ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/2021 от 09.09.2021 Сергачского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 12-47/2021

УИД:

РЕШЕНИЕ

г.Сергач 09 сентября 2021 г.

Судья Сергачского районного суда Нижегородской области Котдусов И.У.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «АГЖО-Сергач» ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за по делу об административном правонарушении ООО «АГЖО-Сергач» по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за ООО «АГЖО-Сергач» признано виновным по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 руб.. Копия постановления представителем ООО «АГЖО-Сергач» получена ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «АГЖО-Сергач» ФИО1 в порядке, предусмотренной главой 30 КоАП РФ на данное постановление подана жалоба, которой он просит постановление отменить, а производство по делу прекратить. В обоснование им указано, что общество привлечено к ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в отсутствие доказательств воздействия на почву, которое приводит к ухудшению качественного состояния земель. Вывод о негативном влиянии общества на почву сделан лишь на основании наличия превышений содержания ряда компонентов в пробах почв относительно «фонового показателя», со ссылкой на п.5 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Однако фоновые значения показателей химических веществ не определены, а взяты за них показатели этих веществ на территории, прилегающей к полигону, т.е. землях сельхозугодий, на расстоянии около 350 м. от автомобильной трассы. Обоснований именно этого расположения точки отбора фоновой пробы применительно к контролю деятельности и влияния объекта размещения отходов (полигона) в материалах проверки не приведено, ссылаясь на свод правил СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» (одобрен Письмом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ) п.4.21. Не дана оценка влияния объекта на земли и почвы путем анализа превышений или их отсутствия содержания загрязняющих веществ относительно предельно-допустимых концентраций (ПДК)/ориентировочно-допустимых концентраций (ОДК), установленных санитарными правилами СанПиН ДД.ММ.ГГГГ «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Установленные результатов анализов, допустимые значения не превышают санитарные нормативы по меди, свинцу, цинку, которые являются опасными загрязнителями. Одно лишь превышение концентраций относительно отдаленной точки - т.н. «фон» не свидетельствует о негативном влиянии объекта на почвы. Учитывая, что в постановлении установлено, что проведение мероприятий по рекультивации, улучшению земель... не требуется», считает, что отсутствует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Срок подачи жалобы по делу не пропущен.

В судебное заседания защитник ООО «АГЖО-Сергач» Скворцова Е.В. по доверенности, ей районным судьёй разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Права понятны, отвод судье не заявлен.

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия о времени, дате и месте судебного разбирательства судом извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, районный судья счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие..

Ходатайств по делу не поступило.

В судебном заседании защитник Скворцова Е.В. со ссылкой на обстоятельства изложенные в жалобе, просила жалобу удовлетворить постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Заслушав защитника ООО «АГЖО-Сергач» Скворцову Е.В., обсудив доводы жалобы, исследовав доказательства по делу, районный судья приходит к следующему.

Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с п.1 ст.42 данного Федерального закона при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается (п. 2 ст. 51 данного Закона).

В соответствии со ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно подпункту 2 п.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В положениях "ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84). Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1985

N3453 (далее по тексту ГОСТ 26640-85), охрана земли определена как комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.

Пунктами 3 и 5 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 467, определено, что при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.

В соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

ООО «АГЖО-Сергач» зарегистрирован в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе 1-4 классов опасности, по очистке и уборке.

Установлено, что сотрудниками Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ за проведена плановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по 23.06.2021ООО «АГЖО-Сергач» по соблюдению требований природоохранного законодательства.

Проведенной проверкой установлено, что ООО «АГЖО-Сергач» использует в своей деятельности полигон для захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО), расположенный на земельном участке с кадастровым номером (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), площадью <данные изъяты> га, расположенном в <адрес>, в <адрес>, 1,6 км юго-восточнее <адрес>, справа от автодороги Сергач-Пильна, на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. По отбору проб почвы на границе полигона ТБО на четырёх площадках с двух глубин (0-5 см, 5-20 см) для определения влияния полигона ТБО на почву и произведённого в изъятых пробах количественного химического анализа установлено, что ООО «АГЖО- Сергач» при использовании данного полигона оказывает влияние на почву по нефтепродуктам, меди, никеля, нитрат-иона, свинца, сульфат-иона, хлорид-иона, цинка. При этом в отобранных пробах по результатам химического анализа превышение фонового показателя превышает по концентрации: нефтепродуктов от 1,3 до 3, 2 раза; меди в 2,4 раза; никеля от 1,9 до 4,3 раза; нитрат-ионов от 3,1 до 2,3 раза; свинца в 1,4 раза; сульфат-ионов от 2,9 до 18,3 раза; хлорид-ионов от 1,4 до 9,9 раза, цинка от 1,6 до 6,7 раза, и свидетельствует о Обществом установленных требований и обязательных мероприятий по использованию земельного участка способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В соответствии со ст.2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законодательством.

Вина ООО «АГЖО-Сергач» в совершении административного правонарушения подтверждается:

-Приказом врио руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки ООО «АГЖО-Сергач» (л.д.62-76);

- выпиской из ЕГРН (л.д.86-89);

- договором аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ООО «АГЖО-Сергач» является арендатором полигона бытовых отходов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящий из обволакивающего покрытия на глиняной подушке и земельного участка, занятого этим полигоном, расположенных по адресу: <адрес>, <данные изъяты> км. юго-восточное д. Ачка, справа от автодороги Сергач-Пильна (л.д.78-82).

- распоряжением Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области -р от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора аренды муниципального имущества на новый срок (л.д.90-91);

- Актом плановой проверки ООО «АГЖО-Сергач» за -П от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-52);

- актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований б/н от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.92-100);

- протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды б/н от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101-103);

-актом отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.104-107);

- протоколом -Поч от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа (КХА)(л.д.108-109);

- протоколом -Поч от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа (КХА)(л.д.110-111);

- протоколом -Поч от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа (КХА)(л.д.112-113);

- протоколом -Поч от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа (КХА)(л.д.114-115);

- протоколом -Поч от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа (КХА)(л.д.116-117);

- протоколом -Поч от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа (КХА)(л.д.118-119);

- протоколом -Поч от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа (КХА)(л.д.120-121);

- протоколом -Поч от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа (КХА)(л.д.122-123);

- протоколом -Поч от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа (КХА)(л.д.124-125);

- протоколом -Поч от ДД.ММ.ГГГГ количественного химического анализа (КХА)(л.д.126-127);

- Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «АГЖО-Сергач» установлено, что являясь арендатором земельного участка на котором расположен принадлежащий полигон ТБО использует его с превышением фонового показателя концентрации нефтепродуктов, меди, никеля, нитрат-ионов, свинца, сульфат-ионов, хлорид-ионов, цинка (л.д. 56-60) и иными материалами дела.

Не доверять данным доказательствам и оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у районного судьи не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности ООО «АГЖО-Сергач» в совершении инкриминируемого правонарушения, достоверно установлен факт нарушения требований законодательства, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране почв и тем самым опровергают доводы жалобы об отсутствии доказательств негативного воздействия Общества на почву, которое бы приводило к ухудшению качественного состояния земель, как и утверждения о том, что наличие превышений фонового показателя концентрации нефтепродуктов, меди, никеля, нитрат-ионов, свинца, сульфат-ионов, хлорид-ионов, цинка, не превышают санитарные нормативы. Доводы жалобы и защитника в судебном заседании о том, что изьятие проб почвы было произведено без соблюдения требований Свода правил "Инженерно-экологические изыскания для строительства" СП 11-102-97, районный судья находить безосновательными, поскольку данный нормативный документ, регламентирует инженерно-экологические изыскания и применяются по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, регламентируют требования указанных ведомств по критериям, показателям и процедурам, обеспечивающим экологическую безопасность строительства, рациональное природопользование и охрану окружающей среды. Свод правил СП 11-102-97 разработан на основе принципов комплексной оценки воздействия сооружения на окружающую природную среду и воздействия среды на сооружение и условия проживания населения.

Исходя из перечисленных доказательств, районный судья приходит к выводу, что действия ООО «АГЖО-Сергач» должностным лицом административного органа правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Доводы жалобы о том, что вывод о негативном влиянии Общества на почву сделан лишь на основании наличия превышений содержания ряда компонентов в пробах почв относительно «фонового показателя», голословны, поскольку Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 467, установлено, что при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.

Доказательств, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица административного органа Обществом, его законным представителем, защитником суду не представлено.

При вынесении постановления о назначении административного наказания, обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии события правонарушения, ответственность за которое определена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, установлены правильно.

Вынесенное должностным лицом постановление отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Порядок привлечения ООО «АГЖО-Сергач» к административной ответственности, не нарушен.

Таким образом, в опровержении доводам жалобы, действия ООО «АГЖО-Сергач» правильно квалифицированы по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ. Права юридического лица по обеспечению законности при привлечении к административной ответственности, нарушены не были.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу ООО «АГЖО-Сергач» не усматривается.

Сроки давности привлечения ООО «АГЖО-Сергач» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, не нарушены.

Существенных нарушений норм процессуального права не допущено.

Наказание за совершенное правонарушение назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Поводы для отмены или изменения обжалуемого постановления и для прекращения производства по делу, о чем поставлен вопрос в жалобе, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях

решил:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО2 за от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в отношении ООО «АГЖО-Сергач» оставить без изменения, а жалобу директора ООО «АГЖО-Сергач» ФИО1 – без удовлетворения.

Копию настоящего решения направить (выдать) ООО «АГЖО-Сергач», законному представителю ФИО1, защитнику Скворцовой Е.В., органу возбудившему производство по делу об административном правонарушении.

На решение может быть подана жалоба в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда, через районный суд, в течение десяти дней со дня вручения (получения) его копии.

Судья И.У. Котдусов