ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-47/2023КОПИ от 14.11.2023 Верхнекетского районного суда (Томская область)

Дело № 12-47/2023 К О П И Я

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

Томская область, Верхнекетский район,

р.п. Белый Яр 14 ноября 2023 года

Судья Верхнекетского районного суда Томской области Юрастова Е.В.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Бармина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Администрации Макзырского сельского поселения Верхнекетского района Томской области, - Бармина А.А.,

на постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области от 21 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО5 от 21 апреля 2023 года Администрация Макзырского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей по тем основаниям, что 21 февраля 2023 года в 00 часов 00 минут 00 секунд в п. Лисица Верхнекетского района Томской области, ул. Новая, д. 26, Администрацией Макзырского сельского поселения не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа. В постановлении указано, что Администрация Макзырского сельского поселения 24 июня 2022 года привлекалась к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. 28 декабря 2022 года в Администрацию Макзырского сельского поселения, являющуюся должником по исполнительному производству -ИП, направлено постановление о назначении нового срока исполнения обязанности разработать и представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестр» по Томской области документы для внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об утверждении правил землепользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карту (план) объекта землеустройства, в срок до 20 февраля 2023 года, однако в установленный срок решение суда не исполнено.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Бармин А.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, подал жалобу на названное постановление, которое просил отменить, прекратив производство по делу в виду отсутствия состава административного правонарушения, ссылаясь при этом на ст. ст. 2.1, 24.1, 24.5, 29.5, 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», указал, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Следовательно, если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, во вновь установленный срок без уважительных причин, судебный пристав - исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении, при составлении которого должна быть установлена вина должника, что не было учтено при вынесении обжалуемого постановления. В данном случае должностное лицо не установило виновность Администрации Макзырского сельского поселения в совершении административного правонарушения, невиновность же подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе письмом Администрации Макзырского сельского поселения от 13 апреля 2023 года .

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Администрации Макзырского сельского поселения, его защитник Дергачева Е.С., представитель взыскателя, представитель заинтересованного лица, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, надлежаще извещенные о месте, дате и времени рассмотрения дела по жалобе, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступило, в связи с чем судья в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Защитник Администрации Макзырского сельского поселения Бармин А.А. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, дополнительно пояснил, что в настоящее время решение Верхнекетского районного суда Томской области от 26 февраля 2016 года исполнено, 2 августа 2023 года исполнительное производство -ИП было окончено.

Заслушав защитника Бармина А.А., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующему.

Положения п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ устанавливают, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. ст. 2.1, 24.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве), в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 Закона об исполнительном производстве.

Согласно статьям 105 и 113 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин, во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Верхнекетского районного суда Томской области от 26 февраля 2016 года административное исковое заявление прокурора Верхнекетского района Томской области, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Макзырского сельского поселения, удовлетворено. Признано незаконным бездействие административного ответчика по непредставлению сведений в Государственный кадастр недвижимости, в том числе сведений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территории: об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карты (плана) объекта землеустройства. На Администрацию Макзырского сельского поселения возложена обязанность в срок до 1 июля 2017 года разработать и представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области документы для внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий; об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка, карты (плана) объекта землеустройства (дело № 2а-39/2016). Решение вступило в законную силу 30 марта 2016 года (л.д. 80-83).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнекетскому району УФССП России по Томской области на основании исполнительного листа ФС , выданного Верхнекетским районным судом Томской области ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство -ИП, которое передано в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области с присвоением -ИП (л.д. 41, 42-43, 14).

Верхнекетским районным судом Томской области по заявлению Администрации Макзырского сельского поселения предоставлялись отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда: до 1 декабря 2017 года (определение от 5 мая 2017 года); до 1 февраля 2018 года (определение от 19 декабря 2017 года); до 12 февраля 2020 года (определение от 6 сентября 2018 года); до 31 декабря 2021 года (определение от 15 февраля 2021 года). Определениями суда от 16 февраля 2018 года, 10 марта 2020 года, 19 января 2022 года в предоставлении отсрочки было отказано (указанная информация отображена в определении Верхнекетского районного суда Томской области от 19 января 2022 года по делу № 13а-12/2022, вступившим в законную силу 10 февраля 2022 года, л.д. 85).

Постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области от 24 июня 2022 года Администрация Макзырского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей (постановление вступило в законную силу 16 июля 2022 года) (л.д. 38-39). Штраф в размере 30 000 рублей Администрацией Макзырского сельского поселения не оплачен, о чем указано в протоколе об административном правонарушении от 23 марта 2023 года , и что не оспаривается лицами, участвующими в деле (л.д. 22-23).

В связи с неисполнением решения суда, постановлением от 28 декабря 2022 года судебным приставом - исполнителем Администрации Макзырского сельского поселения установлен новый срок исполнения решения суда – до 20 февраля 2023 года (л.д. 35). Копия постановления получена должником 13 января 2023 года, обжаловано не было (л.д. 37).

23 марта 2023 года судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, вновь установленный после наложения административного штрафа, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, по которому уполномоченным должностным лицом 21 апреля 2023 года вынесено оспариваемое постановление.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства судьей установлено и подтверждается материалами дела, что 21 февраля 2023 года в 00 часов 00 минут 00 секунд Администрация Макзырского сельского поселения, находящаяся по адресу: Томская область, Верхнекетский район, п. Лисица, ул. Новая, д. 26, являясь должником по исполнительному производству , в срок, вновь установленный в постановлении от 28 декабря 2022 года о назначении нового срока исполнения требований, указанных в исполнительном документе, а именно – до 20 февраля 2023 года, после наложения административного штрафа не исполнила требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, выданном Верхнекетским районным судом Томской области, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Факт совершения Администрацией Макзырского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, подтверждается следующими документами: исполнительным листом ФС , выданным на основании решения Верхнекетского районного суда Томской области; постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением о назначении нового срока исполнения требований от 28 декабря 2022 года; протоколом по делу об административном правонарушении от 23 марта 2023 года.

Судьей установлено, что при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом были изучены обстоятельства, представленные Администрацией Макзырского сельского поселения в обоснование уважительности причин неисполнения судебного решения, о чем имеется ссылка на информацию, содержащуюся в письме от 16 февраля 2023 года и приложенных к нему документах.

Как следует из информации, предоставленной Главой Макзырского сельского поселения судебному приставу-исполнителю 16 февраля 2023 года, исх. (л.д. 28-34), Администрация не имеет возможности исполнить судебное решение в установленные судебным приставом - исполнителем сроки, так как для этого требуется больше времени. Как следует из обжалуемого постановления, должностным лицом указанные обстоятельства изучены, приняты во внимание, однако оценены как не являющиеся основанием для освобождения от ответственности должника, поскольку сведений о наличии объективных непреодолимых причин, препятствующих исполнению, судебному приставу не представлено, материалами исполнительного производства не подтвержден факт принятия Администрацией Макзырского сельского поселения исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований исполнительного документа.

Доводы о том, что при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не приняты во внимание возражения Администрации Макзырского сельского поселения, направленные 13 апреля 2023 года, исх. (л.д. 75-77, 51-73), отклоняются судьей как необоснованные, поскольку указанные возражения до вынесения обжалуемого постановления судебному приставу-исполнителю не поступили и в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.

Вместе с тем, документы, направленные вместе с пояснениями Администрацией Макзырского сельского поселения судебному приставу-исполнителю, копии которых были представлены в судебное заседание, изучены судьей при рассмотрении жалобы.

Так, в письме Администрации Макзырского сельского поселения от 13 апреля 2023 года указаны обстоятельства, аналогичные указанным в письме от 16 февраля 2023 года, которое анализировалось должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления. Дополнительно указаны сведения о проведенных мероприятиях, связанных с выполнением рекомендаций регистрирующего органа в период с 14 февраля по 13 апреля 2023 года.

Давая оценку письменным пояснениям Администрации Макзырского сельского поселения от 16 февраля и 13 апреля 2023 года, судья приходит к выводу, что должником не были приняты все от него возможные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения штрафа. Свидетельством тому является отсутствие в этот период обращений за отсрочкой исполнения решения суда, а также ходатайств о продлении срока, предоставленного судебным приставом – исполнителем для исполнения решения суда, несмотря на то, что Администрации было заведомо известно, что к установленному сроку решение суда не будет исполнено в полном объеме.

В судебное заседание защитником были представлены документы в подтверждение того, что неисполнение решения суда связано с возникновением технического сбоя в программе ФГБУ «ФКП Росреестра» (инцидент) в декабре 2022 года, на который Администрация не могла повлиять и в связи с которым увеличились сроки исполнения решения суда. Так, в письме от 13 апреля 2023 года исх. содержатся сведения о том, что 30 ноября 2022 года Администрацией направлено заявление в ЕГРН о постановке на учет территориальной зоны Т-1, в дальнейшем в результате технического сбоя в системе регистрации, ответ на указанное заявление направлен директором ФГБУ «ФКП Росреестр» 14 февраля 2023 года. Из данного ответа и уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений от 14 февраля 2023 года (л.д. 61, 62) следует, что невозможность внесения сведений о территориальной зоне «Зона улично-дорожной сети (Т-1)» связана с выявлением пересечения с границей территориальной зоны 70:04-7.93. Администрацией Макзырского сельского поселения в адрес филиала ППК «Роскадастр» по Томской области диски с описанием границ зоны Т-1 направлены 27 февраля 2023 года после устранения кадастровым инженером замечаний (л.д. 63-65) (получены 9 марта 2023 года (л.д. 66-69)), то есть за пределами установленного судебным приставом-исполнителем срока – 20 февраля 2023 года. Кроме того, в тот же день были направлены диски с описанием границ других территориальных зон Т-4 п. Лисица и Сп-1, Сп-2 Макзырского сельского поселения. Каких-либо пояснений тому, по какой причине 27 февраля 2023 года в филиал ППК «Роскадастр» по Томской области были направлены документы в отношении территориальных зон Т-4, Сп-1, Сп-2, а не только в отношении зоны Т-1, материалы дела не содержат, защитник Бармин А.А. также не смог дать разъяснения по данному вопросу. Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что Администрацией к установленному сроку кадастровые работы в полном объеме не были выполнены. 12 апреля 2023 года по сообщению филиала ППК «Роскадастр» по Томской области сведения о границах территориальных зон, за исключением зоны Т-1, внесены в ЕГРН (л.д. 71-72). 13 апреля 2023 года в адрес Администрации направлено сообщение о технических проблемах, связанных с работой программного комплекса ФГИС ЕГРН при рассмотрении поступивших документов о местоположении границ территориальной зоны Т-1, в связи с чем создан инцидент (л.д. 73). Таким образом, невозможность исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок – до 20 февраля 2023 года, не была связана исключительно с техническим сбоем в программе.

Представленная в судебном заседании защитником Барминым А.А. информация: телефонограммы от 13 апреля 2023 года, копия постановления СПИ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения, копия протокола от 23 марта 2023 года об административном правонарушении, скриншот от 13 апреля 2023 года, не подтверждает факт принятия Администрацией Макзырского сельского поселения исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.

О дате рассмотрения дела об административном правонарушении – 21 апреля 2023 года, глава Макзырского сельского поселения была уведомлена заблаговременно 3 апреля 2023 года, в связи с чем имела возможность предоставить пояснения и подтверждающие документы должностному лицу в срок до 21 апреля 2023 года любым способом, в том числе направив их на адрес электронный почты, однако своим правом не воспользовалась, документы, отправленные заказным письмом, были получены должностным лицом только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78). Глава не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела с 21 апреля 2023 года, не поставила в известность должностное лицо, уполномоченное рассматривать протокол об административном правонарушении и материалы к нему, ФИО5

Уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П). В данном случае основной причиной неисполнения судебного решения является недоработка документов, устранение ошибок, недочетов и корректировки кадастровой документации, подготавливаемой подрядчиком по гражданско-правовым договорам.

Данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан. Администраций сельского поселения не были приняты все зависящие от нее меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

При таких обстоятельствах, у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Оценивая представленные по делу доказательства, судья считает обоснованным привлечение Администрации Макзырского сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, при этом доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности постановления от 21 апреля 2023 года. Несогласие защитников с оценкой доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, соблюден срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено, в связи с чем оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области ФИО5 от 21 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Макзырского сельского поселения Верхнекетского района Томской области, - оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бармина А.А., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья (подписано) Е.В. Юрастова

Копия верна

Судья Е.В. Юрастова

Оригинал решения находится в деле № 12-47/2023 в Верхнекетском районном суде Томской области.

70RS0013-01-2023-000233-80

На момент размещения на сайт не вступило в законную силу.