Дело № 12-481/2014
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по
делу об административном правонарушении
г. Волгоград 22 сентября 2014 года
Судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда Шумакова Т.В. (400066, <...>) рассмотрев единолично жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты> Генюта ФИО5 на постановление <данные изъяты> МРУ Росфинмониторинга по ЮФО – <данные изъяты> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
По постановлению <данные изъяты> МРУ Росфинмониторинга по ЮФО – <данные изъяты> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Не согласившись с данным постановлением, ФИО2 обратилась в суд с жалобой на предмет его отмены ввиду отсутствия состава административного правонарушения в её действиях, поскольку ООО «<данные изъяты> не осуществляет функции лизингодателя, в связи с чем на общество не распространяются обязанности по соблюдению требований, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Нарушен порядок привлечения к административной ответственности, так как заявитель не был уведомлен о дате, времени и месте составления протокола.
Заявитель ФИО2 на рассмотрение жалобы не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В этой связи, при явке представителя заявителя, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.
Представитель заявителя генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2 – ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержала доводы заявителя, изложенные в жалобе, в полном объёме. Просила постановление отменить, производство по жалобе прекратить.
Представитель МРУ Росфинмониторинга по ЮФО на рассмотрение жалобы не явился, был извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению руководитель МРУ Росфинмониторинга по ЮФО ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО в связи с территориальной удаленностью. В этой связи, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.
Выслушав представителя заявителя, изучив представленные материалы, судья находит обжалуемое постановление законным и обоснованным, а жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2 подлежащей отклонению, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Установлено, что копия обжалуемого постановления была получена ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, согласно почтовому штампу на конверте. В установленный срок ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с жалобой в <адрес> районный суд <адрес>, которая по определению судьи названного суда от ДД.ММ.ГГГГ была передана по подведомственности в Ворошиловский районный суд <адрес>. При таких обстоятельствах, срок для подачи жалобы ФИО2 пропущен не был.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проверки соблюдения ООО <данные изъяты> требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, МРУ Росфинмониторинга по ЮФО выявлены нарушения Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №
В части 1 статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001г. указан перечень субъектов правоотношений, выступающих предметом контроля за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом: граждане РФ; иностранные граждане; постоянно проживающие на территории РФ лица без гражданства; организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ как юридическое лицо (<данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством серии <данные изъяты>. Основным видом деятельности Общества является финансовый лизинг, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ, материалами дела.
На основании вышеизложенного, на Общество распространяются все права и обязанности, установленные статьей 7 Закона для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.
В нарушение п. 9 ст. 7 Федерального закона ООО «<данные изъяты>» не состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО как организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства правила внутреннего контроля Обществом не разработаны, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля не назначено, что свидетельствует о нарушении законодательства в части организации внутреннего контроля.
В соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности» при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
На основании изложенного, организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом обязаны идентифицировать лиц, находящихся на обслуживании, на предмет их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
С ДД.ММ.ГГГГ доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к Перечню, осуществляется с помощью «личных кабинетов», размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу по адресу <данные изъяты> Проверкой установлено, что в связи с тем, что Обществом не предпринято мер по постановке на учет, «<данные изъяты>» на портале не зарегистрирован, ООО «<данные изъяты> не обращалось к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, следовательно, клиенты ООО «<данные изъяты>» не проверялись на предмет причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Названные нарушения законодательства свидетельствуют о нарушении в части осуществления внутреннего контроля.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства от 29.05.2014г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к их подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации» требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в том числе специальных должностных лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 года №203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п. 6 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010года №203 обучение надлежит проводить в следующих формах: вводный инструктаж; дополнительный инструктаж; целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным, путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствование системы внутреннего контроля организаций, программ её осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях); повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).В нарушение вышеуказанных требований, руководителем ООО «<данные изъяты>» перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение, не разработан. Обучение в форме целевого инструктажа генеральным директором Общества не пройдено, дополнительные инструктажи сотрудников не проводятся, что свидетельствует о нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
Таким образом, ФИО2, являясь генеральным директором ООО «<данные изъяты>» являясь исполнительным органом общества и осуществляя руководство текущей деятельностью общества, не в полной мере исполнила свои должностные обязанности, что привело к нарушению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Факт совершения данного административного правонарушения и виновность ФИО2 подтверждается материалами дела: актом проверки ООО «<данные изъяты>» соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от ДД.ММ.ГГГГ № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации ООО «<данные изъяты>»; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе ООО «<данные изъяты>»; выпиской из ЕГРЮЛ ООО «<данные изъяты>»; уставом ООО «<данные изъяты>
Вышеизложенное также подтверждается: протоколом об административном правонарушении по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в действиях генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Действия генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2 правильно квалифицированы должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ЮФО по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все предъявленные доказательства были оценены должностным лицом МРУ Росфинмониторинга в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности именно ФИО2 как должностного лица ООО «<данные изъяты>», в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным.
Доводы представителя заявителя о том, что общим собранием участников ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ было решено об изменении основного вида деятельности Общества с «финансового лизинга» на «сдачу внаем собственного недвижимого имущества» не свидетельствуют о неправильной квалификации действий генерального директора ООО «Недар» ФИО1 на момент проведения проверки МРУ Росфинмониторинга по ЮФО.
Из вышеизложенного следует, что при производстве по данному делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения, нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в пределах санкции и в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Порядок привлечения к административной ответственности нарушен не был.
Доводы ФИО2 о том, что протокол по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, а именно, в отсутствие должностного лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, являются несостоятельными.
В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
С целью принятия мер по уведомлению лица, времени и месте составления протокола, по адресу места регистрации ФИО2 по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ направлена телеграмма с извещением о времени и месте составления протокола административном правонарушении в отношении руководителя ООО «<данные изъяты> ФИО2 по ст. 15.27 КоАП РФ. Согласно телеграммного уведомления № указанная телеграмма не доставлена - квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является. Согласно телеграммного уведомления № указанная телеграмма ФИО2 вручена в <данные изъяты>.
Кроме того, по адресу регистрации и фактического осуществления деятельности Общества (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ был направлен Приказ от 07.04.2014г. № № о проведении в отношении общества проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и Запрос на представление сведений и документов от 09.04.2014г. № (почтовый идентификатор №
Согласно информации, размещенной на сайте Почты России <данные изъяты> в разделе «Отслеживание почтовых отправлений» названное почтовое отправление вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ года. Факт вручения запроса МРУ Росфинмониторинга по ЮФО также подтверждается самим обществом в письме от ДД.ММ.ГГГГ № №
Таким образом, общество получало по адресу регистрации почтовую корреспонденцию и было уведомлено о проведении камеральной проверки соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По месту нахождения генерального директора «<данные изъяты>» - Генюта ФИО6 по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлена телеграмма с извещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2 по ст. 15.27 РФ. Согласно телеграммного уведомления № указанная телеграмма не доставлена - такого учреждения нет.
Принимая во внимание данные о надлежащем извещении должностного лица ООО «<данные изъяты>» ФИО2 о проведении проверочных мероприятий, а также получение по адресу регистрации почтовых отравлений, адресованных ООО «<данные изъяты>» судья считает, что генеральный директор общества уклонялась от получения телеграмм о составлении протоколов. Изложенное не свидетельствует о нарушении порядка привлечения к административной ответственности, поскольку генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2 была надлежащим образом уведомлена о дате и времени протокола об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих тельному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в статье 5 Федерального закона от 7.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В целях вышеназванного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, лизинговые компании.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014г. №58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» установлено, что, постановка на учет в территориальном органе организаций осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Из анализа правового смысла указанных норм следует, что организация должна принять меры по созданию целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля до заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Пунктом 3.2 Устава ООО «<данные изъяты> а также регистрацией в ЕГРЮЛ основного вида деятельности общества «финансовый лизинг», свидетельствует намерении заключать соответствующие договоры, а значит в обществе с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ уже должна была функционировать в полном объеме целостная система внутреннего контроля.
При таких обстоятельствах, <данные изъяты> МРУ Росфинмониторинга по ЮФО – <данные изъяты> ФИО3 сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ были приняты во внимание отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Наказание генеральному директору ООО «<данные изъяты> ФИО2 было назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3, 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление <данные изъяты> МРУ Росфинмониторинга по ЮФО – <данные изъяты> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» Генюта ФИО7 - оставить без изменений, а жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» Генюта ФИО8 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский Областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья <данные изъяты> Шумакова Т.В.