Дело №12-482/18 РЕШЕНИЕ 20 августа в2018 года г.Владивосток, ул.Адмирала ФИО1, д.23А Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Приморского края Н.А. Буланова, рассмотрев жалобу защитника Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края по доверенности ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку № от 17.05.2018г. по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ: Постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку № от 17.05.2018г. Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. Не согласившись с вынесенным постановлением, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края обратился в суд с жалобой, в которой указал, что административным органом не доказано событие и состава административного правонарушения. Фактически лицо привлекается к административной ответственности за согласование Департаментом письмом от 26.02.2016 №, направленным в форме электронного документа в адрес Департамента информационной политики Приморского края как в орган исполнительной власти Приморского края, осуществляющий полномочия по принятию решения о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или об отказе в его выдаче на основании Закона Приморского края от дата№-КЗ. По тексту согласования от дата№ следует, что Департамент рассмотрел схему размещения рекламных конструкций во ВГО ПК и согласовывает ее при условии размещения рекламных конструкций в соответствии с требованиями ФИО5 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Тем самым, по мнению административного органа нарушены пункт 1.5 Правил дорожного движения, пункт 3 ГОСТа Р50597-93, пункт 4.2 ГОСТа Р52289-2004. Вместе с тем, указанные пункты нормативных правовых актов не устанавливают требования и критерии в целях размещения рекламы на автомобильных дорогах. Единственным подзаконным актом, регламентирующим размещение рекламы в полосе отвода автомобильной дороги, является ГОСТ Р 52044-2003, в соответствии с которым и согласовано размещение рекламных конструкций письмом дата№. Таким образом, полагает, что в действиях Департамента отсутствует противоправное поведение, что свидетельствует об отсутствии события и состава административного правонарушения. Полагает, что днем совершения административного правонарушения является дата, следовательно, срок привлечения к административной ответственности истек дата. Просит отменить постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку № от 17.05.2018г. В судебном заседании представитель Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме. Старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку ФИО4 против доводов жалобы возражал, пояснив, что Департаментом созданы помехи в дорожном движении, рекламная конструкция установлена в пределах зоны движения пешеходов. Административное правонарушение является длящимся, срок давности начинает течь с момента выявления. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, судья приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы. Согласно ст. 12.33 КоАП РФ повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей. Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края к административной ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ явился факт умышленного создания помех в дорожном движении дата в 09 час. 30мин. по адресу: <адрес>, а именно допущена установка рекламной конструкции (в виде щитовой установки с демонстрацией рекламы, социальной рекламы на динамических системах изображений отдельно стоящая 3x6м) в полосе отвода дороги на тротуаре в нарушение п. 1.5 ПДД РФ, п. 3 ГОСТа Р50597-93, п. 4.2 ГОСТа Р52289-2004. Пунктом 1.2 Правил установлено, что тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Согласно пункту 1.5 Правил запрещается загораживать, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию. В соответствии с пунктом 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают: установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ). В соответствии с частью 4.1 статьи 25 Федерального закона № 257-ФЗ, допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях установки и эксплуатации рекламных конструкций. Согласно пункту 5 части 3 статьи 25 Федерального закона № 257-ФЗ, в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. До принятия технического регламента в Российской Федерации действует ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения (с Изменениями N 1, 2, 3, Поправкой)» (далее - Стандарт, ГОСТ Р 52044-2003). Данный Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения. Так в пункте 4.2 ГОСТ Р 52044-2003 установлены запреты при которых не может быть размещена рекламная конструкция, а именно наружная реклама не должна: - вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным; - ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения и мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства; - иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта; - издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом. В разделе 5 Стандарта определены требования к средствам наружной рекламы. Пунктом 6 ГОСТ Р 54022-2003 установлены Правила размещения средств наружной рекламы, а именно средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности, а также: - на одной опоре с дорожными знаками и светофорами;- на железнодорожных переездах, в туннелях и под путепроводами; над въездами в туннели и выездами из туннелей; - над проезжей частью; - на дорожных ограждениях и направляющих устройствах; - на подпорных стенах, деревьях, скалах, не являющихся частью дорожной инфраструктуры, и других природных объектах. Таким образом, ГОСТ Р 54022-2003 является единственным документом, определяющим требования к размещению рекламных конструкций. Более того, в соответствии с пунктом 2(2) Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата№, требования установленные ГОСТ Р 54022-2003 являются обязательными для исполнения, а именно: Разделы 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7), 6 (пункты 6.1, 6.4, 6.12, 6.13). Пункт 4.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» не регулируют размещение рекламных конструкций и не определяют требований к их размещению. В судебном заседании установлено, что департаментом информационной политики Приморского края выдано разрешение ООО «Гэллэри Сервис» на установку и размещение рекламной конструкции по адресу: <...>, в виде щитовой установки с демонстрацией рекламы, социальной рекламы на динамических системах смены изображений отдельно стоящая, размер информационного поля 3 х 6 м. Собственником или иным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, является муниципальное образование город Владивосток. Согласно указанному разрешению место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций на территории Владивостокского городского округа Приморского края, согласованной с департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, департаментом градостроительства Приморского края, департаментом культуры Приморского края, департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, и утвержденной приказом департамента информационной политики Приморского края от дата№. Установка и эксплуатация рекламной конструкции должны производиться в строгом соответствии с требованиями ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». В соответствии с актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до опоры рекламной конструкции составило - 1 метр 96 сантиметров. В соответствии с ГОСТ Р 54022-2003, зона разрешенного безопасного размещения рекламных конструкций определяется как территория за пределами коридора безопасности. Ширина коридора безопасности определяется от края проезжей части до ближайшей к краю проезжей части точки горизонтальной проекции края рекламной конструкции и составляет 0,6 метров в населенном пункте. Опоры рекламных конструкций должны быть установлены за пределами коридора безопасности, то есть на расстоянии более 0,6 метров. Беря во внимание, что расстояние от края проезжей части до опоры рекламной конструкции (ближайшей части рекламной конструкции) составило - 1,96 метра, говорит о том, что требования ГОСТ Р 54022-2003 были соблюдены, а рекламная конструкция располагалась за пределами коридора безопасности установленного в размере - 0,6 метров. Таким образом, размещенная рекламная конструкция не противоречит требованиям пунктов 5.1, 5.2, 5.4, 5.7, 6.1, 6.4, 6.12, 6.13 ГОСТ Р 54022-2003. В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. По смыслу закона, а также и из самой диспозиции ст. 12.33 КоАП РФ, следует, что создание помех для дорожного движения может быть только умышленным действием. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Таких данных суду не представлено. По мнению судьи, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края умышленно созданы помехи в дорожном движении, с учетом того, что рекламная конструкция в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» размещена в границах полосы отвода на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от дата№/р. Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края принимает решение о согласование рекламной конструкции, места ее установки и эксплуатации в части соответствия требованиям нормативных актов по безопасности движения, руководствуется исключительно требованиями ГОСТ Р54022-2003. В своем согласовании департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края указывает, что согласовывает схему размещения рекламных конструкций в том или ином районе, городском округе при условии размещения рекламных конструкций в соответствии с ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Таким образом, согласование департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края является действительным только при условии размещения рекламной конструкции требованиям ГОСТ Р 54022-2003. В случае размещения рекламной конструкции в нарушении требований ГОСТ Р 54022-2003, согласование департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края является недействительным. Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств того, что действия Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, выразившиеся в установке рекламной конструкции, носили умышленный характер, были направлены на специальное создание помех дорожному движению, в том числе движению пешеходов, судья приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение. На основании изложенного, постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку № от дата. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП РФ, в отношении Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края подлежит отмене. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ: Жалобу Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края удовлетворить. Постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Владивостоку № от 17.05.2018г., которым Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., отменить. Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней со дня его получения. Судья Н.А.Буланова |