ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/2021 от 30.08.2021 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

УИД 66MS0172-01-2021-001058-87 Дело № 12-47/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Верхняя Салда 30 августа 2021 года

Судья Верхнесалдинского районного суда Свердловской области Юкина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ТСЖ «Строителей, 34, 36» Здобнякова О.Г. на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 4 Верхнесалдинского судебного района Свердловской области Кузнецова С.Е. от 18.06.2021 г., которым товариществу собственников жилья «Строителей, 34, 36» назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Верхнесалдинского судебного района Свердловской области Кузнецова С.Е. от 18.06.2021 ТСЖ «Строителей, 34, 36» привлечено к административный ответственности за невыполнение в срок до 01.04.2021 законного предписания от 23.01.2020 № 29-24-34-646 об устранении выявленных нарушений обязательных требований должностного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, а именно: не заключило договор с ресурсоснабщающей организацией о приобретении коммунального ресурса «электрическая энергия, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Строителей, д. 34, д. 36».

В жалобе председатель ТСЖ «Строителей, 34, 36» Здобняков О.Г. полагает постановление мирового судьи подлежащим изменению, путем внесения исправлений в мотивировочную часть постановления в виде: 1. ТСЖ «Строителей, 34,36» не является исполнителем коммунальной услуги в отношении жилых помещений, а является коммунальной услугой на общедомовые нужды многоквартирного дома; 2. АО «Энергосбыт Плюс» является исполнителем коммунальной услуги (электрической энергии) потребителям собственникам жилых помещений; 3. Исключить обязанность ТСЖ «Строителей, 34,36» оплачивать сверхнормативное потребление коммунального ресурса на общедомовые нужды.

В судебное заседание представитель лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также должностное лицо, составившее протокол, не явились, о дне и месте судебного разбирательства уведомлены надлежаще.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу постановление мирового судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что сотрудниками Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена проверка в отношении ТСЖ «Строителей, 34, 36», по результатам которой 23.01.2020 товариществу выдано предписание № 29-24-34-646 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, которое заинтересованными лицами обжаловано не было.

Из указанного правового акта следует, что ТСЖ «Строителей, 34, 36», с учетом продления срока исполнения предписания, в срок до 01.04.2021 необходимо заключить договор с ресурсоснабщающей организацией о приобретении коммунального ресурса «электрическая энергия, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах - Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Строителей, д. 34, д. 36».

На основании приказа заместителя директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 02.04.2021 № 29-24-38-79, в отношении ТСЖ «Строителей, 34, 36» проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт № 29-24-40-79, из которого явствует, что п. 1 указанного правового акта не выполнен.

Перечисленное является нарушением ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. 2, 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее Правила № 124).

На основании полного и всестороннего исследования доказательств и оценки их в совокупности, мировой судья обоснованно пришел к выводу о виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении мировым судьей вынесено оспариваемое постановление о назначении юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Достоверность и допустимость всех доказательств мировым судьей проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.

Из материалов дела усматривается, что все процессуальные действия в отношении ТСЖ «Строителей, 34, 36» проведены в строгой последовательности, составленные в отношении юридического лица процессуальные документы логичны и последовательны.

В силу требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей установлено наличие события административного правонарушения, лицо, подлежащее ответственности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В постановлении содержится мотивированное решение по делу, действия ТСЖ «Строителей, 34, 36» квалифицированы верно по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод представителя ТСЖ «Строителей, 34, 36» Здобнякова О.Г. о том, что товариществом предприняты все меры, зависящие от них, по исполнению предписания, был проверен мировым судьей и получил надлежащую оценку в оспариваемом постановлении.

Мировым судьей учтено, что за период 2020 года ТСЖ «Строителей, 34, 36» велась активная переписка с руководством АО «ЭнергосбыТ Плюс» с целью заключения соответствующего договора, однако предложенные условия приняты не были. В 2021 году мер по заключению договора с ресурсоснабщающей организацией о приобретении коммунального ресурса «электрическая энергия», потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Строителей, д. 34, д. 36, не принималось. Исковое заявление к АО «ЭнергосбыТ Плюс» со стороны ТСЖ «Строителей, 34, 36» о понуждении заключить соответствующий договор в суд не направлялось, что указывает на недостаточность принятых мер, направленных на исполнение предписания контрольного органа, хотя имелась реальная возможность к этому.

Оснований не согласиться с указанными выводами мирового судьи не имеется.

Доводы жалобы о внесении изменений в описательно-мотивировочную часть постановления несостоятельны и не влекут отмену судебного постановления, выводы мирового судьи не имеют противоречий.

Так, с 31.07.2019 года Правила № 124 дополнены новым основанием заключения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, не являющимися исполнителями коммунальных услуг. Такое основание указано в пункте 21.1 Правил N 124, в соответствии с которым управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В указанных целях внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пункте 2 Правил N 124, а также в пункт 4 Правил N 124. Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21.1 Правил N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 исполнителями.

При заключении договора ресурсоснабжения, указанного в пункте 21.1 Правил N 124, ресурсоснабжающая организация и исполнитель обязаны руководствоваться общим установленным Правилами N 124 порядком заключения договоров ресурсоснабжения с учетом специальных правил установления в заключаемом в соответствии с пунктом 21.1 Правил N 124 договоре ресурсоснабжения порядка определения объема коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 124, исходит из положения части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.

При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац 2 пункта 64 Правил N 354). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы.

Схема договорных отношений по поставке ресурсов не меняется, а исполнитель коммунальных услуг не освобождается от обязанности оплатить эти ресурсы, в том числе и на общедомовые нужды, в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.

Таким образом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребляемых энергоресурсов, в том числе и на общедомовые нужды, остается именно исполнитель (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015)).

С учетом изложенного ТСЖ «Строителей, 34, 36» как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей его функций и обязанностей обязан оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом, в том числе, производить оплату сверхнормативного потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что ТСЖ «Строителей, 34, 36» обоснованно привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Вид и размер назначенного ТСЖ «Строителей, 34, 36» наказания определены мировым судьей правильно, с учетом характера совершенного правонарушения, наказание назначено справедливое, в пределах санкции статьи.

Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, поэтому оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Верхнесалдинского судебного района Свердловской области от 18.06.2021 по делу №5-258/2021 в отношении ТСЖ «Строителей, 34, 36» - оставить без изменения, а жалобу председателя ТСЖ «Строителей, 34, 36» Здобнякова О.Г. – без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке ст.30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы в кассационный суд.

Судья Юкина Е.В.