ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/2015 от 17.09.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Юсуфов Ш.М. Дело № 12-47/2015

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Ханты-Мансийск 7-147 17 сентября 2015 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Степанова М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО - Югре на решение судьи Октябрьского районного суда от 18 июня 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «РН-Няганьнефтегаз»,

При участии: от ОАО «РН-Няганьнефтегаз» ФИО1, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО - Югре ФИО2 от 16.04.2015 № 251- ОК/37 по делу об административном правонарушении, ОАО «РН-Няганьнефтегаз» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда от 18 июня 2015 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях ОАО «РН-Няганьнефтегаз» состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представитель Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре просит решение судьи отменить.

В обоснование доводов указывает, что ОАО «РН-Няганьнефтегаз» нарушаются требования в области окружающей среды, выразившиеся в непринятии мер по безопасной эксплуатации опасного производственного объекта с целью недопущения негативного воздействия на окружающую среду, чем нарушены экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области окружающей среды: Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240, Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94 (далее - РД 39-132-94), утвержденных Минтопэнерго России 30.12.1993 и согласованных с Гостехнадзором России 27.12.1993 № 10-03/337.

При этом проверка соблюдения требований промышленной безопасности административным органом не осуществлялась.

РД 39-132-94 утверждены Минтопэнерго России, согласованы с Гостехнадзором России и установлены к эксплуатации нефтепромышленных трубопроводов, то есть являются ведомственным нормативным актом, который устанавливает требования по проектированию, строительству и эксплуатации трубопроводов систем сбора и внутрипромыслового транспорта нефти, газа и воды нефтяных месторождений и регламентируют вопросы выбора материалов и деталей трубопроводов, их сварки, строительства, испытаний и приемки трубопроводов в эксплуатацию, обслуживания, выполнения ремонтных работ, защиты от коррозии, расследования и ликвидации аварий, диагностики и отбраковки трубопроводов, охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды. При этом данный нормативный акт опубликован в ведомственных источниках (М., Минтопэнерго РФ, 1994, М., Гостехнадзор РФ, 1994, М., НПО ОБТ, 1994), в силу чего являются обязательными для ОАО «РН- Няганьнефтегаз», как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект - напорный нефтепровод для транспортировки нефти.

Указывает, что довод ОАО «РН-Няганьнефтегаз» о том, что трубопровод находился в исправном состоянии, так как общество проводило регулярное обследование, не находит своего подтверждения, поскольку данное утверждение опровергается следующими обстоятельствами.

Согласно пункту 7.5.1.12 РД 39-132-94, при контрольных осмотрах трубопроводов необходимо замерять толщину стенок труб и глубину язв на теле трубы и в сварных швах (внутренняя коррозия) с помощью ультразвукового или радиоизотопного толщиномера. В 2013 году толщинометрия промыслового трубопровода не проводилась, а принятые обществом в 2014 году меры для предупреждения возникновения аварийной ситуации не являлись достаточными, результаты ультразвуковой толщинометрии не позволили предотвратить аварию на трубопроводе 02.02.2015, что свидетельствует о не качественном (недостаточном) проведении ультразвуковой толщинометрии металла трубопровода.

Согласно предоставленному юридическим лицом ОАО «РН- Няганьнефтегаз» акта ревизии и отбраковки трубопроводов, последняя ревизия трубопровода проводилась в августе 2012 года, тогда как в соответствии с пунктом 7.5.2.2 РД 39-132-94 сроки проведения ревизии нефтегазосборных трубопроводов устанавливаются администрацией предприятия в зависимости от скорости коррозионно-эрозионных процессов с учетом опыта эксплуатации аналогичных трубопроводов, результатов наружного осмотра, предыдущей ревизии и должны обеспечивать безопасную и безаварийную эксплуатацию трубопроводов в период между ревизиями.

Таким образом, принятые обществом в 2012 году меры для предупреждения возникновения аварийной ситуации не являлись достаточными.

Согласно пункту 3.1.9 РД 39-132-94 трубопроводы должны быть надежно защищены от внутренней коррозии путем применения технологических методов защиты, внутренних покрытий, ингибиторов коррозии, средств очистки трубопроводов от скоплений воды и твердых отложений, тогда как согласно акту «Технического расследования инцидента на трубопроводе» от 02.02.2015 года на трубопроводе Талинского лицензионного участка, тип внутренней антикоррозионной защиты - отсутствует, а причиной аварии на трубопроводе послужила внутренняя коррозия трубопровода.

Обществом при эксплуатации трубопровода не проводились периодические гидравлические испытания трубопровода на прочность и плотность, которые должны быть приурочены ко времени проведения ревизии трубопровода с целью выявления коррозии на аварийном участке трубопровода, тогда как согласно пункту 7.5.5.1 РД 39-132-94, надежность работы промысловых трубопроводов должна проверяться путем периодических гидравлических испытаний на прочность и плотность. Периодические испытания трубопроводов приурочивают ко времени проведения ревизии трубопровода.

Указывает, что выполнение минимальных требований, установленных РД 39-132-94, не могут доказывать невиновность общества, поскольку им не приняты все зависящие от него меры по недопущению административного правонарушения.

Административный орган, будучи надлежаще извещенным, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В силу ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из оспариваемого постановления, ОАО «РН- Няганьнефтегаз» признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, за то, что осуществляло эксплуатацию напорного нефтепровода <данные изъяты> в Октябрьском районе, с нарушением требований об обеспечении его экологической безопасности, а именно п.4 Постановления Правительства РФ №240 от 15 апреля 2002 г. «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ», п. 3.1.9, п. 7.5.1.12, п. 7.5.2.1, п. 7.5.2.2, п. 7.5.5.1, п. 7.7.4, п. 12.1 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утв. Министерством топлива и энергетики РФ 30 декабря 1993 г., что послужило причиной возникновения внутренней коррозии на теле трубы, в результате чего 02.02.2015 в 11:00 произошёл аварийный порыв нефтепровода с разливом нефти в объеме 1,8 тонн на площади 0,4890 га.

В силу ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 20.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В целях обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации Правительство РФ Постановлением от 15 апреля 2002 г. № 240 утвердило Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, которые устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду (п. 1 Правил).

Согласно п. 4 настоящих Правил, предприятия обязаны содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий, а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.

Судьей Октябрьского районного суда обоснованно указано, что вышеуказанные, ссылка на которые содержатся в оспариваемом постановлении, нормы права являются общими нормами, обязывающими соблюдать требования по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Нарушения п. 3.1.9, п. 7.5.1.12, п. 7.5.2.1, п. 7.5.2.2, п. 7.5.5.1, п. 7.7.4, п. 12.1 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утв. Министерством топлива и энергетики РФ 30 декабря 1993 г., относятся к нарушениям правил промышленной безопасности.

Принимая решения, судья Октябрьского районного суда исходил из того, что ответственность за нарушение требований промышленной безопасности установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Доказательств того, что общество нарушило какие-то конкретные экологические требования, материалы дела не содержат.

Согласно паспорту трубопровода № Т-562 т.в.р. ДНС-28-т.в.р. ДНС-27 (л.д.52-62) напорный нефтепровод введен в эксплуатацию в 2000г.

Заключением экспертизы промышленной безопасности № 3504/14-ЭПБ от 26.09.2014 напорный нефтепровод «т<данные изъяты>» диаметром и толщиной стенки 426*8 соответствует ФНиП ПБ «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности». Эксплуатация данного напорного нефтепровода возможна, с учетом прогнозируемого срока 1 год, до 14.11.2015 в соответствии с требованиями Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» ФНиП ПБ при параметрах, указанных в таблице.

По результатам инцидента 03.02.2015 произведена ультразвуковая толщинометрия металла, обнаружено сквозное коррозийное повреждение свищ 5*2 мм. Дано заключение о том, что дефект носит локальный характер. Значения толщины стенки трубопровода вблизи дефекта не достигают отбраковочных значений. Представитель общества пояснил, что это первый инцидент на спорном нефтепроводе, разлива нефти не произошло, вредных последствий не наступило.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы подателя не установлено, поскольку доказательств того, что обществом были нарушены экологические требования, материалы дела не содержат. В связи с чем отсутствуют основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Октябрьского районного суда от 18 июня 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «РН-Няганьнефтегаз» оставить без изменения, жалобу представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО - Югре ФИО3 – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры М.Г. Степанова