ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-481/19 от 10.07.2019 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № № ******

УИД № № ******

РЕШЕНИЕ

«10» июля 2019 года г. Екатеринбург

Судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стоянов Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Журавлева А.В. на постановление государственного инспектора отдела надзора за соблюдением летных стандартов, сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта и деятельностью авиации общего назначения УГАН НОТБ УФО Ространснадзора Голубенко П.А. от 09.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Журавлева Андрея Валерьевича,

установил:

Постановлением должностного лица от 09.04.2019 бортовому механику воздушного судна Ми-8 Журавлеву А.В. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.5 КоАП РФ.

Журавлев А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы заявитель пояснил, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку, являясь бортмехаником в составе летного экипажа воздушного судна, функций по управлению воздушным судном он не осуществляет. Также заявитель полагает, что при допуске его к полету не нарушены требования п. 5.84 ФАП-128, поскольку все необходимые подготовки на момент полета им пройдены в установленном порядке.

В судебном заседании защитник Журавлева А.В. – Наговицын А.В. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснив, что Журавлев А.В. не осуществлял управление воздушным судном, доказательств обратного должностным лицом в материалы дела не представлено, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения. Кроме того, должностным лицом в материалы дела не представлено доказательств надлежащего извещения Журавлева А.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Просил отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо Голубенко П.А. в судебном заседании пояснил, что событие административного правонарушения и виновность Журавлева А.В. в его совершении подтверждаются совокупностью представленных в материалы дел доказательств. Полагает, что Журавлев А.В., являясь бортмехаником, в силу должностных обязанностей, воздействует на силовую установку и органы управления воздушного суда, а также следит за его техническим состоянием, следовательно, участвует в управлении воздушным судном. Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено Журавлеву А.В. заблаговременно посредством электронной почты на адрес, указанный заявителем. Впоследствии Журавлев А.В. направил ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие и направлении всех процессуальных документов по этому же адресу электронной почты. Просил отказать в удовлетворении жалобы.

Заслушав пояснения защитника и должностного лица, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 статьи 11.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

В силу ч. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

В состав летного экипажа гражданской авиации согласно п. 1 Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 04.08.2015 N 240, помимо прочих, входят пилот и бортинженер (бортмеханик).

Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации утверждены Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (далее – ФАП № 147).

Приказ Минтранса России от 31.07.2009 N 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».

Должностным лицом в ходе административного расследования, возбужденного по результатам проведенной в отношении АО «Авиакомпания «Геликс» плановой выездной проверки, установлено, что Журавлев А.В., являясь бортмехаником воздушного судна Ми-8, принадлежащего АО «Авиакомпания «Геликс», 19.03.2019 в 04:45 UTC в г. Екатеринбурге (аэропорт «Кольцово») выполнил полет на воздушном судне без надлежащей подготовки членов лётного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей, а именно: без теоретической подготовки к выполнению полетов в условиях сдвига ветра, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку, не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев (дата крайней тренировки 12.10.2017); без тренировки на летном тренажере по сценарию обстановки реального полета по маршруту не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев (дата крайней тренировки 27.10.2017). Таким образом, по мнению должностного лица, Журавлев А.В. нарушил требования п. 5.84 ФАП № 128 и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 11.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, с выводами должностного лица о наличии в действиях Журавлева А.В. состава административного правонарушения не представляется возможным согласиться.

Так, обязательным признаком состава правонарушение является факт управления воздушным судном лицом, не имеющим право управления.

Таким образом, субъектом административной ответственности может быть только лицо, осуществляющее управление воздушным судном.

Должностным лицом в материалы дела не представлено доказательств управления Журавлевым А.В. 19.03.2019 воздушным судном Ми-8, при этом доводы должностного лица о проведении заявителем в ходе полета и при его подготовке манипуляций с органами управлениями и силовой установкой воздушного судна, не свидетельствуют об управлении воздушным судном.

Управление воздушным судном осуществляют только пилот (КВС) или КВС и второй пилот, имеющее свидетельство пилота, которое бортинженер (бортмеханик) получать не должен в целях допуска к выполнению полетов.

Кроме того, указанный вывод также следует из системного анализа положений разделов II, IV, VI ФАП № 147 (общие требования к пилотам воздушных судов, требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота, требования к линейному пилоту) и раздела XIII ФАП № 147 (требования к обладателю свидетельства бортинженера (бортмеханика)), поскольку к бортинженеру (бортмеханику) не предъявляются требования по пилотированию воздушного судна. Также бортинженеры (бортмеханики), в отличие от пилотов, не должны проходить летную подготовку, связанную с непосредственным управлением воздушным судном, например, полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, что следует из содержания Письма Росавиации от 17.02.2012 N 6.01-295 «О направлении Методических рекомендаций по подготовке Программ по дополнительному профессиональному образованию и курсов повышения квалификации авиационного персонала и Программ подготовки пилотов гражданской авиации, имеющих перерыв в летной работе, в образовательных учреждениях и авиационных учебных центрах гражданской авиации Российской Федерации».

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Журавлева А.В. состава правонарушения

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление государственного инспектора отдела надзора за соблюдением летных стандартов, сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта и деятельностью авиации общего назначения УГАН НОТБ УФО Ространснадзора Голубенко П.А. от 09.04.2019 – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Журавлева Андрея Валерьевича – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Стоянов Р.В.