Дело № 12-47/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Омского районного суда Омской области Печеницын А.В., при секретаре Ковалёве М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в <...>, кабинет №10) 15 апреля 2016 года жалобу МБДОУ «Детский сад «Ключевской» Омского муниципального района Омской области на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем государственного инспектора Омского района по пожарному надзору Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) ГУ МЧС России по Омской области ФИО1 от 03 марта 2016 года о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Территориального отдела надзорной деятельности (<адрес>) ГУ МЧС России по <адрес>КЮА, заведующая МБДОУ «Детский сад «Ключевской» Омского муниципального района <адрес>БНТ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заведующая МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить, указала, что ДД.ММ.ГГГГ между МБДОУ «Детский сад «Ключевской» и ООО «Безопасность» был заключен договор возмездного оказания услуг №, в соответствии с которым последний обязуется оказать услугу объектного оборудования <данные изъяты> (вывод сигнала о пожаре на пульт МЧС). ДД.ММ.ГГГГ актом сдачи-приемки выполненных работ оказанная услуга принята.
До этого, ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад «Ключевской» было направлено письмо в Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района <адрес> (далее АОМР ОО) с просьбой выделения денежных средств на установку системы пожарной сигнализации, которая обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара с дублированием этих сигналов на пульт подразделения охраны без участия работников и (или) транслирующей этот сигнал организации. Письмо от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по образованию АОМР ОО отказал в выделении денежных средств ссылался на то, что бюджет образовательного учреждения формируется в июне текущего года на следующий, также сообщил, что данную систему планируется установить в 2016 году.
В соответствии с п. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.
Заведующая МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявку суду неизвестна.
Представитель по доверенности БНТ – ПАС доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил суд отменить постановление, производство по делу прекратить. Дополнительно представил суду документы: акт сдачи–приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в соответствии с договором № М-Т19/2016 от ДД.ММ.ГГГГ выполнен монтаж объективного <данные изъяты>» (вывод сигнала о пожаре на пульт МЧС) в МБДОУ «Детский сад «Ключевской».
Заместитель начальника территориального отдела надзорной деятельности <адрес> Управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>КЮА суду показал, что в их службу не были представлены документы: договор № от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении монтажа объективного РСПИ ПАК «Стрелец-Мониторинг» (вывод сигнала о пожаре на пульт МЧС) в МБДОУ «Детский сад «Ключевской», акт сдачи–приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому было вынесено постановление №. Если бы документы были представлены, то было бы вынесено постановление о прекращении производства по административному делу. С требованиями директора БНТ об отмене постановления не согласен, но не возражает, чтобы производство по делу было прекращено в связи с малозначительностью.
Также предоставил отзыв на жалобу, в которой указал, что согласно ч. 7 ст. 83 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов с возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с ДД.ММ.ГГГГ часть 7 статьи 83 дополнена словами: ", а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации".
Здание детского сада расположенного по адресу: <адрес>, а по функциональной пожарной опасности относится к Ф 1.1 (ст. 32 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ).
Соответственно, требование ч. 7 ст. 83 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ к зданию применимо и должно быть выполнено.
В ходе проведения проверки прокуратурой <адрес> с привлечением в качестве специалиста инспектора ТОНД <адрес>ШЕА МБДОУ «Детский сад «Ключевской» установлено, что система пожарной сигнализации не обеспечена дублированием светового и звукового сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации.
В силу статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Являясь заведующим (руководителем) МБДОУ «Детский сад «Ключевской» на основании выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, БНТ несет ответственность за пожарную безопасность в здании и помещениях детского сада и обязана соблюдать, а также устранять требования пожарной безопасности.
В ходе рассмотрения административного дела и принятия решения от заведующего МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ заявлений и ходатайств, а также письмо от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не поступало. Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ заведующий МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа пятнадцать тысяч рублей. Данное постановление направлено БНТпочтовой связью.
На основании вышеизложенного, считает, что постановление о назначении административного наказания за нарушения требований пожарной безопасности от № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, а жалоба МБДОУ «Детский сад «Ключевской» не подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании задания прокуратуры <адрес> прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в местах с массовым пребыванием людей.
Так, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ с привлечением в качестве специалиста инспектора ТОНД <адрес>ШЕА проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ключевской».
Проверкой установлено, что по адресу: <адрес> «А» <адрес>, расположено здание МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ключевской».
Вопреки приведенным требованиям в здании детского сада системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Заведующей МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ключевской», расположенного по адресу: <адрес> «А», на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ назначена БНТ (л.д. 11).
Таким образом, в действиях заведующей МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ усматриваются признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного заместителем прокурора <адрес>КАН возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад «Ключевской» расположенного по адресу: <адрес>, «А» БНТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно объяснениям заведующей МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ от ДД.ММ.ГГГГ - вопреки требованиям, в здании детского сада системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара с дублированием этих сигналов на пульт подразделения охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Объяснила тем, что отсутствовало соответствующее финансирование. При этом ей уже подана соответствующая заявка на получение технических условий на вывод сигнала в образовательной организации.
Согласно определению № о принятии к производству дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности и назначении места и времени рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ, государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору КЕИ принял к производству дело в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ.
Рассмотрение административного дела назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут по адресу: <адрес>, кабинет №.
Согласно договору возмездного оказания услуг № М-Т19/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Безопасность» обязуется оказать по заданию МБДОУ «Детский сад «Ключевской» услугу по монтажу объектового оборудования РСПИ ПАК «Стрелец-Мониторинг» (вывод сигнала о пожаре на пульт МЧС) в МБДОУ «Детский сад «Ключевской» по адресу: <адрес><адрес> «А».
На основании акта проведения комплексного опробования системы передачи извещений о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, в МБДОУ «Детский сад «Ключевской» произведен осмотр системы передачи извещений о пожаре (далее СПИ) УОО-АВ исп. 5/2 «Тандем-2М». Осмотром установлено, что установка «СПИ» смонтирована полностью в соответствии с проектом и правилами производства работ. Также произведено комплексное опробование системы автоматической противопожарной защиты объекта.
Согласно акту - приёмки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором № М-Т19/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, выполнен монтаж объектового РСПИ ПАК «Стрелец-Мониторинг» (вывод сигнала о пожаре на пульт МЧС) в МБДОУ «Детский сад «Ключевской» по адресу: <адрес><адрес> «А».
Заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору КЮА вынесено постановление об административном наказании № от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого, заведующая МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ и ей назначен административный штраф в размере 15 000 рублей.
Также заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору КЮА было вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предложил председателю комитета по образованию Администрации Омского муниципального района <адрес>ДТИ в течение одного месяца с момента получения настоящего представления рассмотреть его и принят меры по устранению причин и условий, способствующих административному правонарушению в здании МБДОУ «Детский сад «Ключевской».
ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета по образованию ДТИ на имя начальника Территориального отдела надзорной деятельности (<адрес>) ДАЮ было выслано сопроводительное письмо №, в котором указано, что представление № ОГПН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, с руководителем проведена беседа. В настоящее время в МБДОУ «Детский сад «Ключевской» нарушение, указанное в представление, устранено, а именно в детском саду установлена система пожарной сигнализации подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ст. 37 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.
Пункт 1.1 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность здании и сооружений» предусматривает, что настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона пожарная безопасность считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
3) при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Суд считает, что вина заведующей МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ доказана совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.
Вместе с тем, из материалов административного дела следует, что заведующая БНТ предпринимала меры для обеспечения МБДОУ «Детский сад «Ключевской» оборудованием объектового РСПИ ПАК «Стрелец-Мониторинг» (вывод сигнала о пожаре на пульт МЧС), что следует из письма от 12.2014 направленного МБДОУ «Детский сад «Ключевской» в Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района <адрес>. Согласно договору возмездного оказания услуг № М-Т19/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Безопасность» обязуется оказать по заданию МБДОУ «Детский сад «Ключевской» услугу по монтажу объектового оборудования РСПИ ПАК «Стрелец-Мониторинг» (вывод сигнала о пожаре на пульт МЧС) в МБДОУ «Детский сад «Ключевской» по адресу: <адрес>ёзовая, <адрес> «А».
На основании акта проведения комплексного опробования системы передачи извещений о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, в МБДОУ «Детский сад «Ключевской» произведен осмотр системы передачи извещений о пожаре (далее СПИ) УОО-АВ исп. 5/2 «Тандем-2М». Осмотром установлено, что установка «СПИ» смонтирована полностью в соответствии с проектом и правилами производства работ. Также произведено комплексное опробование системы автоматической противопожарной защиты объекта. Согласно акту - приёмки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Договором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ выполнен монтаж объектового РСПИ ПАК «Стрелец-Мониторинг» (вывод сигнала о пожаре на пульт МЧС) в МБДОУ «Детский сад «Ключевской» по адресу: <адрес><адрес> «А».
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что хотя в действиях заведующей МБДОУ «Детский сад «Ключевской» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, вместе с тем данным лицом принимались активные меры к устранению нарушения, которые в ходе рассмотрения дела привели к установке объектового РСПИ ПАК «Стрелец-Мониторинг» (вывод сигнала о пожаре на пульт МЧС) в МБДОУ «Детский сад «Ключевской» по адресу: <адрес><адрес> «А», каких-либо тяжких последствий в результате совершения административного правонарушения не наступило.
С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, суд считает возможным сделать вывод о малозначительности совершенного заведующей МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ административного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и объявляет правонарушителю устное замечание.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад «Ключевской» БНТ по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, прекратить за малозначительностью административного правонарушения, объявить правонарушителю устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, через Омский районный суд в течение 10 дней с момента получения (вручения) копии решения.
Судья А.В. Печеницын