопасность внутристанционной маневровой работы и соблюдение требований охраны труда.

 Порядок, установленный ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, является обязательным для работников всех подразделений владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования

 В нарушение пункта 2 Приложения №11 «Порядок организации маневровой работы на железнодорожных станциях» Приложения №8 к ПТЭ «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» не определен порядок работы двух локомотивов в одном маневровом районе, обеспечивающий безопасность движения поездов.

 В нарушение пункта 32 Приложения №11 «Порядок организации маневровой работы на железнодорожных станциях» Приложения №8 к ПТЭ «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» в инструкции не установлен порядок сообщения машинисту о закреплении.

 В нарушение пункта 12 Приложения №11 «Порядок организации маневровой работы на железнодорожных станциях» Приложения № 8 к ПТЭ «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» в инструкции не указан порядок передвижения вагонов механическими средствами (тяговыми тележками).

 В нарушение пункта 36 Приложения № 11 «Порядок организации маневровой работы на железнодорожных станциях» Приложения № 8 к ПТЭ «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации» в инструкции не указан перечень маневровых районов и железнодорожных путей, расположенных на уклонах, где при маневрах создается опасность ухода железнодорожного подвижного состава, а также дополнительные меры по обеспечению безопасности движения поездов, которые должны соблюдаться в этих районах при маневрах.

 Таким образом, заявитель и её защитник полагают, что несоответствие Инструкции ЗАО «РНПК» требованиям ПТЭ в части подачи, уборки и закрепления вагонов на путях необщего пользования ЗАО «РНПК», а также неисполнение ответственными работниками ЗАО «РНПК» требований, связанных с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при закреплении подвижного состава на путях необщего пользования, повлекло невозможность осуществления в полной мере всего технологического процесса, предусмотренного Инструкцией ЗАО «РНПК».

 Изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы ФИО1 и её защитника, суд находит, что постановление главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по следующим основаниям.

 В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

 Исходя из положений п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (ред. от 19.12.2013 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

 Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 11.1 КоАП РФ, составляет два месяца.

 Судом установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ.

 Следовательно, срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по настоящему делу истек ДД.ММ.ГГГГ.

 Разрешение вопроса о виновности лица в совершении правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной, установленного ст.4.5 КоАП РФ, является недопустимым и влечет нарушение прав лица, в отношении которого вынесено окончательное решение.

 Исходя из положений ч.1 ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

 В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 р е ш и л:

 Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное главным государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.6 ст.11.1 КоАП РФ, и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей - отменить.

 Производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

 Судья –