ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/2022 от 25.03.2022 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 12-47/2022

РЕШЕНИЕ

город Онега

25 марта 2022 года

Судья Онежского городского суда Архангельской области Кузнецов А.А., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Макарова М.А. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Харюшина А.В. от 04 марта 2022 года,

установил:

постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Ненецкому автономному округу (далее - ОСП по Онежскому району) Харюшина А.В. от 04 марта 2022 года администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее - администрация МО «Онежский муниципальный район») привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, исполняющий обязанности главы администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Макаров М.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить и прекратить производство по делу.

В обоснование жалобы указано, что решением Онежского городского суда Архангельской области по делу № 2-183/2014 на администрацию муниципального образования «Покровское» возложена обязанность организовать на территории поселка Верхнеозерский Онежского района водоснабжение населения, в том числе питьевой водой, соответствующей требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем водоснабжения. Контроль качества».

Администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» предпринимаются все меры по исполнению решения суда. Однако решение не исполнено в полном объеме по объективным причинам.

В целях улучшения качества питьевой воды Правительством Архангельской области утверждена региональная программа «Чистая вода (2019-2024)» № 403-пп от 30 июля 2019 года. В указанную программу включены работы по строительству и подключению водоочистных станций, реконструкции водонасосных сооружений, реконструкции существующей системы водопроводных сетей и строительство новых сетей п. Верхнеозерский Онежского района.

Во исполнение решения суда, муниципальным казенным учреждением «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» разработаны технические задания на разработку проектной и рабочей документации по объекту «Строительство и подключение блочно-модульной водоочистной станции и реконструкции водонасосных сооружений п. Верхнеозерский Онежского района».

В настоящее время технические задания на разработку проектной и рабочей документации по объекту «Строительство и подключение блочно-модульной водоочистной станции и реконструкции водонасосных сооружений п. Верхнеозерский Онежского района» согласованы и утверждены министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области. Работы по разработке проектно-сметной документации на строительство указанных объектов планируется в 2022-2023 гг.

В состав работ по строительству и подключению блочно-модульной водоочистной станции и реконструкции водонасосных сооружений п. Шомокша Онежского района входят работы по разработке зон санитарной охраны.

В случае проведения министерством ТЭК и ЖКХ заявочной кампании на предоставление субсидии в 2022 году на проведение работ по разработке проектной документации, администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» направит заявку на разработку проектной и рабочей документации по объекту «Строительство и подключение блочно-модульной водоочистной станции и реконструкции водонасосных сооружений п. Верхнеозерский Онежского района».

В судебном заседании законный представитель либо защитник администрации МО «Онежский муниципальный район» не участвовали, о времени и месте судебного заседания Администрация извещена надлежащим образом, каких-либо ходатайств на момент вынесения настоящего решения в суд не представлено.

Представитель отделения судебных приставов по Онежскому району УФССП по Архангельской области и НАО Харюшин А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена при данной явке участников производства по делу.

Проверив материалы дела в полном объеме, выслушав должностное лицо, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Онежского городского суда Архангельской области от 07 февраля 2014 года, вступившим в законную силу 12 марта 2014 года, на администрацию муниципального образования «Покровское» Онежского района Архангельской области возложена обязанность в срок до 08 июля 2014 года организовать на территории поселка Верхнеозерский Онежского района водоснабжение населения, в том числе питьевой водой, соответствующей требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем водоснабжения. Контроль качества».

По данному предмету взыскания судом выдан исполнительный лист, постановлением отделения судебных приставов по Онежскому району от 03 февраля 2020 года повторно (ранее 21 марта 2014 года № 4718/14/40/29) возбуждено исполнительное производство № 10701/20/29040-ИП и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Определением Онежского городского суда Архангельской области от 18 сентября 2017 года произведена замена стороны должника в исполнительном производстве № 4718/14/40/29 от 21.03.2014 с администрации муниципального образования «Покровское» на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район».

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 15 июня 2015 года с администрации муниципального образования «Покровское» был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

На основании требования судебного пристава-исполнителя должнику был установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 05 октября 2021 года. Требование получено должником 04 июня 2021 года.

Однако содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок и до настоящего времени должником в полном объеме не исполнены.

Фактические обстоятельства и вина администрации МО «Онежский муниципальный район» в совершении инкриминируемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; копиями материалов исполнительного производства, в том числе исполнительным листом, постановлением о возбуждении исполнительного производства, постановлением о взыскании исполнительского сбора, требованием об исполнении исполнительного документа.

Имеющиеся в материалах дела доказательства получены в установленном законом порядке, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.

В жалобе на постановление административного исполняющий обязанности глава администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Макаров М.А. не оспаривает, что администрация муниципального образования является должником по исполнительному производству и не исполнила в полном объеме содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Неисполнение в полном объеме должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Совокупность представленных в дело доказательств является достаточной, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности администрации МО «Онежский муниципальный район» в совершении инкриминируемого административного правонарушения.

Доводы, приведенные законным представителем в жалобе, которые фактически сводятся к отсутствию денежных средств (получению субсидии от бюджета Архангельской области), не влекут отмену постановления административного органа.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет остановлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда по объективным причинам в срок, установленный для исполнения, администрация МО «Онежский муниципальный район» ни судебному приставу-исполнителю, ни в суд не представила. Также материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих тот факт, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.

Отсутствие бюджетного финансирования достаточного для исполнения решения суда не может признаваться уважительной причиной неисполнения решения суда, и не исключает виновность должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению населения питьевой водой не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.

В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.

В силу части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Доказательств направления администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» предложений о выделении бюджетных ассигнований на исполнение указанного решения суда с соблюдением порядка и сроков составления проекта соответствующего местного бюджета, т.е. включались ли самой администрацией в проект решения о местном бюджете обязательства на исполнение решения суда либо вносились в установленном порядке предложения о перераспределения денежных средств для исполнения конкретного решения суда, не представлено.

Доказательств совершения каких-либо действий, направленных на исполнение решения суда в полном объеме после получения требования судебного пристава-исполнителя в материалы дела также не представлено.

Разработка и утверждение технического задания в рамках реализации региональной программы «Чистая вода» не относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу, поскольку обязанность по организации на территории поселка Верхнеозерский Онежского района водоснабжение населения, в том числе питьевой водой, соответствующей требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01, вытекает из положений части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ.

Совершенное правонарушение посягает на принципы обеспечения эффективности судебного решения, реальное и своевременное восстановление права граждан.

Поэтому с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя и тяжести наступивших последствий данное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено администрации МО «Онежский муниципальный район» в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1-4.3 КоАП РФ, и является минимальным.

Обстоятельств, предусмотренных статей 24.5 КоАП РФ, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по данному делу не имеется.

Оснований для освобождения от административной ответственности администрации МО «Онежский муниципальный район» и обстоятельств, исключающих производство по делу, не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Ненецкому автономному округу Харюшина А.В. от 04 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Макарова М.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Онежский городской суд.

Судья подпись А.А. Кузнецов

...