ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/2021 от 12.10.2021 Котельниковского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 12-47/2021

РЕШЕНИЕ

12 октября 2021 года

г. Котельниково

Судья Котельниковского районного суда Волгоградской области
Жарков Е.А., рассмотрев в помещении Котельниковского районного суда Волгоградской области жалобу начальника отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 123 Котельниковского судебного района Волгоградской области от 25 августа 2021 года, которым начальник отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.5.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (по эпизодам за период с 08 октября 2020 года по 18 марта 2021 года),

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 123 Волгоградской области от 25 августа 2021 года начальник отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.5.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (по эпизодам за период с 08 октября 2020 года по 18 марта 2021 года).

Этим же постановлением прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.5.2 КоАП РФ, возбужденному в отношении начальника отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1, на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственное: по эпизоду от 06 июля 2020 года).

В жалобе, поданной в Котельниковский районный суд Волгоградской области, начальник отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 оспаривает законность и обоснованность постановления мирового судьи, указывая на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом. Кроме того, в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела по существу, ей не были разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ. Просит суд отменить постановление мирового судьи судебного участка № 123 Котельниковского судебного района Волгоградской области от 25 августа 2021 года и прекратить производство по делу.

В судебном заседании начальник отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Представитель комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы, свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Как следует из материалов дела, 27 мая 2021 года консультантом отдела градостроительного контроля комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области ФИО3 в отношении начальника отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении по статье 9.5.2. КоАП РФ, в связи с тем, что последняя направила, с нарушением пятидневного срока, установленного частью 2 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ, в администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области, уполномоченную на ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, документы, принятые, утверждённые и выданные администрацией Котельниковского городского поселения 30 сентября 2020 года, 01 октября 2020 года, 02 октября 2020 года, 05 октября 2020 года, 06 октября 2020 года, 08 октября 2020 года, 12 октября 2020 года, 13 октября 2020 года, 14 октября 2020 года, 16 октября 2020 года, 19 октября 2020 года, 20 октября 2020 года, 21 октября 2020 года, 22 октября 2020 года, 23 октября 2020 года, 05 февраля 2021 года, 10 февраля 2021 года, 12 февраля 2021 года, 18 февраля 2021 года, 01 марта 2021 года, 03 марта 2021 года, 10 марта 2021 года, подлежащие размещению в указанной системе.

Согласно статье 9.5.2 КоАП РФ, нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, принявшими, утвердившими и выдавшими документы, материалы, которые подлежат размещению или сведения о которых подлежат размещению в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, сроков направления соответствующих документов, материалов или сведений о них в уполномоченные на ведение таких государственных информационных систем органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подведомственные им государственные бюджетные учреждения), применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы, материалы, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения (пункт 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 57.1 Градостроительного кодекса РФ ведение ГИСОГД осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Данным положениям соответствует пункт 9 Постановления Правительства PФ от 13 марта 2020 года № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», согласно которому ведение информационной системы уполномоченным органом местного самоуправления муниципального район осуществляется в рабочей области местного значения.

Следовательно, обязанность по внесению в ГИСОГД сведений, документов материалов о развитии территорий, об их застройке в пределах Котельниковского муниципального района Волгоградской области лежит на органе местного самоуправления указанного района, а именного его администрации.

При этом частью 2 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ для органов местного самоуправления, принявших, утвердивших, выдавших документы, материалы и сведения, подлежащие в соответствии с Градостроительным кодексом РФ размещению в ГИСОГД, установлена обязанность направления указанных документов, материалов и сведений в орган местного самоуправления муниципального района, уполномоченного на ведение ГИСОГД, в течение пяти рабочих дней со дня принятия, утверждения, выдачи соответствующих документов, материалов, сведений.

Согласно пункту 16 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ ГИСОГД включают в себя дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках.

В соответствии с частью 5 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ в состав таких дел входят, в том числе градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, уведомление о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направляемые в соответствии с частями 16 и 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, объективная сторона правонарушения по статье 9.5.2 КоАП РФ заключается в совершении действий, в результате которых происходит нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, принявшими, утвердившими и выдавшими документы, материалы, которые подлежат размещению или сведения о которых подлежат размещению в соответствии с Градостроительным кодексом РФ в ГИСОГД, сроков направления соответствующих документов, материалов или сведений о них в уполномоченные на ведение таких государственных информационных систем органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подведомственные им государственные бюджетные учреждения), применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы, материалы.

Приходя к выводу о наличии в действиях начальника отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.5.2 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что в 2020, 2021 годах ФИО1 направила с нарушением пятидневного срока, установленного частью 2 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ, в администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области, уполномоченную на ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, документы, принятые, утверждённые и выданные администрацией Котельниковского городского поселения, подлежащие размещению в указанной системе, тем самым совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.5.2. КоАП РФ.

Так, согласно сообщению администрации Котельниковского городского поселения от 09 ноября 2020 года № 3248-01, документы, выданные администрацией Котельниковского городского поселения 30 сентября 2020 года, 01 октября 2020 года, 02 октября 2020 года, 05 октября 2020 года, 06 октября 2020 года, 08 октября 2020 года, 12 октября 2020 года, 13 октября 2020 года, 14 октября 2020 года, 16 октября 2020 года, 19 октября 2020 года, 20 октября 2020 года, 21 октября 2020 года, 22 октября 2020 года, 23 октября 2020 года, а именно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, уведомления о соответствии построенного объекта, подлежащие размещению в ГИСОГД, направлены в администрацию Котельниковского муниципального района 09 ноября 2020 года, то есть с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ.

Также с нарушением вышеуказанного срока, а именно 01 марта 2021 года, сообщением администрации Котельниковского городского поселения от 01 марта 2021 года № б/н-01, направлены документы, выданные администрацией Котельниковского городского поселения 05 февраля 2021 года, 10 февраля 2021 года, 12 февраля 2021 года, 18 февраля 2021 года.

Кроме того, из письма администрации Котельниковского городского поселения от 19 марта 2021 года № б/н-01, следует, что 19 марта 2021 года, то есть также с нарушением срока, направлены документы, выданные администрацией Котельниковского городского поселения 01 марта 2021 года, 03 марта 2021 года, 10 марта 2021 года, а именно Уведомления о соответствии построенного объекта, подлежащие размещению в ГИСОГД.

Факт совершения административного правонарушения начальником отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения ФИО1 подтверждается: протоколом об администратор правонарушении № 24 от 27 мая 2021 года, копией должностной инструкции начальника отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения, копией положения об отделе архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Котельниковского городского поселения 02 октября 2017 года № 807, копиями сообщений администрации Котельниковского городского поселения от 09 ноября 2020 года № 3248-01, от 01 марта 2021 года № б/н-01, от 19 марта 2021 года № б/н-01.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств своевременной передачи документов, выданных администрацией Котельниковского городского поселения 30 сентября 2020 года, 01 октября 2020 года, 02 октября 2020 года, 05 октября 2020 года, 06 октября 2020 года, 08 октября 2020 года, 12 октября 2020 года, 13 октября 2020 года, 14 октября 2020 года, 16 октября 2020 года, 19 октября 2020 года, 20 октября 2020 года, 21 октября 2020 года, 22 октября 2020 года, 23 октября 2020 года, 05 февраля 2021 года, 10 февраля 2021 года, 12 февраля 2021 года, 18 февраля 2021 года, 01 марта 2021 года, 03 марта 2021 года, 10 марта 2021 года в администрацию Котельниковского муниципального района, не представлено, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии вины начальника отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.5.2. КоАП РФ.

Также мировым судьей учтено, что согласно пункту 1.1 Положения об отделе архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Котельниковского городского поселения 02 октября 2017 года № 807, отдел архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения является структурным подразделением администрации Котельниковского городского поселения, который создан для оперативного решения вопросов, связанных с реализацией и использованием полномочий администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в сфере градостроительной деятельности.

В пунктах 2.3, 2.4, 2.5 данного положения указано, что основными задачами отдела являются подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, подготовка проектов разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории Котельниковского городского поселения, подготовка проектов разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории Котельниковского городского поселения.

Начальник отдела, осуществляет полномочия в соответствии с должностной инструкцией начальника отдела, утвержденной главой Котельниковского городского поселения в 2017 году.

Согласно пункту 2.28 должностной инструкции размещение информации и документов в ИСОГД относится к должностным обязанностям начальника отдела.

Таким образом, ФИО1 являясь начальником отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения в период совершения вменяемого ей правонарушения, исходя из содержания должностной инструкции, приведенных положений об отделе архитектуры и землеустройства и Градостроительного кодекса РФ, была обязана своевременно направлять в орган местного самоуправления – администрацию Котельниковского муниципального района документы, подлежащие размещению в ГИСОГД.

При назначении ФИО1 наказания, мировой судья учел характер совершённого административного правонарушения, количество эпизодов, личность, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией статьи 9.5.2 КоАП РФ.

Довод Коновой Н.Ф. о том, что протокол по делу об административном правонарушении составлен неуполномоченным на то лицо - консультантом отдела градостроительного контроля комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области ФИО3, что, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении пункта 110 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, согласно которой протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5.2 настоящего Кодекса, подлежит отклонению в виду следующего.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 13 марта 2020 года № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» ведение информационной системы уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в рабочей области государственного значения.

Данным положениям соответствует пункт 2.1 Постановления Губернатора Волгоградской области от 19 декабря 2016 года № 963 «Об утверждении Положения о комитете архитектуры и градостроительства Волгоградской области», согласно которому комитет осуществляет формирование и ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении материалов и результатов инженерных изысканий, предоставление сведений, документов и материалов в отношении содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности материалов и результатов инженерных изысканий (за исключением городского округа город-герой Волгоград, городского округа город Волжский); обеспечивает ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 1.1 «Положения о комитете архитектуры и градостроительства Волгоградской области» названный орган является органом исполнительной власти Волгоградской области.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Приказом Комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области № 18-ОД от 11 февраля 2019 года и приложением к нему установлено, что на составление протоколов по статье 9.5.2 КоАП РФ уполномочен, в том числе консультант отдела градостроительного контроля названного комитета.

Таким образом, протокол по делу об административном правонарушении составлен должностным лицом исполнительного органа государственной власти Волгоградской области, который уполномочен на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Также не свидетельствуют о незаконности постановления и доводы жалобы о не разъяснении лицу, привлекаемому к административной ответственности положений статьи 51 Конституции РФ.

Так, согласно части 1 статьи 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

По общему правилу, доказательства, полученные с нарушением закона, являются недопустимыми.

В части 3 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанным лицом в устной или письменной форме, что следует из содержания статьи 26.3 КоАП РФ.

Таким образом, по смыслу положений статей 26.2 и 26.3 КоАП РФ в их взаимосвязи с положениями статьи 51 Конституции РФ, объяснения лица, совершившего административное правонарушение, об обстоятельствах совершения административного правонарушения, полученные в отсутствии разъяснения положений части 1 статьи 51 Конституции РФ, могут быть признаны недопустимыми в случае, если лицо не подтвердило данные показания.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае Конова Н.Ф. свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.5.2 КоАП РФ, не признала, в связи с чем, ее довод о не разъяснении ей положений статьи 51 Конституции РФ не свидетельствует о нарушении ее прав.

Кроме того, как следует из уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, Коновой Н.Ф. разъяснялось право дать показания. Согласно подписки о разъяснении лицу, привлекаемому к административной ответственности, отобранной мировым судьей, Коновой Н.Ф. разъяснялись права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ.

Таким образом, каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 КоАП РФ, судья Котельниковского районного суда Волгоградской области

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 123 Котельниковского судебного района Волгоградской области от 25 августа 2021 года, в отношении начальника отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу начальника отдела архитектуры и землеустройства администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в порядке статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Е.А. Жарков