Дело № 12-47/2016.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Макарьев 07 июня 2016 года.
Макарьевский районный суд Костромской области в составе: председательствующего – судьи Смирнова А.А., с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенностям ФИО1 и ФИО2,
помощника прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппова Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО3 на постановление УФАС по Костромской области от 15.04.2016 года о наложении штрафа в размере № рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 15 апреля 2016 года главе Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО3 назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере № рублей.
Основанием для назначения административного наказания послужило то, что
на официальном сайте zakupki.gov.ru в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» 04.09.2015 года опубликовано извещение № о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги Гребенец-Шемятино в Макарьевском муниципальном районе Костромской области. Документация утверждена главой Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО3 31.08.2015 года.
Согласно решению Собрания депутатов Макарьевского муниципального района Костромской области № 64 от 28.03.2011 года "О вступлении в должность Главы Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО3" ФИО3 вступил в должность Главы Макарьевского муниципального района Костромской области.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе разделом 11 Информационной карты «Требования к участникам закупки» не предусмотрено требование, установленное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако вопреки пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе пункт 17 информационной карты аукционной документации, а также приложение №2 к информационной карте аукционной документации не содержат указанную информацию.
Указанные действия главы Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО3, при утверждении документации об электронном аукционе, нарушают указанные выше положения Закона о контрактной системе и противоречат целям его регулирования.
Из изложенного следует, что ФИО3 совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Не согласившись с данным постановлением о назначении административного наказания, глава администрации Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО3 обжаловал его в Макарьевский районный суд.
В жалобе указывает, что наложенное на него взыскание является необоснованным по следующим основаниям.
Обжалуемое постановление вынесено на основании извещения, размещённого на официальном сайте zakupki.gov.ru в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» от 04.09.2015 года № и не относится к закупкам администрации Макарьевского муниципального района Костромской области.
Аукционная документация регламентирует сроки начала (п.2.4.1 документации) и окончания (п.7 раздела 2. информационная карта аукциона) предоставления участникам аукциона разъяснений. В приложении №2 к информационной карте электронного аукциона указано: «Предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе - с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона. Предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе прекращается - за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок».
Таким образом, из аукционной документации можно сделать вывод о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений.
Выявленные нарушения Закона N 44 -ФЗ3 не повлияли на результаты закупки.
Так в целях исполнения протокольного поручения общественного совета Макарьевского муниципального района Костромской области от 09.05.2015 года «О распределении средств муниципального дорожного фонда в 2015 году» было принято решение произвести ремонт автомобильной дороги Гребенец-Шемятино.
Первоначально извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги Гребенец-Шемятино в Макарьевском муниципальном районе Костромской области на официальном сайте zakupki.gov.ru в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» было опубликовано от 30.06.2015 года №.
По итогам которого, заключён муниципальный контракт от 03.08.2015 года № с ООО "Весна".
Руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, и в связи с ходатайством директора ООО «Весна» ФИО5, 14 августа 2015 года было заключено соглашение о расторжении данного контракта. На момент заключения соглашения Подрядчиком работы были не выполнены.
Повторно на официальном сайте zakupki.gov.ru в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» было опубликовано извещение от 04.09.2015 года № о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги Гребенец-Шемятино в Макарьевском муниципальном районе Костромской области.
Федеральный закон от 13.07.2015 года N 227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который часть 1 статьи 31 дополнил пунктом 10 следующего содержания: 10) участник закупки не является оффшорной компанией, вступил в законную силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования, т.е. начало действия документа – 13 августа 2015 года. Однако поскольку документация по данному вопросу была разработана до 13.08.2015 года, то данные изменения в действующем законодательство не были учтены разработчиками - контрактной службой.
Документация утверждена главой Макарьевского муниципального района Костромской области 31.08.2015 года.
Согласно части 8.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона вышеуказанному требованию при его аккредитации на электронной площадке.
Таким образом, оператор электронной площадки осуществляет проверку участника электронного аукциона на предмет соответствия требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
По итогам проведения электронного аукциона 05.10.2015 года был заключён муниципальный контракт № с Государственным предприятием Костромской области "Макарьевское дорожно-эксплуатационное предприятие №18", которое не является офшорной компанией.
В соответствии с документацией о проведении аукциона в электронной форме начальная (максимальная) цена контракта составляла № рублей. По итогам аукциона цена была понижена до № рублей, экономия средств Макарьевского муниципального бюджета составила № рублей. Работы по ремонту автодороги были выполнены в срок без нарушений.
На основании изложенного считает, что вменяемое ему правонарушение само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда или какого- либо тяжкого ущерба гражданам, обществу и государству, то есть его вина малозначительна.
Просит суд освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебное заседание глава Администрации Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО3 не прибыл, воспользовался правом иметь по делу представителей.
Начальник общего отдела Администрации Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО1 доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что извещение, размещённое на официальном сайте zakupki.gov.ru в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» от 04.09.2015 года под номером № не относится к закупкам администрации Макарьевского муниципального района <адрес>, а относится к закупке бензина автомобильного марки Премиум Евро-95 Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат». Извещение о проведении электронного аукциона для закупки – выполнения работ по текущему ремонту автомобильной дороги Гребенец - Шемятино в Макарьевском муниципальном районе носит № и содержит информацию о процедуре закупки. Дата и время начала подачи заявок – 04.09.2015 года – 15:07. Дата и время окончания подачи заявок – 14.09.2015 года – 10:00. В приложении № 2 к информационной карте электронного аукциона содержится информация о том, что предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе – с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона. Предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе прекращается - за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок.
Пояснила, что из всего представленного можно сделать полный вывод о начале и окончании срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Показала, что на основании Устава «Макарьевское дорожно-эксплуатационное предприятие № 18», данное предприятие офшорной компанией не является. По результатам проведенного аукциона было сэкономлено № рублей 11 копеек средств муниципального бюджета и само по себе совершенное правонарушение не содержит какой либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда гражданам, обществу и государству.
Помощник прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппов Н.М. суду показал, что постановление УФАС по Костромской области от 15.04.2016 года о наложении штрафа в размере № рублей на Главу Администрации Макарьевского муниципального района Костромской области содержит техническую ошибку в части номера извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако это не влияет на правильность принятого УФАС постановления о назначении главе Администрации Макарьевского муниципального района Костромской области наказания, как в части квалификации, так и в части наказания. Поскольку в извещении № о проведении электронного аукциона в нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе разделом 11 Информационной карты «Требования к участникам закупки» не указано требование, установленное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако вопреки пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе пункт 17 информационной карты аукционной документации, а также приложение №2 к информационной карте аукционной документации не содержат указанную информацию.
Выслушав участников процесса, исследовав доводы жалобы и исследовав материалы проверки, суд приходит к следующим выводам.
В постановлении заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 15 апреля 2016 года в отношении Главы Администрации Макарьевского муниципального района ФИО3 о привлечении к административной ответственности по части 4.2 ст.7.30 КоАП РФ действительно содержится ошибка в номере уведомления о проведении электронного аукциона на проведение ремонта автодороги, вместо номера 0№, указан номер уведомления 0№, и данное извещение не относится к закупкам администрации Макарьевского муниципального района Костромской области. Однако суд не считает данную техническую ошибку существенной, являющейся основанием для прекращения производства по делу.
Установлено, что в извещении № указаны даты процедуры закупки. Дата и время начала подачи заявок – 04.09.2015 года – 15:07. Дата и время окончания подачи заявок – 14.09.2015 года – 10:00. В приложении № 2 к информационной карте электронного аукциона содержится информация о том, что предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе – с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона. Предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе прекращается - за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок, то есть за 3 дня до 14.09.2015 года.
Статья 31 ФЗ от 05.04.2013 года № 44 ( в ред. от 05.04.2016 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает требования к участникам закупки. А именно, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
2.1. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
5. Информация об установленных требованиях в соответствии с ч.1,1.1,2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении электронного аукциона о ремонте автодороги Гребенец-Шемятино № в нарушении п. 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о том, что участник закупки не является офшорной компанией. Документация утверждена главой Макарьевского муниципального района Костромской области 31.08.2015 года.
Пунктом четвертым ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44 -ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определено, что: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п.п.п1 п.3 ст.284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 года N 227-ФЗ).
Приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2007 года № 108 н, определен перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающий раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Территория компании «Макарьевское дорожно-эксплуатационное предприятие №18" к их числу не относится.
Кроме того, установлено и не оспаривается участниками производства по делу, что по результатам проведенного аукциона было сэкономлено № рублей 11 копеек средств бюджета Макарьевского муниципального района Костромской области.
Выявленные нарушения в действиях главы администрации Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО3 формально содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 КоАП РФ - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, однако они не повлекли за собой причинение ущерба охраняемым законом общественным интересам, то есть малозначительны.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 ( в ред. от 10.11.2011 года), при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам следует учитывать, что ст.2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о её неприменении к каким либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Суд полагает возможным установить отсутствие прямого умысла со стороны главы администрации Макарьевского муниципального района Костромской области ФИО3 в связи с тем, что какими либо специальными познаниями в области контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд он не обладает, при наличии созданной контрактной службы администрации Макарьевского муниципального района, правонарушение в этой области совершил впервые. Сам в состав данной контрактной службы не входит.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 15 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении № 12-13-22/2016 о привлечении к административной ответственности главы администрации Макарьевского муниципального района Костромской области по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ отменить.
ФИО3 от административной ответственности освободить, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Смирнов.