Дело № 12-482/20
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
17 июля 2020 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу директора Автономной некоммерческой организации «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке №25 от 07.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.5 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 07.05.2020 директор АНО ФИО1 привлечен к административной ответственности ст.15.15.5 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Полагая данное постановление незаконным, ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав на то, что дело рассмотрено в его отсутствие; несмотря на явку в назначенное время, он не допущен к участию в судебном заседании без указания причин; ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не подавал; нарушено право на защиту; не приняты во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность, основания для применения ч.2.2 ст.4.1 или ст.2.9 КоАП РФ; нарушение выявлено в отношении одного из условий – включение в договоры (соглашения) согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителя), на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками за счет полученных денежных средств, источником финансирования обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат, иностранной валюты; иные требования, условия предоставления и использования субсидии выполнены; последствия правонарушения не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В письменных возражениях представитель Контрольно-счетной палаты ФИО2 не согласна с доводами жалобы, в том числе о признании деяния малозначительным.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Степанова А.В. доводы жалобы поддержали.
Инспектор аппарата Контрольно-счетной палаты Хабаровского края ФИО2 полагает обоснованным привлечение к административной ответственности руководителя организации.
Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, сторону защиты, должностное лицо, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правоотношениях предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.78.1 БК РФ в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.
При предоставлении субсидий, указанных в п.2 ст.78.1 БК РФ, настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет полученных средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (п.3 ст.78.1 БК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.06.2012 №212-пр утверждена программа Хабаровского края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края».
Приложением №9 к Программе определен Порядок определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (проведена смена наименования на АНО «АПИРИ ХК»), в том числе на осуществление деятельности по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.
Пунктом 2.2 Порядка определены условия предоставления субсидий, одним из которых является включение в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по договору, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты.
Основанием для предоставления Субсидий является договор, оформленный в соответствии с типовой формой, установленной министерством финансов края, заключенный между Министерством и АНО «ДАСИ», предусматривающий, в том числе обязательство о включении в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по договору, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты (п.2.4 Порядка).
Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края в 2019 году, согласно условиям, предусмотренных вышеназванным Порядком, заключен договор о предоставлении субсидии №1 с АНО «ДАСИ» в сумме 31 335,72 тыс. рублей.
Согласно пп.3.4.2 п.3.4 раздела 3 Договора №1 одним из условий предоставления субсидии также является включение в договоры (соглашения), заключаемые получателями субсидии в целях исполнения обязательств по данному договору, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление главным распорядителем средств краевого бюджета и органами государственного финансового контроля Хабаровского края проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты.
При проведении контрольного мероприятия на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета и иных источников в рамках реализации государственной программы края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» в 2019 году, в том числе на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» должностным лицом Контрольно-счетной палаты Хабаровского края установлено, что 01.01.2019, 09.01.2019, 10.01.2019, 17.01.2019, 05.02.2019, 03.04.2019, 06.05.2019, 13.05.2019, 31.05.2019, 03.06.2019, 05.06.2019, 07.06.2019, 10.06.2019, 11.06.2019, 13.06.2019, 01.07.2019, 08.08.2019, 28.08.2019, 02.09.2019, 09.09.2019, 18.09.2019, 11.10.2019, 16.10.2019, 17.10.2019, 01.11.2019, 11.11.2019, 14.11.2019, 15.11.2019, 18.11.2019, 19.11.2019, 22.11.2019, 26.11.2019, 29.11.2019, 05.12.2019, 12.12.2019, 23.12.2019 и 24.12.2019 АНО «ДАСИ» заключено 56 договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях исполнения обязательств по Договору №1, в которых отсутствует условие о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края и органами государственного финансового контроля Хабаровского края проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты.
В связи с нарушением АНО «ДАСИ» требований п.3 ст.78.1 БК РФ, п.2.2 Порядка предоставления субсидий, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 26.06.2012 №212-пр, п.3.4 Договора о предоставлении субсидии №1, выразившегося в невыполнении обязанности по включению в вышеназванные договоры условия о согласии поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на осуществление Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края и органами государственного финансового контроля Хабаровского края проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты, 25.03.2020 должностным лицом Контрольно-счетной палаты Хабаровского края в отношении директора организации ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Распоряжение №11 от 04.02.2020 и.о. министра инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, протокол заседания Попечительского совета №88 от 07.02.2020, устав юридического лица в новой редакции, выписка из ЕГРЮЛ от 06.03.2020, свидетельство о постановке на учет РФ в налоговом органе 19.02.2020, подтверждают смену наименования АНО «ДАСИ» на АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края».
Постановлением мирового судьи от 07.05.2020 директор АНО «АПИРИ» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выводы о наличии в действиях ФИО1 состава указанного правонарушения основаны на исследованных и приведенных в постановлении мирового судьи доказательствах, в том числе: Договора о предоставлении из краевого бюджета субсидии АНО «ДАСИ» от 07.02.2019 №1, договоров от 01.01.2019 №М-2-112, от 09.01.2019 №115/19, от 09.01.2019 б/н, от 05.02.2019 №16570170/19УЦ, от 03.04.2019 №03042019, от 06.05.2019 №06052019, от 31.05.2019 №146/19, от 31.05.2019 №19/к, от 11.06.2019 №21/к, от 05.06.2019 №90г-19, от 03.06.2019 №03/06/19, от 05.06.2019 №05062019-30, от 03.06.2019, от 05.06.2019 №1, от 07.06.2019, от 13.06.2019 №13/06, от 10.06.2019 №191, от 10.06.2019 №17У-2019, от 10.06.2019 №16/ПИТ, от 01.07.2019 №140/07/19-К, от 28.08.2019 №16, от 09.09.2019 №122, от 18.09.2019 №35, от 16.10.2019 №42, от 17.10.2019 №44, от 02.09.2019 №0209, от 11.10.2019 №5, от 11.11.2019 №11/11, от 15.11.2019 №0001, от 19.11.2019 №19/11, от 11.11.2019 №БН-11\11, от 15.11.2019 №342, от 18.11.2019 №1/11, от 03.10.2019 №0310, от 01.11.2019 №МА/7, от 22.11.2019 №МА/10, от 02.09.2019 №352-ИКУ/Ч/19, от 23.12.2019 №А/637, от 11.06.2019 №УБ/1, от 01.11.2019 №7824, от 01.11.2019 №61205097896, от 11.11.2019 №727000053924, от 14.11.2019 №VSKX11932564280000, от 01.01.2019 №16/19, от 17.01.2019 №48, от 13.05.2019 №07-п, от 05.06.2019 б/н, от 24.12.2019 №01-п, от 26.11.2019 №40, от 18.12.2019 №44, от 26.11.2019 №577, от 26.11.2019 №573, от 29.11.2019 №579, от 05.12.2019 №98/19, от 12.12.2019 б/н, протокола об административном правонарушении от 14.04.2020, Устава юридического лица, выписки из ЕГРЮЛ, которые в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
При таких обстоятельствах у мирового судьи имелись основания для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Поскольку ФИО1 был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, при этом, материалы дела не содержат ходатайств об отложении судебного заседания в связи с вводимыми ограничениями, а участие стороны не являлось обязательным, доводы о нарушении права на защиту несостоятельны.
Ссылка в жалобе на наличие оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях также является необоснованной.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Совершенное ФИО1 административное правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям, касающимся обеспечения порядка проведения мероприятий бюджетного контроля в отношении более 50 заключенных договоров, независимо от наступления каких-либо негативных последствий, и не может быть признано малозначительным.
Так как минимальный размер санкции части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ составляет для должностных лиц 10 000 рублей, оснований для применения мировым судьей положений ч.2.2. ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания не имелось.
В силу 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей
ФИО1, являясь директором АНО, не надлежащим образом исполнил свои служебные обязанности по соблюдению организацией требований законодательства Российской Федерации в бюджетной сфере, совершив правонарушение, объектом которого являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления субсидий.
Наказание назначено с учетом характера и обстоятельств совершенного административного деяние, в пределах санкции, предусмотренной ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в минимальном размере, и в рамках срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства дела. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Постановление мирового судьи является законным и обоснованным, в связи с чем, отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке №25 от 07.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.5 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора Автономной некоммерческой организации «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12,30.14 КоАП РФ.
Судья Ткаченко Е.С.