Судья Савченко М.П. дело № 12-480/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 7 – 739 12 октября 2021 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, действующей в интересах ФИО2 по доверенности, на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – <данные изъяты> ФИО2,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) должностное лицо – <данные изъяты> ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей за то, что являясь <данные изъяты> нарушил условия предоставления <данные изъяты> субсидии на развитие племенного животноводства, в целях возмещения части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород), установленные пунктом 2.11 Порядка предоставления субсидии на развитие племенного животноводства, на развитие племенного мясного скотоводства, на приобретение эмбрионов, оборудования, материалов, семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, являющегося приложением №6 Государственной программе автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 05 октября 2018 года № 344-п (в редакции от 15 мая 2020 года) и установленные пунктом 3.1.2 Соглашения требования о предоставлении из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры субсидии, предусмотренной государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие агропромышленного комплекса» от (дата)(номер), а именно при непредставлении получателем субсидии документов, подтверждающих факт производственных затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1, действующей в интересах ФИО2, без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1, действующая в интересах ФИО2 выражает несогласие с постановлением должностного лица и принятым по жалобе решением судьи, просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что действия <данные изъяты> по подписанию приказа на основании которого перечислена субсидия <данные изъяты> не содержат признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Документы <данные изъяты> предоставило в полном объеме и в соответствии с требованиями, установленными Порядком предоставления субсидии на развитие племенного животноводства, на развитие племенного мясного скотоводства, на приобретение эмбрионов, оборудования, материалов, семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.
В судебном заседании ФИО1, действующая в интересах ФИО2, на доводах жалобы настаивала в полном объеме, просила постановление должностного лица и решение судьи Ханты-Мансийского районного суда отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, действующую в интересах ФИО2, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.
Общие правила предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам установлены статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 – 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 № 344-п утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса».
В приложении № 6 к данной государственной программе определен Порядок предоставления субсидий, на развитие племенного мясного скотоводства, на приобретение эмбрионов, оборудования, материалов, сельскохозяйственных животных (далее – Порядок).
Пунктами 1.2 и 1.3 Порядка предусмотрено, что субсидия предоставляется Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, с целью возмещения части затрат при осуществлении следующих видов деятельности:
-содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород);
-приобретение эмбрионов племенного крупного рогатого скота (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород), в том числе по импорту;
-содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород;
-приобретение эмбрионов племенного крупного рогатого скота специализированных мясных пород, в том числе по импорту;
-приобретение оборудования, материалов для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
-приобретение семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.
Субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям: юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, при наличии маточного поголовья сельскохозяйственных животных 100 и более условных голов (далее - Получатели). Количество маточного поголовья сельскохозяйственных животных рассчитывается в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 63 "Об утверждении документов, предусмотренных правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2012 года N 1257".
Субсидия предоставляется при наличии лимитов, предусмотренных в бюджете автономного округа на ее выплату.
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка основанием для перечисления субсидии является соглашение о предоставлении субсидии (далее – Соглашение), заключенное между Департаментом и Получателем.
Форма и содержание Соглашения должны отвечать требованиям, предусмотренным соответственно пунктами 1.7 и 1.8 Порядка.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка заявители для получения субсидии предоставляют в Департамент документы, перечень которых определен пунктом 2.1.1 Порядка.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Кроме того, на основании пункта 2.2 Порядка Департамент самостоятельно в течение 1 рабочего дня запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленного Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», следующие документы:
-документы об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды;
-выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
-документы, подтверждающие включение хозяйства Получателя в племенной регистр;
-документы, подтверждающие наличие у Получателя животноводческого помещения, соответствующего зоосанитарным нормам содержания сельскохозяйственных животных, вместимость которого более 100 условных голов маточного поголовья сельскохозяйственных животных;
-документы, подтверждающие наличие у женских особей старше 6 месяцев всего имеющегося поголовья сельскохозяйственных животных средств индивидуальной идентификации (электронных чипов);
-документы, подтверждающие эпизоотическое благополучие хозяйства Получателя;
-документы, подтверждающего аттестацию пункта искусственного осеменения;
Указанные документы могут быть представлены Получателем самостоятельно в день подачи заявления на предоставление субсидии.
В силу пункта 2.3 Порядка, требовать от Получателя представления документов (копий документов), не предусмотренных Порядком, не допускается.
Согласно пункту 2.5 Порядка Департамент после проверки предоставленных Получателем документов направляет их на рассмотрение созданной при Департаменте комиссии, которая принимает решение о предоставлении субсидии, которое является основанием для заключения между Департаментом и получателем субсидии соглашения.
Согласно пункту 1.6 Соглашение о предоставлении субсидии является основанием для перечисления субсидии.
Исходя из пунктов 1.8, 2.9 Порядка Соглашение не регулирует условия предоставления субсидии, а определяет порядок, сроки и на какие счета Департамент перечисляет субсидию.
Пункт 2.8 Порядка содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии:
-нарушение установленного срока предоставления документов, указанных в пунктах 2.1, 2.6 Порядка;
-непредставление Получателем документов, указанных в подпунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 пункта 2.1, пункте 2.6 Порядка, в полном объеме;
-выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности;
-несоответствие Получателя требованиям, установленным пунктами 1.3, 1.4, 1.10, 1.11 Порядка.
В случае отсутствия оснований, предусмотренных в пункте 2.8 Порядка, Департамент осуществляет перечисление субсидии Получателю в пределах утвержденных бюджетных ассигнований. Перечисление средств осуществляется в порядке, сроки и на счета, установленные Соглашением (пункт 2.9 Порядка).
Из материалов дела усматривается, что заявление со всеми требуемыми Порядком документами, предоставленными <данные изъяты> были рассмотрены (дата) на заседании комиссии Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, которая приняла решение о предоставлении субсидии.
Соглашение о предоставлении субсидии заключено (дата), которое и послужило основанием для перечисления субсидии.
Документы <данные изъяты> предоставлены в соответствии с требованиями, установленными Порядком предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка субсидия предоставляется по ставке согласно приложению №3 к госпрограмме автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса», согласно которому на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород на одну условную голову в год предоставляется субсидия в размере <данные изъяты>
Количество голов подтверждается предоставленной заявителем справкой-расчетом о движении поголовья сельскохозяйственных животных за месяц, предшествующий отчетному, по формам, утвержденным Департаментом, размер субсидии определяется путем умножения количества голов на ставку субсидии и ее размер указывается заявителем в справке-расчете субсидий на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, которая проверяется специалистами Департамента.
Согласно оспариваемому постановлению <данные изъяты> ФИО2, подписавшему (дата) Приказ (номер)-(номер) о предоставлении <данные изъяты>» субсидии на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, оформленной Соглашением от (дата), вменено нарушение требований пункта 2.11 Порядка предоставления субсидии и пункта 3.1.2 Соглашения, предусматривавшего в качестве условия предоставления субсидии представление Получателем в Департамент документов, подтверждающих факт произведённых Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия.
Ссылаясь на указанные нормативные положения, защитник в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении приводила конкретные доводы об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, а именно о том, что решение о предоставлении Получателю субсидии и приказ о перечислении средств субсидии Департаментом были оформлены в соответствии с Порядком и Административным регламентом, предоставление же Получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения, Порядком не предусматривалось и требовать такие документы от Получателя на стадии предоставления субсидии Департамент не мог в силу пункта 2.3 Порядка.
Вместе с тем, указанные доводы жалобы не получили правовой оценки в решении суда. Судья районного суда не выполнил возложенную на него Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность по всестороннему, полному и объективному выяснению всех обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.
Таким образом, решение судьи подлежит отмене, а доводы защитника должны быть предметом исследования в рамках нового производства по жалобе этого лица на постановление по делу об административном правонарушении.
При новом пересмотре настоящего дела, судье районного суда, следует принять во внимание бланкетный характер части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку она подлежит применению с учётом положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и других норм отраслевого законодательства, в том числе регионального законодательства, регламентирующего условия предоставления субсидий.
Также следует учесть, что соглашение о предоставлении субсидии не является нормативным правовым актом – его содержание должно соответствовать установленным нормативным требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 и статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – <данные изъяты> ФИО2 отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Ханты-Мансийский районный суд в ином составе суда.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры С.М. Ушакова