ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-482/19 от 26.08.2019 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-482/2019

РЕШЕНИЕ

26 августа 2019 года г. Стерлитамак РБ

Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Максютов Р.З. (<...> а), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО2ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ДЛ-4 о привлечении должностного лица – директора по развитию ООО «ФИО1» ФИО2 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ДЛ-4, должностное лицо – директор по развитию ООО «ФИО1» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Из постановления следует, что Башкирской природоохранной прокуратурой во исполнение п.4 плана работы на 2 полугодие 2018 года проведена проверка соблюдения ООО «ФИО1» природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ООО «ФИО1» зарегистрировано по адресу: <адрес>, видом деятельности является сбор и обезвреживание отходов. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО1» арендует у ООО «Баш-Недвижимость» земельный участок площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на производственной площадке которого установлены и эксплуатируются две инсинераторные установки: «Volkan 750» и «BRENER-300». В процессе обезвреживания медицинских отходов на указанных установках образуется отход – зола от сжигания медицинских отходов, относящийся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов к отходу 4 класса опасности. Согласно представленной ООО «ФИО1» информации, в 2018 году образовалось 1,014 т. отхода, который на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передан на утилизацию в ООО «Ареал». Проверкой установлено, что ООО «ФИО1» на образующийся в процессе деятельности отход – зона от сжигания медицинских отходов, паспорт не разработан.

Не согласившись с указанным постановлением защитник ФИО2ФИО3 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, поскольку оно вынесено незаконно, так акт проверки соблюдения природоохранного законодательства должностным лицом был составлен ранее принятого решения о проведении проверки. Кроме того, в обосновании вопроса о привлечении к ответственности прокуратура ссылается на отсутствие паспорта отхода на золу. При проведении проверки, а также в процессе разбирательства, должностному лицу был представлен паспорт от ДД.ММ.ГГГГ на отходы I-IV класса опасности. К паспорту были представлены доказательства направления в Росприроднадзор протокол анализа пробы, сопроводительное письмо. Имеющийся у ООО «ФИО1» паспорт является действующим, поскольку согласно правилам проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п.8,9, паспорт действует бессрочно, внесение изменений не допускается. Согласно письму Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №АА-10-04-32/26588, природоохранным законодательством РФ, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены. ООО «ФИО1» ведет деятельность по обезвреживанию медицинских отходов путем сжигания, в связи с чем конечным продуктом является зола. При этом у Общества имеется паспорт отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ на золу от сжигания твердых отходов в инсинераторной установке. Оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ получено ФИО2ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании защитник ФИО2ФИО3доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что проверка ООО «ФИО1» соблюдения природоохранного законодательства должностными лицами проведена с нарушением закона, решение о проведении проверки до ООО «ФИО1» не было доведено до сведения субъекта проверки, что является грубым нарушением. Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ вялятся недопустимым доказательством, поскольку составлен с нарушениями закона, оформлен до момента принятия решения о проведения проверки, к тому же он не представлялся руководителю ООО «ФИО1».

Представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО4, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, в судебном заседании пояснила, что должностное лицо – директор по развитию ООО «ФИО1» ФИО2 правомерно привлечен к административной ответственности за совершенное им правонарушение. Пояснила, что согласно представленной ООО «ФИО1» информации, в 2018 году образовалось 1,014 т. отхода, который на основании договора от 11.01.2018г. передан на утилизацию в ООО «Ареал». Проверкой установлено, что ООО «ФИО1» на образующийся в процессе деятельности отход-зола от сжигания медицинских отходов, паспорт не разработан. Ответственным за данное нарушения в соответствии с приказом ООО «ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ. является ФИО2

ООО «ФИО1» в адрес Управления направлены копии паспортов опасных отходов, образующихся в результате деятельности Общества и копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности. ДД.ММ.ГГГГ. Управлением в адрес Общества направлены результаты проверки обоснованности установления классов опасности отходов по материалам ООО «ФИО1», по результатам которой Управлением были выявлены нарушения. Обществу было предложено устранить замечания и представить документы и обосновывающие материалы в Управление Росприроднадзора по РБ для повторной процедуры подтверждения отнесения видов отходов к конкретному классу опасности. Однако Обществом выявленные Управлением замечания устранены не были. Также стоит отметить, что ООО «ФИО1» отсутствовал паспорт отхода зола от сжигания медицинских отходов, который был введен в соответствии с принятым Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержден Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ и действующим с ДД.ММ.ГГГГг.

Старший помощник прокурора <адрес>, ФИО5, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что должностное лицо – директор по развитию ООО «ФИО1» ФИО2 правомерно привлечен к административной ответственности за совершенное им правонарушение.

Должностное лицо ФИО2 на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии с участием его защитника.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановлении, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу о6 административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ, положения данного закона приведены в настоящем постановлении в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона 89-Ф3 юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 7-Ф3 эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Башкирского природоохранного межрайонного прокурора ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение пункта 4 плана работы на 2 полугодие 2018 гада в отношении ООО «ФИО1» проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха.

В рамках проверки установлено, что основным видом деятельности общества является сбор и обезвреживание отходов. Обществом на арендованном земельном участке по адресу: <адрес>, эксплуатируются две инсинераторные установки: Volkan 750» и BRENER-300». В процессе обезвреживания медицинских отходов на указанных установках образуется отход — зола от сжигания медицинских отходов, относящийся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов к отходу 4 класса опасности.

Согласно акту проверки в нарушение статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ составленные и утвержденные паспорта на отходы 4 класса опасности у ООО «ФИО1» отсутствуют. Согласно приказу ООО «ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом за обеспечение экологической безопасности назначен директор по развитию ФИО2

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения Башкирским природоохранным межрайонным прокурором ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ФИО1» дела об административном правонарушении и вынесения постановления должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица ООО «ФИО1» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федеральный закон № 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» зола от сжигания медицинских отходов отнесен к отходу IV классу опасности (код 7 47 841 11 49 4).

С учетом вышеприведенного, поскольку указанный вид отхода внесен в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», то в силу положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ, пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712, составление на указанные отходы паспортов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами является обязательным без какой –либо предварительной процедуры подтверждения отнесения таких отходов к конкретному классу опасности.

Факт образования указанного отхода (зола от сжигания медицинских отходов) в процессе деятельности юридического лица сомнений не вызывает. В ходе проверки само юридическое лицо предоставило информацию об образовании в 2018 году 1,014 тонн указанного вида отхода, переданного на утилизацию ООО «Ареал» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, совершение ООО «ФИО1» действий (оформление паспорта отхода - зола и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов), свидетельствует о признании нарушения требований действующего законодательства, выразившегося в осуществлении деятельности без оформления в вышеназванный период паспорта отхода IV класса опасности.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности директора по развитию ООО «ФИО1» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого акта.

Наказание, назначенное директору по развитию ООО «ФИО1» ФИО2, смягчению не подлежит, соответствует характеру совершенного правонарушения, личности виновного и всех обстоятельств дела, назначено в пределах санкции статьи ст.8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ДЛ-4, вынесенное в отношении должностного лица – директора по развитию ООО «ФИО1» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2ФИО3 - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья ФИО7