№ 12-47/2021
Дело № 72-391/2021
РЕШЕНИЕ
г. Курган 15 декабря 2021 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление дознавателя 1 отделения с дислокацией в г. Петухово отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 23 сентября 2021 г., решение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 10 ноября 2021 г., вынесенные в его отношении, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением дознавателя 1 отделения с дислокацией в г. Петухово отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 23 сентября 2021 г. открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.
Решением судьи Петуховского районного суда Курганской области от 10 ноября 2021 г. указанное постановление должностного лица изменено в части назначенного административного наказания, размер штрафа снижен до 390000 рублей. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд защитник ОАО «РЖД» ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Считает, что судья установил в действиях Общества нарушения, которые ему должностным лицом не вменялись; не дал оценки доводам жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу. Обращает внимание на то, что железнодорожные пункты пропуска установлены, как на станции Петухово, так и на станции Макушино. Поскольку поезд № был остановлен в пункте пропуска Макушино и пограничный контроль был проведен, событие административного правонарушения отсутствует. Указывает, что порядок проведения пограничного контроля грузового поезда, установленный технологической схемой, ОАО «РЖД» соблюден, что исключает наличие состава административного правонарушения. Считает, что грузовой поезд № является транзитным грузовым поездом в силу прямого указания технологической схемы станции Макушино. Приводит доводы о том, что со стороны ОАО «РЖД» принимаются постоянные меры для гарантированного предоставления поездов и локомотивных бригад для прохождения ими пограничного контроля, имеется автоматизированная система контроля. От работника, допустившего нарушение при передаче информации, истребовано письменное объяснение, он привлечен к дисциплинарной ответственности. Полагает, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.
При рассмотрении жалобы защитник ОАО «РЖД» ФИО2 на ее доводах настаивала.
Представители Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения жалобы.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 указанного Закона пропуск через Государственную границу физических лиц производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности ее пересечения лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации, либо в разрешении на ее пересечение лицами, убывающими из пределов Российской Федерации. Основанием для пропуска через Государственную границу лиц является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2012 г. № 546 утверждено положение о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации (далее – Положение).
В силу пунктов 1 и 4 Положения под пограничным контролем понимается государственный контроль, который заключается в проведении комплекса действий по признанию законности пересечения государственной границы лицами, въезжающими в Российскую Федерацию, либо в разрешении на пересечение государственной границы лицами, выезжающими из Российской Федерации, а также в осуществлении действий по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы, выявлению источников ионизирующего излучения в пунктах пропуска через государственную границу с государствами - членами Таможенного союза, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.
Содержание, последовательность и продолжительность контрольных действий при осуществлении пограничного контроля отражается в технологической схеме пограничного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, разрабатываемой в пограничном органе в порядке, определенном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В соответствии с пунктом 14 Технологической схемы организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном грузопассажирском временном многостороннем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации – Макушино, утверждённой протоколом заседания Координационного совета ЖДПП Макушино от 10 февраля 2021 г.№ 1-2021, контрольные действия в отношении грузовых поездов российского формирования, следующих с одной части территории Российской Федерации на другую часть Российской Федерации через территорию Республики Казахстан и не имеющих остановки в ЖДПП Макушино до оборудования ЖДПП Петухово в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 930 «Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» осуществляется дистанционно посредством получения данных лиц, следующих в поездах в виде электронных формализованных сообщений с применением системы АСКО-СВ и системы видеонаблюдения, расположенных на станции Петухово и на станции Коновалово.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц (работников), которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Кроме того, правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников – все это также является проявлением разумной осмотрительности лица, направленной на обеспечение его деятельности.
Как следует из материалов дела, 24 июля 2021 г. грузовой поезд №, следующий по маршруту станция Петропавловск (Республика Казахстан) – станция Курган (Российская Федерация) в безостановочном режиме, пересек Государственную Границу Российской Федерации на 5 пике 2561 километра железнодорожного полотна Петропавловского отделения Южно-Уральской железной дороги, после чего безостановочно проследовал через железнодорожную станцию Петухово, на которой установлен многосторонний железнодорожный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Петухово». Сотрудником КПП «Петухово-железнодорожный» Л.М.А. в ходе осуществления визуального контроля поезда №, посредством автоматизированной системы коммерческого осмотра «АСКО-СВ» выявлен факт нахождения в локомотиве поезда 4-х человек, в то время как согласно сведениям ОАО «РЖД» состав локомотивной бригады поезда – 2 человека. Указанное послужило основанием для предъявления требования дежурному по станции Макушино об остановке поезда на железнодорожной станции Макушино. После принудительной остановки поезда, в ходе проверки выявлены работники ОАО «РЖД» Т.А.А. и Р.Е.В., которые пересекли границу без прохождения пограничного контроля.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 27 августа 2021 г.; трудовыми договорами, и дополнительными соглашениями к ним, а также приказами о приеме на работу Т.А.А. и Р.Е.В.; письменными объяснениями Т.А.А. и Р.Е.В.; письменными показаниями свидетелей И.Д.А., Л.М.А., Т.Н.В.; постановлениями от 6 августа 2021 г. о назначении административного наказания Р.Е.В., Т.А.А. по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; расписанием движения грузового поезда №, следующего 24 июля 2021 г. по маршруту «Петропавловск-Курган», и другими материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины ОАО «РЖД» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Вопреки доводам жалобы каких-либо противоречий между выводами должностного лица и судьи, относительно вмененного Обществу правонарушения, не усматривается.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем доказательств того, что ОАО «РЖД» были приняты все зависящие от него меры, направленные на осуществление надлежащего контроля за исполнением его работниками установленных правил пересечения Государственной границы, что позволило бы соблюсти действующее законодательство в области охраны Государственной границы Российской Федерации и предупредить совершение указанного административного правонарушения, в материалах дела не содержится.
Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судьи или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения судьи. Оснований для иной оценки не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, подлежат отклонению, поскольку поезд двигался в безостановочном режиме, в том числе через станцию Петухово, а остановка на станции Макушино была вынужденной ввиду выявленных с помощью автоматизированной программы расхождений по количественному составу локомотивной бригады.
Доводы жалобы о том, что ОАО «РЖД» принимаются меры для гарантированного предоставления поездов и локомотивных бригад для прохождения ими пограничного контроля; имеется автоматизированная система контроля; не свидетельствуют об отсутствии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не влияет на законность постановления должностного лица и вынесенного судебного акта.
Кроме того, ОАО «РЖД» являясь работодателем машинистов инструкторов локомотивных бригад Т.А.А. и Р.Е.В., было обязано обеспечить соблюдение ими правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, чего сделано не было.
Обстоятельства того, что сведения об указанных работниках не были переданы по вине другого работника ОАО «РЖД», который понес ответственность, не освобождают Общество от административной ответственности за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, поскольку работодатель не убедился в надлежащей передаче информации.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Судьей районного суда обоснованно применены положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижен размер административного наказания.
Оснований для прекращения производства по делу, не усматривается.
В целом доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судьи районного суда, не влияют на правильность выводов судьи и по существу сводятся к переоценке уже оцененных судьей доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление дознавателя 1 отделения с дислокацией в г. Петухово отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 23 сентября 2021 г., решение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 10 ноября 2021 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья С.Н. Менщиков