Дело №12-483/2019
Р Е Ш Е Н И Е
<...> 12 ноября 2019 года
Судья Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края Михалева И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Барнаульского транспортного прокурора на постановление руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края М от 18 сентября 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного бухгалтера краевого казенного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» Реттих <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Постановлением руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края (далее - Инспекция госфинконтроля Алтайского края) ФИО1 от 18 сентября 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного бухгалтера краевого казенного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» (далее - ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае», Управление) Реттих прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с протестом, в котором просит оспариваемое постановление отменить со ссылкой на его незаконность и необоснованность, вынесение с нарушением норм процессуального права, указав, что 26 февраля 2018 года ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» по результатам проведения электронного аукциона ... от 05 февраля 2018 года с ООО «Алтайские авиалинии» заключен государственный контракт» ... на оказание услуг по перевозке специалистов для проведения взрывных работ по ликвидации ледовых заторов на реках Алтайского края; обеспечению при необходимости дежурства воздушных судов и экипажей; предварительной совместной практической тренировке летного состава, взрывников и специалистов ККУ«УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» по подрыву ледовых заторов с применением вертолета. При этом лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации ... на сумму 3600 тыс. руб. доведены до учреждения его учредителем - Управлением Алтайского края по промышленности и энергетики лишь 26 марта 2018 года. Несмотря на это, получатели бюджетных средств обязаны отслеживать наличие бюджетных лимитов при взятии на себя обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов. При принятии и отражении в бюджетном учете государственного контракта» ... от 26 февраля 2018 года, заключенного с ООО «Алтайские авиалинии», главный бухгалтер ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» Реттих достоверно знала о том, что лимиты до учреждения надлежащим образом не доведены. Кроме того, в должностные обязанности главного бухгалтера Реттих входит контроль за соблюдением учреждением требований бюджетного законодательства, в том числе принятие бюджетных обязательств в размерах, не превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств, что реализуется, в частности, путем визирования аукционной документации.
Помощник Барнаульского транспортного прокурора Бикбаев в судебном заседании на удовлетворении протеста настаивал по изложенным в нем основаниям.
Представитель Инспекции госфинконтроля Алтайского края ФИО2 возражала против удовлетворения протеста Барнаульского транспортного прокурора, просила оспариваемое постановление оставить без изменения, поддержав доводы, изложенные в письменном возражении.
Иные участники процесса, будучи надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, воспользовавшись правом на участие в судебном заседании, в суд не явились, об отложении судебного заседания не просили, каких-либо письменных ходатайств суду не представили.
Суд считает возможным рассмотреть протест при данной явке.
В соответствии с положениями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении проверено судьей в полном объеме независимо от доводов протеста.
Из материалов дела следует, что прокурором срок обжалования не пропущен.
Выслушав участников процесса, свидетеля, изучив доводы протеста и исследовав имеющиеся в деле об административном правонарушении доказательства, судья находит принятое по делу постановление подлежащим отмене с возвращением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа пришло к выводу, что главный бухгалтер ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» Реттих не является субъектом вменяемого ей административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку принятие бюджетных обязательств получателями бюджетных средств осуществляется посредством заключения контрактов (договоров). При этом государственный контракт с ООО «Алтайские авиалинии» от 26 февраля 2018 года ... на оказание услуг по перевозке специалистов для проведения взрывных работ по ликвидации ледовых заторов на реках Алтайского края; обеспечению при необходимости дежурства воздушных судов и экипажей; предварительной совместной практической тренировке летного состава, взрывников и специалистов ККУ«УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» по подрыву ледовых заторов с применением вертолета был заключен не главным бухгалтером ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае», а руководителем этого Управления. Документы, подтверждающие согласование главным бухгалтером Реттих заключение указанного контракта, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, согласно должностной инструкции главного бухгалтера ККУ«УГОЧС и ПБ в Алтайском крае», в должностные обязанности Реттих не входит осуществление контроля за заключением контрактов. Наряду с этим отсутствует и субъективная сторона указанного административного правонарушения, так как материалами дела об административном правонарушении вина Реттих в совершении вменяемого ей административного правонарушения не доказана.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Ввиду изложенного производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного бухгалтера ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» Реттих прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.2, ч.2 ст.28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении (постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении), иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
При этом в соответствии с ч.4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного суд полагает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом невсесторонне и не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Так, ответственность за административные правонарушения, предусмотренные ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена для должностных лиц.
В силу ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Судом установлено, что распоряжением Правительства Алтайского края от 16 января 2018 года №3-р Управлению Алтайского края по промышленности и энергетике из резервного фонда Правительства Алтайского края за счет средств, предусмотренных на предупреждение и ликвидацию стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и создание резервов материально-технических ресурсов, было выделено 3600 тыс. руб. на оплату ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» взрывных работ и авиационных услуг, связанных с проведением предупредительных противопаводковых мероприятий.
26 февраля 2018 года ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» по результатам проведения электронного аукциона ... от 05 февраля 2018 года с ООО «Алтайские авиалинии» заключен государственный контракт» ... на оказание услуг по перевозке специалистов для проведения взрывных работ по ликвидации ледовых заторов на реках Алтайского края; обеспечению при необходимости дежурства воздушных судов и экипажей; предварительной совместной практической тренировке летного состава, взрывников и специалистов ККУ«УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» по подрыву ледовых заторов с применением вертолета.
При этом лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации ... на сумму 3600 тыс. руб. доведены до учреждения его учредителем - Управлением Алтайского края по промышленности и энергетики лишь 26 марта 2018 года.
При рассмотрении протеста на постановление по делу об административном правонарушении, как и должностным лицом при рассмотрении дела по существу, установлено, что приказом КГУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» от 23 октября 2007 года ... Реттих переведена на должность главного бухгалтера учреждения с 23 октября 2007 года.
В соответствии с должностной инструкцией главного бухгалтера ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае», утвержденной начальником Управления, с которой Реттих ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись, главный бухгалтер:
- руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового и статистического учета, а также законодательства в бюджетной сфере, обеспечивает предоставление информации внутренним и внешним пользователям (п.2.2);
- организует работу по ведению регистров бухучета, исполнению смет, планов, учету имущества, обязательств, основных средств, материальных запасов, денежных средств, расчетов с контрагентами, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности учреждения (п.2.3);
- обеспечивает контроль за своевременное и точное отражение на счетах бухучета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств (п.2.4);
- обеспечивает контроль за направлением расходования целевых средств в соответствии с законом о бюджете (п.2.7);
- обеспечивает соблюдение финансовой и кассовой дисциплины (п.2.8).
В судебном заседании 07 ноября 2019 года Реттих пояснила, что в ее обязанности, в том числе, входит и согласование конкурсной (аукционной) документации. В листе согласований и предложений 25 января 2018 года она поставила свою подпись о том, что была ознакомлена с заявкой Управления на проведение электронного аукциона по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на оказание услуг по перевозке специалистов для проведения взрывных работ по ликвидации ледовых заторов на реках Алтайского края; обеспечению при необходимости дежурства воздушных судов и экипажей; предварительной совместной практической тренировке летного состава, взрывников и специалистов ККУ«УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» по подрыву ледовых заторов с применением вертолета и всей приложенной к заявке документацией, которая впоследствии была размещена на сайте <данные изъяты>. Ей было известно, что по состоянию на 25 января 2018 года и 26 февраля 2018 года (дату заключения государственного контракта) лимиты до Управления доведены не были.
Из оспариваемого постановления руководителя Инспекции госфинконтроля Алтайского края от 18 сентября 2019 года также усматривается, что Реттих 25 января 2018 года завизировала заявку ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на оказание названной услуги, поставив свою подпись в листе согласований и предложений к этой заявке.
Представитель Инспекции госфинконтроля Алтайского края ФИО2 в настоящем судебном заседании пояснила, что заявка на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на оказание услуг по перевозке специалистов для проведения взрывных работ по ликвидации ледовых заторов на реках Алтайского края; обеспечению при необходимости дежурства воздушных судов и экипажей; предварительной совместной практической тренировке летного состава, взрывников и специалистов ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» по подрыву ледовых заторов с применением вертолета с Приложениями, в которых были отражены все существенные условия заключенного 26 февраля 2018 года государственного контракта, подготовлена ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае». К данной заявке Управлением также были приложены: проект названного государственного контракта, техническое задание (описание объекта закупки), обоснование начальной (максимальной) цены контракта и иные документы. 25 января 2018 года главный бухгалтер Реттих согласовала заявку на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на оказание этой услуги, расписавшись в листе согласований и предложений. Затем все вышеперечисленные документы в отношении закупки 05 февраля 2018 года были размещены в единой информационной системе на сайте <данные изъяты>, а впоследствии на сайте <данные изъяты> После этого по результатам проведенного электронного аукциона 26 февраля 2018 года руководителем ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» был заключен государственный контракт с ООО «Алтайские авиалинии» ..., который в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен на тех условиях, которые были указаны в его проекте, приложенном к согласованной главным бухгалтером Реттих заявке; дополнительно в контракт внесены только наименование исполнителя услуги, победившего по итогам аукциона, его реквизиты и цена контракта. Изменение иных условий, содержащихся в проекте контракта, при заключении государственного контракта после проведения электронного аукциона в силу требований данного Федерального закона не допускается.
Кроме того, из пояснений Реттих, письменных материалов дела об административном правонарушении следует, что после заключения 26 февраля 2018 года государственного контракта с ООО «Алтайские авиалинии» на сумму 2196,7 тыс. руб. главный бухгалтер ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» Реттих, достоверно зная о том, что лимиты до учреждения надлежащим образом не доведены, в помещении ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» по адресу: ///, приняла и отразила в бюджетном учете государственный контракт от 26 февраля 2018 года ... на оказание услуг.
Между тем указанные обстоятельства должным образом должностным лицом не проверены, соответствующая оценка данному не дана.
Вместе с тем выяснение указанных выше обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения дела. Следовательно, принцип непосредственного исследования доказательств как один из основополагающих принципов разбирательства, обеспечивающих вынесение законного постановления по делу, должностным лицом соблюден не был.
Учитывая изложенное, полагаю, что данные нарушения требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем выводы должностного лица о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении являются преждевременными.
При таких обстоятельствах постановление руководителя Инспекция госфинконтроля Алтайского края от 18 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного бухгалтера ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» Реттих не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене.
На основании п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Поскольку на момент рассмотрения судьей протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении от 18 сентября 2019 года срок давности привлечения Реттих за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, в ходе разбирательства по протесту прокурора судьей установлено, что должностным лицом при вынесении постановления допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то постановление по делу об административном правонарушении от 18 сентября 2019 года подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу необходимо учесть требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изложенное в настоящем решении; опросить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелей и истребовать иные, необходимые для рассмотрении дела доказательства; рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно, проверив доводы и обстоятельства, на которые ссылается прокурор, исследовав обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и все собранные по делу доказательства в их совокупности, вынести законное и обоснованное постановление по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края М от 18 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного бухгалтера краевого казенного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» Реттих <данные изъяты> отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в течение 10 суток.
<данные изъяты>
Судья И.Г. Михалева