ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/2021-7-83К от 21.05.2021 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Калмыкова Е.А. Дело №12-47/2021–7-83К

УИД 53RS0022-01-2020-010355-72

Р Е Ш Е Н И Е

21 мая 2021 года судья Новгородского областного суда (ул. Нехинская, д. 55, стр.1) Константинова Ю.П.,

при секретаре Елисеевой К.А.,

с участием защитников ООО «А...» <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <...> на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2021 года, которым отменено постановление <...> государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <...> от 30 октября 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «А...» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

22 октября 2020 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) <...> в отношении юридического лица – ООО «А...» (далее – Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, за непредставление в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) декларации за 2019 год о плате за негативное воздействие на окружающую среду в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Постановлением <...> государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <...> от 30 октября 2020 года Общество признано виновным и привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2021 года, принятым по жалобе ООО «А...», вышеуказанное постановление <...> государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <...> от 30 октября 2020 года о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ отменено, производство по данному делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Частью 5 статьи 30.9 КоАП РФ должностным лицам, вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности, предоставлено право обжаловать в вышестоящий суд решение судьи районного суда, принятое по результатам рассмотрения жалобы на это постановление.

Подача в указанных случаях должностными лицами жалоб и их рассмотрение судьями регламентированы статьями 30.2-30.8 КоАП РФ, то есть осуществляются в порядке, предусмотренном для разрешения жалоб на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях (часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).

Не согласившись с указанным выше судебным решением от 19 февраля 2021 года, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды <...> обратилась в Новгородский областной суд с жалобой, в которой просит решение судьи районного суда отменить, считая законным и обоснованным выводы о совершении Обществом административного правонарушения.

Изучив материалы дела, судья считает, что срок обжалования решения судьи должностным лицом Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования соблюден.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды <...>, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила, в связи с чем судьей принято решение о рассмотрении дела без ее участия.

Проверив материалы дела в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), изучив доводы, изложенные в жалобе и возражениях ООО «А...», выслушав защитников Общества <...>, возражавших против удовлетворения жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Согласно статье 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с требованиями части 8 статьи 16.4 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», пункта 2 Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России №3 от 09 января 2017 года (действовавшего на день событий, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности), не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Указанный выше Порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предусматривает варианты предоставления декларации в форме электронного документа или на бумажном носителе, в том числе, в зависимости от годового размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «А...» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении выводы должностного лица Управления о том, что Общество не представило в административный орган декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи», сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 5 Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет»).

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья Новгородского районного суда исходил из того, что 03 марта 2020 года Обществом была подана декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в форме электронного документа через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет») и дополнительно 04 марта 2020 года декларация была представлена на бумажном носителе. При этом, до 30 сентября 2020 года Обществу не было известно о движении (статусе) направленного ими отчета (декларации) в электронном виде по причинам технического характера в работе личного кабинета природопользователя.

Таким образом, ООО «А...» оформило и представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в Управление на бумажном носителе в установленный срок до 10 марта 2020 года.

При таких данных, судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, выражается, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судья районного суда исследовал представленные доказательства, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам об отсутствии в действиях ООО «А...» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, поскольку ООО «А...» представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в установленный срок на бумажном носителе, подтвердив предпринятые Обществом меры к формированию данного документа через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет»).

С данными выводами следует согласиться, оснований для переоценки доказательств не усматривается.

С учетом вышеизложенного, доводы жалобы о неправильном определении обстоятельств дела, неправильной оценке и о неправомерности сделанных выводов не могут быть признанными обоснованными и убедительными, т.к. в данном случае, приведенные в материалах дела доказательства свидетельствуют об обратном.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного решения не установлено.

Помимо указанного, в настоящее время установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, поскольку это ухудшает его положение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «А...» по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды <...> – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Ю.П. Константинова